Банки вернулись к заемщикам

На банковском рынке отчетливо наметились позитивные тренды. Начали расти кредитные портфели. «Одним из ключевых изменений стало формирование спроса на кредиты,— подчеркивает председатель правления

Банки, накопив большой объем свободной ликвидности, начали «откручивать гайки» и активнее бороться за хороших заемщиков, конкурируя не только по ставкам, но и по рискам. Такая политика вместе с инфляцией грозит им снижением рентабельности.

На банковском рынке отчетливо наметились позитивные тренды. Начали расти кредитные портфели. «Одним из ключевых изменений стало формирование спроса на кредиты,— подчеркивает председатель правления Челябинвестбанка СЕРГЕЙ БУРЦЕВ.— Существенно снизились темпы роста проблемной задолженности. Как следствие, банки меньше, чем в 2009 г., формировали резервы на возможные потери по ссудам, что позволило им получить по итогам 2010 г. более высокую прибыль».
Признаком потепления на рынке стало и увеличение количества пунктов банковского обслуживания. В 2010-м новые офисы в Челябинске и области открывали Челябинвестбанк (8 новых отделений), Сбербанк (4), «Снежинский» (4), ВУЗ-банк (3), ОТП Банк (1) и др. Показательным было и появление в южноуральской столице VIP-отделения «Альфа-банка»— «А-клуба» с порогом входа от $100 тыс. на текущем счете.

Конкуренция и инфляция снижают банковскую маржу
Вопрос низкой ликвидности в течение года постепенно терял свою остроту. Как подмечает Сергей Бурцев, конкуренция на рынке вкладов значительно ослабла в связи с неготовностью населения тратить свои сбережения и продолжающимся ростом денежной массы в экономике. За год объем ресурсов от физлиц в банковской системе области вырос на 30%: почти до 135 млрд руб. (тем самым обогнав докризисные показатели на 50%)1.
Остатки на расчетных счетах предприятий тоже весь год росли. Кратко- и среднесрочные ставки на межбанке достигли относительно низкого уровня. Соответственно, серьезно снизился спрос на более дорогие ресурсы, в частности, беззалоговые кредиты ЦБ РФ (к декабрю задолженность банков по таким кредитам снизилась с 190,4 млрд руб. до 60 млн руб.).
Уже в начале года стоимость пассивов начала снижаться. Многие банки стали платить за привлеченные средства населения по ставкам ниже уровня инфляции. Заместитель управляющего филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в Челябинске по розничному бизнесу АЛЕКСЕЙ ГОРБУШИН, ссылаясь на данные ГУ Банка России по Челябинской области, отмечает, что средневзвешенные ставки по рублевым вкладам физлиц снизились на 3,9 п.п. до 5,4%. По рублевым средствам нефинансовых организаций— на 4 п.п. до 3,7%, кредитных— на 10,2 п.п. до 4,3%.
Таким образом, более насущной проблемой для банкиров в прошлом году был вопрос не привлечения пассивов, а их размещения. С одной стороны, банкам необходимо развивать основной бизнес, с другой— никто не хочет плодить невозвраты. Хороших заемщиков пока немного. А между тем многим банкам до сих пор приходится решать проблему «плохих» кредитов. Так, объем просрочки по юрлицам в конце года составил почти 11 млрд руб. Это в 7,5 раз больше, чем до кризиса. При том, что сам объем кредитов для бизнеса превысил докризисные показатели лишь на 5%2.
Но, несмотря на то, что банкам в своей кредитной политике теперь приходится быть весьма осторожными, 2010 г., по определению некоторых аналитиков, стал годом «откручивания гаек». «Если в 2009 г. банки действовали по принципу «даю кредиты, попробуй возьми», то, увидев улучшение финансовой отчетности компаний, они начали смягчать условия и охотнее принимать риски клиентов»,— заключает генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) в Челябинске ВАСИЛИЙ ЮДИН.
