Бартош Демчук и Ян Своробович «Дисконтные карты будут храниться в мобильниках»

Карточек в России пруд пруди, а по развитию программ лояльности страна все равно отстает от Европы. Наши экс­перты видят две причины этой тенденции. Первая, по их словам, это размеры страны. В Евро

В кошельке каждого российского жителя целая стопка дисконтных карт: бонусы, баллы, скидочные проценты не предлагает разве что ленивый. Директор по продажам на российском рынке компании ComАrch S. A. Ян Своробович и старший консультант по программам лояльности Бартош Демчук знают о дисконтах и бонусах больше других: они — одни из ведущих экспертов по технологическому обеспечению дисконтных программ. Они рассказали «ДК» о том, как ИТ влияют на программы лояльности, и о том, что придет на смену пластиковым картам. Когда «умрут» дисконтные карты? Как сотовый телефон помогает получать скидку в магазине?
Как скидочные программы «Перекрестка» и «Малины» стали лучшими в стране?
Кто такие «собиратели вишни» и почему их не любят ритейлеры?

Карточек в России пруд пруди, а по развитию программ лояльности страна все равно отстает от Европы. Наши экс­перты видят две причины этой тенденции. Первая, по их словам, это размеры страны. В Европе, и в Польше в частности, программы лояльности работают повсеместно: от столицы до маленьких городков. В России же карта действует или в Москве и области, или в Санкт-Петербурге, или в основных миллионниках. Нет ни одной программы, действующей от Калининграда до Владивостока. Вторая причина — проблемы с каналами связи. Базы данных компаний не настолько совершенны, чтобы принимать данные о покупках, совершаемых во всех магазинах сети.

Россия пойдет по польским следам

Насколько велико отставание России от Польши в развитии программ лояльности?

яН Своробович: По времени — около года-двух. В России только сейчас компании переходят со скидок на бонусы, набирают обороты коалиционные программы лояльности.

бартош Демчук: Зато мы замечаем, что в вашей стране потребители открыты к новым способам общения с компаниями. Современные каналы коммуникации (сотовые телефоны, e-mail-рассылка и другие — прим. авт.) развиты и активно используются.

Что в моде среди польских компаний?

С.: Рынок АЗС — предмет гордости. В Польше у каждой сети АЗС собственная программа лояльности. Их системы считаются одними из лучших по стране. В России пока только «Лукойл» ввел карточки, да British Petroleum привлекает клиентов через карточ­ку «Малины».

Д.: В торговых сетях своя «фишка». В Европе крупные ритейлеры становятся мобильными операторами. Они выпускают сим-карты и предлагают услуги сотовой связи под своим брендом, причем своими бонусами и скидочными баллами я как постоянный клиент сети могу оплачивать минуты разговора. К примеру, английская сеть TESCO продает сим-карты под своим же брендом. У французских ритейлеров Auchan и Carrefour программы лояльности также интегрированы с собственными виртуальными мобильными сетями. В проекте для Auchan (бренд Auchan Telecom) участвовали мы.

У нас тоже есть Auchan, и скоро нач­нет работу Carrefour, но сомневаюсь, что такая программа приживется у нас

С.: Все, что год-два было популярно в Европе, сегодня популярно и в России. Если программа уже показала свою дееспособность на польском рынке, то велики шансы, что она приживется и у вас.

Что сегодня самое главное для программ лояльности как в Европе, так и в России?

Д.: Несколько лет назад в Европе провалились все программы, в которых не было хорошо сегментированных и информативных клиентских баз: компании не имели контактных данных, не могли напрямую общаться с каждым из покупателей. Человек любит, когда в магазине знают его имя, его потребности и предлагают промоакции, действительно интересные для него. Как это узнать? Собирать данные о покупках и на их основе делить всю массу клиентов на группы. Их может быть очень много.

С.: Положительные примеры таких программ в России — клуб «Перекресток» и «Малина». Они сразу пошли по этому пути и, как выясняется сегодня, не прогадали. Программа «Перекресток» была первой в стране, работающей в режиме реального времени (все данные о покупках автоматически заносятся в единую базу данных) и поощряющей cashback — оплату покупок накопленными на карте баллами.

