Банки развивают кредиты на «пластике»

эксперты Жанна Донская начальник отдела розничных банковских продуктов челябинского филиала МДМ-Банка Юлия Исаенко экономист кредитного отдела Углеметбанка Ольга Каймакова заместитель директора

Карточный сегмент на челябинском рынке пока невелик, но быстро развивается. Банки смягчают условия для получения кредитных карт и предлагают все новые услуги. Привлекательность данного сегмента обусловлена тем, что процент за пользование «пластиковыми» деньгами выше, чем по стандартным потребительским кредитам. В будущем, считают эксперты, кредитные карты выдавят с рынка экспресс-кредиты и сильно потеснят кредиты «на неотложные нужды».

эксперты
Жанна Донская
начальник отдела розничных банковских продуктов челябинского филиала МДМ-Банка
Юлия Исаенко
экономист кредитного отдела Углеметбанка
Ольга Каймакова
заместитель директора челябинского филиала банка «Северная казна»
Алексей Осадчих
начальник отдела по развитию банковских карт ФКБ «Юниаструм Банк» в Челябинске
Алексей Чапайкин
начальник отдела пластикового бизнеса банка УРАЛСИБ

Как растет эмиссия кредитных карт?
Зачем банкам «бесплатные» кредиты?
Чем рискуют банки, выдавая кредитки?
Что сдерживает темпы роста кредитного «пластика»?

Еще 2-3 года назад пластик развивался преимущественно по двум направлениям: массовые зарплатные проекты, и немногочисленные VIP-карты. Перелом в отношении к пластику наступил по мере снижения доходов банков в сегменте розничного потребкредитования. Банки начали активно наделять пластик кредитными возможностями: предлагать клиентам воспользоваться разрешенным овердрафтом, перевести на карту потребительские кредиты или приобрести полноценную кредитку.

Банки делают кредитный пластик более доступным

По данным Ассоциации региональных банков России, доля кредитных карт в объеме выдаваемых банками кредитов сегодня невелика и составляет около 5%. «Эта доля, безусловно, будет расти, так как востребованность карт с кредитными возможностями колоссальная», – уверен начальник отдела по развитию банковских карт ФКБ «Юниаструм Банк» в Челябинске АЛЕКСЕЙ ОСАДЧИХ. Заместитель директора челябинского филиала банка «Северная казна» ОЛЬГА КАЙМАКОВА отмечает, что портфель кредитов, выданных банком на пластиковые карты, за последние полгода увеличился в два раза. Выросла и доля овердрафтных кредитов на пластиковых картах в общем портфеле кредитования банка. Впрочем, несмотря на растущую эмиссию овердрафтных и кредитных карт, заваливать ими рынок банки не торопятся. «Рост спроса на карты достаточно равномерный, в основном, мы выдаем по 5-10 кредитных карт в день», – отмечает Ольга Каймакова. Масштабную эмиссию кредиток банком «Русский стандарт», который выдал уже более 11 млн. карт в России, эксперты считают явлением, выходящим за рамки общей тенденции. По оценкам Алексея Чапайкина, общее количество кредитных карт всех банков, работающих в Челябинской области (исключая карты «Русского стандарта») пока составляет около 10 тыс. В «Северной казне» обращают внимание на то, что у «Русского стандарта» иной подход к эмиссии, нежели у других участников рынка: банк рассылает карты по почте. При этом возникает риск кражи. Поэтому комиссии и процентные ставки у них выше, чем у других. «Наши карты не рассылаются по почте, а выдаются только в офисе банка. Заемщик лично подает заявку и подписывает с банком кредитный договор. Таким образом он сознательно выбирает для себя именно этот вид кредитования», – говорит Ольга Каймакова.

Участникам зарплатных проектов банки предлагают оформить овердрафт по карточному счету . «Мы предложили эту услугу в начале 2006 года. Массовой подписки у нас нет, и для оформления овердрафта клиент должен сам прийти в банк и заключить договор. Клиентов становится больше, сегодня с уверенностью можно сказать, что это привлекательный проект и для банка, и для клиента», – говорит экономист кредитного отдела Углеметбанка ЮЛИЯ ИСАЕНКО. В Углеметбанке подчеркивают, что новая услуга была введена не только как дополнительная возможность для нынешних клиентов банка, но и для привлечения новых в рамках зарплатных проектов.