В течение года практически все банки смягчали условия по кредитам (иногда дело доходило до откровенного демпинга). «В среднем ставки для физлиц понизились на 1,9 п.п. (до 16,2%), для нефинансовых организаций— на 5,4 п.п. (до 11,7%)», — озвучивает цифры Алексей Горбушин. Кроме того, многие банки уменьшали или вовсе отказывались от комиссий, сокращали списки требований к обеспечению. «Мы пересмотрели свое отношение к залогам, которые зачастую усложняют и бюрократизируют процесс оформления кредитов и к тому же не всегда спасают банк от потерь,— рассказывает об изменениях в кредитовании бизнеса управляющая ОО «Челябинский» ВУЗ-банка СВЕТЛАНА ВОЛКОВА.— Сейчас для нас залоговая система вторична, а на первом месте— анализ качества бизнеса».
Из-за дефицита клиентов, кредитование которых носит «оправданный риск», банковская конкуренция заметно усилилась. Как отмечают в BSGV, на рынке корпоративного кредитования для компаний с хорошей финотчетностью наступило время «избалованного клиента». Сначала госбанки стали привлекать заемщиков низкими ставками, а во II п/г 2010 г. к борьбе за «пятизвездочных» клиентов подключились и коммерческие банки.
Высококонкурентным, по словам директора филиала ОТП Банка в Челябинске ДМИТРИЯ РЕЙДМАНА, стал рынок краткосрочных и экспресс-кредитов для населения. То же можно сказать об автокредитовании— на рынок начали возвращаться монобанки «от автопроизводителей», и условия по автокредитам одними из первых начали стремиться к докризисным.
А вот уровень конкуренции на ипотечном рынке банкиры оценивают неоднозначно. По оценкам г-на Рейдмана, она ослабла— в связи с недоступностью длинных дешевых ресурсов. Однако г-н Юдин полагает, что, несмотря на уход с рынка ряда банков, испытывающих проблемы с длинным фондированием, уровень конкуренции остался высоким из-за сокращения предложения жилья как на первичном, так и на вторичном рынке.
Обратной стороной роста конкуренции и повышения лояльности к заемщикам стало снижение маржинальности банковских операций. Другая проблема— рост уровня инфляции, который уже в IV кв. 2010 г. начал толкать вверх ставки по депозитам. Василий Юдин полагает, что эта тенденция продолжится и в 1 п/г 2011 г. По его словам, с высокой долей вероятности к продовольственной инфляции добавится сырьевая за счет роста цен на нефтепродукты и энергоносители. «Рост инфляции приведет к повышению ставок кредитования и снизит потребительскую и инвестиционную активность. Как следствие, возрастет риск сокращения банковской рентабельности, объемов кредитования и увеличения доли проблемных кредитов»,— преду-преждает он.
Банки финансируют торговлю и АПК
В 2010 г. значительного роста кредитного рынка не произошло. Объемы займов для юрлиц увеличились на 16,4%2. «Масштабы могли бы быть больше, но для этого бизнес заемщиков должен стать более «прозрачным»,— подчеркивает Дмитрий Рейдман. А Василий Юдин замечает, что проблема усугубляется, так как из-за роста налогов увеличивается доля «серой» отчетности.
Но все же настрой у банкиров позитивный, так как рынок явно чувствует оживление. К примеру, челябинское отделение Сбербанка в 2010 г. привлекло более 700 новых заемщиков-юрлиц и выдало свыше 70 млрд руб. кредитов для бизнеса. Филиал банка «УРАЛСИБ» в Челябинске нарастил кредитный портфель по корпоративным клиентам на 53%.
Для Челиндбанка в 2010 г. самым динамичным сегментом в кредитовании стал малый бизнес (кредитный портфель вырос в полтора раза). Спросом у заемщиков пользовались различные программы: в т. ч. на пополнение оборотных средств, покупку недвижимости, инвестиционные цели.