Ритейл тратит средства на программы для пенсионеров и «собирателей вишни»

Чтобы получить дисконтную карту, покупателю в любом магазине нужно заполнить анкету. На деле, единственная информация, которую использует компания из этих анкет, — номера мобильных телефонов для рассылки спама о скидках и акциях. Эксперты по маркетингу лояльности уже давно в голос требуют от ритейла прекратить «советскую» систему сбора анкет и обратить внимание на чеки. Потребительская модель индивидуума —что он ест и сколько он тратит в будни и по праздникам — для ритейла сегодня важнее, чем его должность и семейное положение.

Нужно ли делить клиентов на группы, и по какому принципу?

С.: Надо следить за изменениями в обществе. Сейчас оно стареет, и заметьте, программ лояльности для людей старшего возраста стало все больше. А что им нужно? Для таких людей важнейшим условием становятся не деньги, а свободное время. В последнее время в каталогах поощрений компаний появляется много таких призов, как поездка куда-нибудь, поход в SPA-салон.

Но ведь компаниям не столько важен возраст, сколько суммы, которые приносит клиент компании...

С.: Для этого используется так называемый Customer Lifetime Value. С по­мощью этой методики можно не только просчитать, сколько денег клиент приносил до введения программы лояльности и сколько приносит сегодня, но и суммы, которые он будет оставлять нам, скажем, лет через десять. То есть стоит ли сегодня держать этого человека или проще отпустить его к конкурентам. Этот метод, кроме того, позволяет понять, что нужно сделать, чтобы клиент в скором времени начал приносить прибыль.

Для этого же нужно многое знать о жизни потребителя?

Д.: Все, что надо, можно узнать из чеков от покупок: сколько в среднем клиент единоразово тратит и как часто к нам приходит. При выдаче клиенту карточки он, как правило, оставляет свое имя и контактные данные. Мы знаем, есть ли у него жена и сколько у него детей. Дети растут, поэтому с каждым годом человек будет тратить все больше средств на еду. Зачем заставлять заполнять анкеты и задавать некорректные вопросы, вроде «Сколько вы зарабатываете?». Можно просто посмотреть, сколько денег клиент потратил в этом году, сравнить с прошлогодними показателями и выяснить, насколько вырос его доход. На базе этих данных и с помощью систем, таких как Comarch Loyalty Management, мы можем узнать, сколько на этом конкретном человеке мы будем зарабатывать в будущем.

С.: Маркетологи компаний, внедряющих программы лояльности, могут, анализируя базы данных крупных ритейл-сетей, поименно сказать, как развивается клиент, как растет его лояльность и что, например, Иванова Ивана Ивановича нужно поощрить, иначе он будет покупать вещи в другой сети.

Чем же можно поощрить тех, кто оставляет много денег (так называемый премиум-сегмент)? Огромную скидку магазин делать не может, маленькая им самим не нужна?

С.: Поощрять их эмоционально, чтобы они чувствовали себя уникальными клиентами. В авиалиниях такие люди получают статус «золотого» или «платинового» пассажира, в продовольственном ритейле можно вводить отдельные карты специально для таких людей. Что-то подобное мы создали для польской сети Alma Market (аналог российской сети «Азбука вкуса» — прим. авт.): в этих магазинах карточку может получить только человек, единоразово купивший еды на очень большую сумму. То есть мы сразу отделяем таких людей от тех, кто покупает молоко-хлеб. В каталоге подарков для обладателей карт представлены уникальные вещи, которые они нигде не купят, и это сразу привязывает их к сети. Второе — накопленные баллы можно отправлять на благотворительность. То есть человек делает покупки и автоматически помогает бедным, в Европе это популярно.

Д.: И третье — обладатели таких карт приглашаются на уникальные дегустации французских вин или сыров. Таким образом, карточка — это не просто собиратель баллов, а ключ к закрытому клубу, в который попадают избранные. Часто в магазинах для таких людей работает отдельная касса для обслуживания без очереди.

С.: В скором времени такие программы лояльности появятся и в российском продовольственном ритейле.

А в какую группу отнести человека, который имеет много карт и ходит в несколько похожих сетей сразу?

