Банки расширяют сети розничных продаж

эксперты Светлана Белик начальник управления кредитования челябинского отделения Сбербанка России Елена Беляева управляющая челябинским филиалом Альфа-Банка Евгений Болотин заместитель председателя

Обвал ипотеки в США привел к дефициту дешевых заемных денег на межбанковском рынке и сужению ипотечного предложения российских банков. По прогнозам, главным полем битвы для банкиров в ближайшем будущем станет сегмент кредитования среднего и малого бизнеса (СМБ): один за другим банки объявляют об активизации деятельности в этом сегменте. Параллельно, стремясь быть как можно ближе к клиенту, кредитные организации наращивают инфраструктуру и расширяют возможности дистанционного доступа к услугам.

эксперты
Светлана Белик
начальник управления кредитования челябинского отделения Сбербанка России
Елена Беляева
управляющая челябинским филиалом Альфа-Банка
Евгений Болотин
заместитель председателя Уральского банковского союза
Сергей Бурцев
первый заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк»
Григорий Вахитов
директор челябинского филиала инвестиционной компании «Брокеркредитсервис»
Юрий Владельщиков
заместитель управляющего челябинским филиалом банка УРАЛСИБ
Алексей Годованец
председатель правления Москоммерцбанка (Москва)
Екатерина Замашных
начальник отдела по работе с частными клиентами челябинского филиала ОАО АКБ «Росбанк»
Илья Зибарев
руководитель блока «Ипотечное кредитование» Альфа-Банка (Москва)
Сергей Колобов
председатель правления ОАО «Южно-Уральский банк социального развития «Резерв»
Оксана Обогрелова
руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской Ипотечный Банк»
Ольга Смолякова
начальник планово-экономического управления челябинского отделения Сбербанка России
Шухрат Собиров
директор филиала «Южный Урал» Райффайзенбанка
Андрей Стихин
управляющий челябинским филиалом Международного Московского Банка

Почему банки корректируют ипотечные программы?
По какому принципу развиваются банковские сети?
Как банки зарабатывают на малом и среднем бизнесе?

Тема номер один, взволновавшая банковский рынок осенью этого года, – глобальный кризис ликвидности, последовавший в результате обвала ипотеки в США. Процентные ставки на мировом межбанковском рынке начали расти быстрыми темпами, а банки – с неохотой кредитовать друг друга.

Аналитики уверяют, что России банковский кризис не грозит, но ситуация продолжает оставаться напряженной. В конце ноября Банк России выдал кредитным организациям под залог ценных бумаг рекордную сумму – 300 млрд руб. Предыдущие максимальные вливания регулятора (272 млрд руб.) пришлись на 28 августа 2007 г. – в ответ на первые по­следствия глобального кризиса. СЕРГЕЙ БУРЦЕВ, первый заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк»: «Долгое время принято было считать, что раз деньги на Западе более «длинные» и дешевые, значит, России нет необходимости формировать долгосрочные ресурсы. Многие коммерческие банки предпочли привлекать их из-за рубежа1. Но, как только в Штатах случился кризис, эти ресурсы стали очень дорогими, а для кого-то вообще недоступными».

Кредитные организации пересматривают условия ипотеки

На протяжении нескольких лет банки методично повышали доступность ипотеки для южноуральцев. По данным Банка России, с октября 2006 г. по октябрь 2007 г. объем ипотечных кредитов в рублях в Челябинской области вырос более чем в три раза. С 1995 по 2007 гг. стоимость ипотеки снизилась с 25 до 11-15% годовых. Заметно упала планка требований к заемщикам. В конце лета 2007 г. многие банки были готовы кредитовать южноуральцев без первоначального взноса. «Слухи о кризисе ликвидности дошли до Челябинска в сентябре, но многие отнеслись к ним несерьезно, посчитав, что Америка далеко», – рассказывает ОКСАНА ОБОГРЕЛОВА, руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской Ипотечный Банк» в Челябинске. Однако перемены не заставили себя долго ждать. Дефицит дешевых заемных денег на межбанковском рынке привел к сужению кредитного предложения внутри страны. «Из-за кризиса ликвидности часть банков заметно повысила ставки или приостановила выдачу ипотечных кредитов, а некоторые игроки и вовсе ушли с рынка», – комментирует ситуацию АНДРЕЙ СТИХИН, управляющий челябинским филиалом Международного Московского Банка.