Одним из факторов роста кредитных вложений в реальный сектор эксперты называют стимулирующие меры правительства. В частности, еще в 2009 г. в Челябинской области создали Фонд содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства (выступает поручителем по кредитам). К концу 2010 г. у фонда было уже 17 банков-партнеров, 4 из них — с «местной пропиской». «Мы заключили соглашение с Фондом летом 2009 г.,— рассказывает заместитель управляющего филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в Челябинске по корпоративному бизнесу ЕЛЕНА КУКК.— К началу 2011 г. подписали 34 договора с заемщиками под поручительство Фонда— на общую сумму 127 млн руб.».
В прошлом году на рынке сформировалось несколько категорий заемщиков, проявляющих повышенный интерес к кредитным ресурсам. Как отмечает Сергей Бурцев, наиболее активно сейчас кредитуются предприятия, чья продукция пользуется реальным платежеспособным спросом. В частности, это компании пищевого сектора (производители мяса птицы и свинины). «Практически закрытые квоты на импорт мяса птицы послужили сигналом потенциальным инвесторам к развертыванию проектов»,— поясняет Василий Юдин.
Наращивали кредитные портфели во 2 п/г 2010 г. и компании сельхозпереработки, так как рост цен на сырье потребовал увеличения доли заемных средств, отмечают в BSGV. Вернулись к завершению инвестиционных проектов металлурги. А вот в сегменте малого бизнеса, по наблюдению Светланы Волковой, наиболее активными заемщиками были торгово-оптовые организации.
У челябинского отделения Сбербанка почти половина кредитов для бизнеса в прошлом году пришлась на металлургию, машиностроение и АПК. У филиала банка «УРАЛСИБ» основная доля (почти 77%)— на предприятия торговли, на втором и третьем месте— промышленность и строительство.
Рынок кредитов для населения не спешит выходить из стагнации
По сравнению с динамикой кредитования бизнеса прирост в рознице в 2010 г. оказался скромнее— лишь 2,7%2. Причины все те же, что и год назад: неопределенность в экономике, невысокий рост товарооборота и платежеспособного спроса населения, поясняет Сергей Бурцев.
Однако и этот рынок начал потихоньку оживать. «В 2010 г., и особенно к концу года, стало понятно, кого и как можно кредитовать. Процентные ставки сегодня находятся на уровне начала 2007 г.»,— утверждает Алексей Горбушин.
Одним из способов снизить риски и за счет этого предложить более выгодные условия стали спецпрограммы для определенных категорий заемщиков. Например, в ВУЗ-банке разработали кредитные продукты для сотрудников бюджетной сферы, работников ряда промпредприятий.
Стратегия потребкредитования в ряде банков изменилась. «Если раньше они боролись за крупные суммы кредитов, то в прошлом году стали снижать лимиты и тем самым распределять риски на большее количество клиентов»,— поясняет Светлана Волкова.
Впрочем, курс на снижение поддержали не все. ОТП банк, напротив, увеличил лимиты— по кредитам с поручителем и с залогом недвижимости (до 750 тыс. и 6 млн руб. соответственно). «Для нас потребкредитование стало одним из приоритетных направлений. В линейке продуктов появились нецелевые рублевые кредиты, в т. ч. без залога и поручителей»,— делится Дмитрий Рейдман. По его словам, в этом году банк намерен поднять планку и по кредитам без поручительства: с 200 тыс. до 400 тыс. руб.
Алексей Горбушин также подчеркивает, что суммы кредитов увеличиваются. Физические лица, по его словам, более взвешенно подходят к оценке своих потребностей и финансовой возможности своевременно рассчитаться за кредит.
Чтобы привлечь население к кредитам, банки придумывают новые технологии и продукты. Отделения Сбербанка в 2010 г. внедрили «Кредитную фабрику» по выдаче потребкредитов (подразумевает максимальное упрощение процедуры). ОТП Банк запустил в Челябинске проект «Банк на работе» (заявку на кредит можно подать прямо на рабочем месте). А Челиндбанк начал разработку т. н. пакетных продуктов. В частности, клиентам был предложен автокредит в пакете с кредитной картой,— по более низкой процентной ставке, чем стандартный автокредит.
Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.