С.: Таких клиентов мы называем cherry-pickers («собиратели вишни»). Они покупают в определенных магазинах определенные товары — в каждом понемногу. По принципу Парето, 20% наших лучших клиентов приносят 80% прибыли для компании. И наоборот — 30% самых плохих клиентов «съедают» 50% этой прибыли. Это и есть «собиратели вишни» — нежелательные клиенты для любой сети. Они ни к кому не привязаны. Им нужно давать не просто скидку в 50%, но плюс к этому 500 бонусных баллов на карту, чтобы пробудить интерес к накапливанию баллов. Наш «собиратель» будет ходить в магазин не только на распродажи, но и за нормальными вещами по нормальной цене, чтобы бонусные баллы с покупок тратить в будущем на скидку или оплачивать ими новые покупки.

Д.: Компания может сделать специальный сегмент покупателей «собиратели вишни» и делать промоакции специально для них. Людям, оставляющим десятки тысяч, просто давать скидку, а таких клиентов мотивировать скидками и бонусами. Кроме того, мы можем работать над этим сегментом для того, чтобы в один прекрасный день они перешли из группы «собирателей» в другой сегмент, приносящий гораздо больше прибыли компании. Это главная идея удержания таких людей.

Современные программы лояльности следят за клиентом 24 часа в сутки

Будущее в программах лояльности за «Большим братом» — автоматическим слежением в режиме онлайн за данными о покупках всех клиентов, после чего по­требитель относится к той или иной клиентской группе, для которой рассчитываются оптимальные модели поощрений и скидок. В идеале такая модель должна рассчитываться индивидуально для каждого потребителя. Платформа для управления лояльностью от Comarch входит в четверку лучших в мире1.

Что предлагают рынку компании, подобные вашей?

С.: ИТ-платформы для дисконтных и бонусных систем, которые обрабатывают все данные онлайн. Купил человек еды в магазине, предъявил карту на кассе — и через секунду все данные о его покупке уже перенесены в глобальную базу в его именной профайл. Это и позволяет отслеживать активность клиентов. Мы можем сделать все, что хочет клиент, — все пожелания учитываются. Если их нет, рассказываем о нашем опыте в США, Западной Европе или России, и клиент выбирает, что ему удобнее.

Где может внедряться автоматизированная программа лояльности?

С.: Нет никаких ограничений ни по размеру компании, ни по роду деятельности.

В каких ситуациях к вам обращаются заказчики? Должны ли они осознать, что им необходима именно автоматизация именно программы лояльности? У многих наших компаний и в планах такой программы нет

С.: В 2000 г. сотрудничали с компанией «BP — Польша». Они были недовольны своей старой системой, которая работала в режиме офлайн. Недостатки ее в том, что нет возможности в реальном времени высылать коммуникации клиентам — данные о покупках приходят в базу в среднем раз в сутки. Мы сделали систему онлайн и соединили все их АЗС в одну сеть, чтобы данные о клиентах приходили в одну общую базу. Но самое главное — мы переключились на новую систему ночью всего за два часа, так что никто из клиентов ничего не почув­ствовал. В России наша платформа уже работает в клубе «Перекресток», серверы которого размещены в центре обработки данных Comarch в Кракове, а также в коалиционной программе лояльности «Малина». Сейчас завершаем внедрение в одних авиалиниях, названия пока сказать не могу, но программа запустится уже в этом году.

Многие ли российские компании «до­зрели» до такой системы контроля?

С.: Судим по обращениям, а обращаются часто. В Москве, Санкт-Петербурге и регионах встречи с потенциальными заказчиками проводим 4-5 раз в месяц. Главные заказчики — ритейл, авиалинии, телекоммуникационные компании, рестораны, заправочные станции — все те, у кого много клиентов и большое желание развивать бизнес качественно. Как правило, это не монополисты, на рынке у такой компании много конкурентов и большая сеть точек. Она хочет узнать о своих покупателях как можно больше и готова вкладывать в это деньги.

А если компания небольшая, но тоже хочет такую ИТ-платформу? Она ведь по определению недешевая?

С.: Специально для таких фирм с этого года в Comаrch функционирует дочерняя компания iReward24. Мелким фирмам покупать платформу в собственность ни к чему, поэтому мы предлагаем нашу систему как услугу в модели SaaS (Software as a service). Эта модель предложения программного обеспечения потребителю, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, размещает его и управляет, а заказчики платят за его использование. Сумма абонентской платы зависит от числа карточек и количества транзакций. Это похоже на услуги интернет-провайдера.