Овердрафтное кредитование банки предлагают не только «зарплатникам», но и вновь пришедшим клиентам. Начальник отдела розничных банковских продуктов челябинского филиала МДМ-Банка (эмитирует расчетные карты с разрешенным кредитным лимитом с января 2005 г.) ЖАННА ДОНСКАЯ поясняет: если карта клиента находится вне зарплатного проекта, переводить зарплату на счет банка необязательно. Оформить карту банк готов для любого физического лица, благополучно прошедшего финансовый анализ.

Что касается кредитных карт , в Челябинске их предлагают немногие. Эксперты в первую очередь называют Альфа-Банк, ДельтаБанк, «Русский стандарт», «Северную казну» и Home credit (кстати, сам термин «кредитная карта» в челябинской банковской среде пока не имеет единого толкования, см. «Детали»). В августе этого года кредитки вывел на челябинский рынок и банк УРАЛСИБ. Примечательно, что параллельно банк отказался от кредитования депозитного карточного счета. «Овердрафтное кредитование для нас стало менее актуальным. Это было видно по количеству открываемых овердрафтов, по объемам ссудных задолженностей. Поэтому с прошлого года мы этот продукт не предлагаем. Сейчас для нас более интересна кредитная карта. Кредитка удобней – клиент не путается, какие из средств на карте его собственные, а какие – заемные», – объясняет начальник отдела пластикового бизнеса банка УРАЛСИБ Алексей Чапайкин. По его словам, сейчас у банка порядка 300 кредитных карт, до конца 2006 г. планируется увеличить эмиссию до 3-4 тыс. кредиток, что составит порядка 5% от общей эмиссии карт банка.

Кредитные карты становятся все более демократичными. Если раньше кредитки могли получить только топ-менеджеры крупнейших компаний, то сегодня ее владельцем может стать любой человек, прошедший систему оценки платежеспособности. Банки упрощают условия выдачи кредитных карт  – внедряют скоринговые системы, предлагают карты, не требующие залогов и поручителей. «Пластиковые» кредиты постепенно становятся обязательной частью пакета розничного банковского обслуживания. «То, что карты с кредитными возможностями банки начали развивать только в последнее время, не означает, что на них не было спроса. В большей степени это связано с тем, что банки сами не были готовы предоставлять подобные продукты в массовом порядке. 3-4 года назад человеку «с улицы» прийти в банк и получить кредитную карту было нереально. Овердрафт по карте могли получить только сотрудники банка или крупного предприятия под серьезные гарантии. А сейчас банкам просто необходимо работать с широким кругом потребителей», – констатирует Алексей Осадчих.

Для привлечения внимания потенциальных клиентов, банки идут на понижение процентных ставок, увеличивают кредитные лимиты. Если у Мечел-Банка в начале 2005 г. можно было занять только 10 или 20 тыс. руб., то теперь банк кредитует по картам уже до 120 тыс. руб. Увеличить число держателей карт банки стараются и с помощью различных спецпрограмм. На днях закончилась трехмесячная акция Райффайзенбанка, предоставляющая заемщикам скидки в размере 50 и 100% (в зависимости от вида карты) на годовое обслуживание. Подобные акции практикуют и другие банки. Например, в январе 2006 г. «Северная казна» кредитные карты предоставляла бесплатно. В банке говорят, что рост заявок на кредитки был заметным, несмотря на сезонный спад интереса к банковским продуктам вообще.