Как это работает на практике?

Д.: Систему можно развернуть по всей России. А можно установить с помощью удаленного доступа, то есть наши специалисты в компанию приезжать не будут, а из Кракова будут следить за программой, проверять и анализировать. Кроме того, компании не нужно набирать штат ИТ-специалистов. Управлять в каждой фирме ей могут маркетологи, а техническую поддержку оказывают наши сотрудники. Компания ежемесячно платит за горячую линию, call-центр, техническую поддер­жку системы. Call-центр имеет специальный модуль, в котором видна вся история клиентов, его транзакции, данные о счетах и балансах. Каждый человек может самостоятельно узнать о новых акциях магазина и том, сколько баллов на его карточке. Иногда компания строит собственный call-центр, но это редкость. Затраты на инфраструктуру, телефоны, сотрудников, помещение собственного центра огромны по сравнению с оплатой этих услуг в аутсорсинге.

Конкурентов у вас много?

С.: Это такие мировые гиганты, как Microsoft, Oracle (Siebel), а также специалисты по лояльности FMI, Cardlink. При участии в тендерах мы всегда соревнуемся с ними.

Сколько платформ необходимо в нашей стране?

С.: Помимо существующего количества программ лояльности, в России есть место еще как минимум для 2-3 больших коалиционных программ лояльности. Программ работы с карточками в России много, хороших — мало. Если мы возьмем топ-10 компаний в российском ритейле, то увидим, что только у клуба «Перекресток» и «Малины» программы мирового уровня. У некоторых лидеров ритейла в России вообще нет программ. Фактически уровень нашего проникновения в Россию будет зависеть от того, насколько активно компании захотят развивать свои программы.

Сотовый телефон — альтернатива традиционным картам

Вначале была мода на постоянную скидку, потом компании перешли на накопительную. Новое веяние с Запада — бонусы и баллы. Что же дальше? Наши эксперты сходятся во мнении, что будущее за кобрендовыми картами. «Они показывают нашу активность. Мы собираем бонусы не просто так, а чтобы перейти со статуса «серебряного» в «золотой», а из «золотого» в «платиновый». Карты лояльности становятся нашим ключом в закрытые клубы, нашей визитной карточ­кой. Чем выше статус нашей карты, тем лучше сервис обслуживания», — уверяет г-н Своробович. В скором времени такие карты будут работать по всей стране: «Малина» уже начала работу в Санкт-Петербурге и готовится к выходу в регионы. Ждать 3-5 лет и прогнозировать, что же будет, не надо — все уже начало изменяться. На это в первую очередь повлиял рост торговых сетей. Если раньше ритейл был большей частью региональным: на Урале — одна сеть, в Сибири — другая, то сегодня все более-менее крупные сети предпочитают развивать бизнес по всей стране.

Современные программы лояльно­сти — это часть повального увлечения CRM?

С.: Люди часто путают CRM и программы лояльности — у нас в компании отдельно есть и то, и другое.

Д.: CRM, как правило, «зашита» в программах лояльности, которые мы создаем. С одной стороны, программа разрешает собирать бонусы и накапливать информацию о клиенте, а с другой — функциональность CRM в нашей системе помогает анализировать и использовать данные.

Что-нибудь придет на смену картам?

С.: Наши кошельки уже пухнут от карточек — кредитные, дебетовые, дисконтные. Альтернатива им — мобильные телефоны, а точнее, технология NFC (Near Field Communication). Это специальный бесконтактный чип, который получает клиент магазина с помощью обыкновенного MMS-сообщения. Во время покупок человек просто открывает это сообщение, приближает телефон к специальному считывающему устройству и тут же получает свою скидку, или на его бонусный счет начисляются баллы. Себестоимость технологии низкая, она завоевывает все большую популярность в Европе. Уже скоро вы сами будете участниками программ лояльности, основанных исключительно на технологии NFC.

Д.: Такая функция уже активно используется в Польше. Например, на Новый год жители страны получат сообщения со штрихкодами праздничной программы лояльности. В России пилотный проект такой программы мы запустили два года назад в одной московской компании, но система не прижилась. Лучше всего такая программа подойдет для одежного ритейла, но, в принципе, на продуктах ее тоже можно опробовать.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.