Банки готовы даже отказываться от взимания процентов за пользование кредитом, правда, с ограничением по времени. Карту с льготным периодом кредитования  в один месяц первым на челябинском рынке предложил Мечел-Банк в июле 2005 г. У Альфа-Банка, предложившего аналогичную услугу осенью 2005 г., grace-period был уже существенно увеличен – до 60 дней. Эксперты говорят, что серьезным стимулом для введения беспроцентного кредитования послужили изменения в Налоговом кодексе: с 1 января 2005 г. выгода, полученная клиентом при использовании кредитной линии на льготных условиях, определенных между банком и клиентом по договору, не подлежит налогообложению. Сегодня услугу grace-period в Челябинске предоставляют также филиалы Внешторгбанка 24, Райффайзенбанка и «Северной казны». «Льготный период выгоден тем, кто умеет управлять своим счетом, – в этом случае человек пользуется кредитом почти бесплатно. Если он расплачивается безналом по карте в магазинах, тогда он платит только 4% единоразовой комиссии», – говорит Ольга Каймакова. Несмотря на «бесплатность» пользования средствами, банки не теряют доходов. Во-первых, они зарабатывают на комиссиях. Во-вторых, как показывает практика, часть заемщиков не соблюдает grace-period и все же платит проценты. Те клиенты, кто умеет пользоваться льготным периодом, для банка выгодны уже тем, что они какое-то время просто хранят деньги на карточном счете. Плюс клиенты платят за саму карту. Алексей Осадчих считает grace-карты перспективной услугой: «Рано или поздно наш банк тоже к этому придет. Это вопрос конкуренции».

Карты вытесняют товарные кредиты

Несмотря на постоянное понижение ставок и комиссий, банкам по-прежнему выгодно заниматься пластиковыми кредитными продуктами. «Предоставление кредитов по пластиковым картам – это очень хорошее размещение средств. Ставка по такому кредиту выше, чем по обычному кредитованию, в первую очередь это связано с тем, что банк вынужден резервировать неиспользованный лимит», – говорит Юлия Исаенко. Переплата по кредитной карте больше, подтверждают и в «Северной казне»: если стоимость классического потребительского кредита здесь составляет 18% годовых плюс 2% единовременной комиссии, то за карту клиенту уже нужно заплатить 23% годовых и 3% разовой комиссии. «Потребительский кредит чаще всего требует поручительство либо залог, а кредитная карта у нас выдается без обеспечения. Получается, что это более рисковый продут для банка, но и более доходный», – объясняет Ольга Каймакова.

Все больше банков предлагают клиентам перевести на пластиковые карты потребительские кредиты. Альфа-Банк и «Северная казна», кроме того, готовы оформить на пластик автокредит. Для банков это существенная разгрузка касс, для клиентов – простота погашения: через кэш-банкоматы либо автоматическое погашение с поступающей в банк зарплаты. Некоторые банковские специалисты считают, что кредитный пластик со временем способен вытеснить экспресс-кредиты, выдаваемые в магазинах или банковских офисах. Алексей Чапайкин: «Тот же «Русский стандарт», активно развивающий экспресс-кредиты в торговых точках, существенно уменьшил их портфель и занялся рассылкой карт». Среди причин – высокий риск невозвратов товарных экспресс-кредитов. Другая причина – повышение спроса на нецелевые кредиты, или, как их еще называют, кредиты «на неотложные нужды». «Пластик – это более удобная, более гибкая система. Если человек берет кредит на конкретные нужды, например 100 тысяч на гарнитур, то все его обязательства исходят из этих 100 тысяч, долг он должен погашать строго по графику. А если он оформил разрешенный овердрафт на 100 тысяч, он может взять из них 20, и расплачиваться только за них. А тратить их он может на все что угодно – ремонт, туристические поездки и т.д.», – объясняет Алексей Осадчих.

Банки продолжат развивать «кредитный пластик» и в будущем. Есть планы по эмиссии grace-карт у челябинского филиала МДМ-Банка. В Челябинвестбанке в дополнение к овердрафтному кредитованию картсчетов в настоящее время обкатывают два новых «пластиковых» продукта, пока воздерживаясь от разглашения подробностей. Эксперты считают, что кредитных карт будет становится все больше по мере развития системы безналичных карточных расчетов – сегодня еще далеко не все торговые точки подключены к платежным системам.

Большие надежды возлагают банки и на растущий сегмент зарплатных проектов. Банкиры рассматривают их участников как потенциальных держателей кредитных и овердрафтных карт. Ольга Каймакова отмечает, что пока еще очень немногие знают, что такое пластиковая карта и как ей пользоваться: «Когда люди привыкнут к картам и когда кредитки будут принимать почти в каждом магазине, этот продукт станет массовым. И потребность в экспресс-кредитовании исчезнет, по крайней мере такой, какая наблюдается сейчас». «Банки пойдут по западному пути – чтобы практически у каждого человека было по 1-2 кредитные карты», – резюмирует Алексей Чапайкин.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.