Наиболее заметным последствием глобального кризиса стало ужесточение условий ипотечного кредитования. Как заметил в интервью федеральной прессе АЛЕКСЕЙ ГОДОВАНЕЦ, председатель правления Москоммерцбанка, сейчас во всем мире происходит переоценка рисков. «Причина кризиса в США в том, что некоторые участники рынка очень беспечно подходили к анализу платежеспособности заемщиков», – напомнил г-н Годованец. Нестабильность на мировых финансовых рынках заметно остудила пыл некоторых игроков в России. «Сегодня задача банков состоит не в массовой выдаче кредитов. В ситуации кризиса ликвидности они будут подбирать идеальных заемщиков, потому что кредитов выдано много, под разные проценты, и сейчас самое время задуматься о сборе этой кредитной массы», – полагает ГРИГОРИЙ ВАХИТОВ, директор челябинского филиала инвестиционной компании «Брокеркредитсервис».

В результате пересмотра кредитной политики ряд банков отменил более рискованные программы без первоначального взноса или подтверждения доходов. Некоторые кредитные организации начали разрабатывать новые формы анкет для заемщиков. Например, в Москоммерцбанке решили ввести более подробные вопросы о качестве и стиле жизни клиента. Намного больше внимания здесь стали уделять проверке платежеспособности заемщиков по крупным кредитам. «Мы хотим более внимательно познакомиться с клиентами, которые берут у нас больше $500 тыс.», – поясняет г-н Годованец. Усложнилась и процедура выдачи ипотечного кредита. По наблюдениям участников рынка недвижимости, среднестатистические для Челябинска сроки рассмотрения заявок возросли с 3-5 дней до 1,5-3 недель. Ставки по кредиту в среднем по рынку поднялись на 2-3%. В связи с этим Сергей Бурцев отмечает ослабление конкуренции в сегменте ипотечного кредитования: «Процентные ставки региональных банков стали более рыночными».

Официально о приостановке ипотечных программ в области не объявил ни один банк. Эксперты также никого поименно не называют. Одни говорят, что самыми уязвимыми в этой ситуации оказались небольшие федеральные банки, работающие на основе заемных средств из-за рубежа. Другие считают, что сложнее всего пришлось региональным банкам. Однако заместитель председателя Уральского банковского союза ЕВГЕНИЙ БОЛОТИН в одном из октябрьских интервью заявил, что большинство региональных организаций не испытали проблем с привлечением денежных средств. Представители Челябинвестбанка, Челиндбанка, Урал­промбанка один за другим заверили прессу, что выдачу кредитов они не прекращали. А ИЛЬЯ ЗИБАРЕВ, руководитель блока «Ипотечное кредитование» Альфа-Банка, на всероссийской конференции, прошедшей в Москве в октябре 2007 г., обратил внимание, что от проблем с ликвидностью не застрахованы и крупные банки. Впрочем, сам Альфа-Банк оказался одним из наиболее устойчивых, вместе с такими организациями, как Сбербанк, ВТБ24, Райффайзенбанк, BSGV и некоторые другие.

Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение темпов роста ипотечного кредитования у ряда банков и связанный с этим частичный передел рынка. Многие банки, не испытавшие больших сложностей с ликвидностью, охотно начали кредитовать заемщиков, получивших отказ в других финансовых организациях. Ряд игроков, воспользовавшись ситуацией, и вовсе вывел на рынок новые ипотечные продукты. Так, в октябре-ноябре Альфа-Банк и Райффайзенбанк объявили об акциях, в рамках которых по ряду ипотечных займов была отменена комиссия за выдачу кредита. «Сейчас на рынке ипотеки удачное время для расширения присутствия крупных банков, что связано, в том числе, с повышением стоимости фондирования для небольших игроков, отказом нескольких банков от выдачи кредитов на покупку жилья», – комментирует Илья Зибарев. По его словам, в условиях сложной финансовой ситуации многие участники рынка в этом году отказываются от традиционных новогодних акций и распродаж, поэтому такие мероприятия вызывают еще больший интерес у клиентов.

Другой тенденцией рынка, по мнению некоторых его участников, может стать прямая продажа кредитных портфелей. Среди наиболее вероятных покупателей – дочерние структуры иностранных банков и государственные кредитные учреждения. Недаром глава ВТБ Андрей Костин в октябре заявил, что его банк готов покупать кредитные портфели частных банков, которые испытывают трудности с ликвидностью.

Банки активизируются в сегменте кредитов для СМБ

Банки ужесточают требования к заемщикам не только в ипотечном кредитовании. Еще весной 2007 г. некоторые кредитные учреждения отметили снижение роста объемов потребительских ссуд, связав этот процесс со стремительным увеличением объема невозвратов. Многие банки стали проводить более глубокий анализ платежеспособности заемщика и ужесточили требования по обеспечению займов. СЕРГЕЙ КОЛОБОВ, председатель правления ОАО «Южно-Уральский банк социального развития «Резерв», отмечает: «По оценкам Банка России, объем просрочки пока не угрожает банковской системе. Тем не менее симптом настораживает и позволяет предположить, что пик роста потребительских кредитов мы уже миновали».

Одной из главных тенденций банковского рынка Южного Урала становится активизация банков в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса. «Так как на рынке кредитования физических лиц наступило определенное насыщение, банки ищут возможности развития других сегментов», – подчеркивает Андрей Стихин. С другой стороны, наблюдается уменьшение объема рынка кредитов для крупных промышленных предприятий, а малый и средний бизнес пока остается незаполненной нишей. По словам СВЕТЛАНЫ БЕЛИК, начальника управления кредитования челябинского отделения Сбербанка России, потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах сегодня удовлетворена не более чем на 20%.

Число участников рынка кредитования СМБ увеличивается, в том числе за счет крупнейших игроков, таких, как Альфа-Банк, Райффайзенбанк и др. «Работать в сегменте СМБ выгодно: расширяется клиентская база, увеличивается маржа, диверсифицируется кредитный портфель», – объясняет ЕЛЕНА БЕЛЯЕВА, управляющая челябинским филиалом Альфа-Банка. За последние два года объемы займов для СМБ значительно подросли. Например, в челябинском филиале ММБ за 10 месяцев 2007 г. рост составил 55%, по отделениям Сбербанка – 60%. «Растущий интерес к кредитным продуктам со стороны малых и средних предприятий связан с увеличением их потребностей в финансовых ресурсах. Растет также количество людей, желающих заняться собственным бизнесом», – отмечает Светлана Белик.

Представление о кредитах для СМБ как о высокорискованном продукте по­степенно нивелируется. Как говорят участ­ники рынка, суммы бизнес-кредитов для средних и малых компаний иногда сопоставимы с потребительскими, но, как правило, риски по ним просчитать легче. ЮРИЙ ВЛАДЕЛЬЩИКОВ, заместитель управляющего челябинским филиалом банка УРАЛСИБ, обращает внимание на то, что и сами заемщики, как правило, серьезно подходят к возврату долгов, а уровень невозвратов в этом сегменте рынка существенно меньше 1%. Пока остаются трудности с обеспечением и несоответствием банковским требованиям отчетности небольших компаний. «В основном малый бизнес ведет отчетность в упрощенной форме либо не ведет вообще. В каждом втором предприятии бухгалтерия очень слабая, и оценить реальную платежеспособность субъекта малого бизнеса бывает весьма сложно», – говорит Сергей Колобов.

Активизация банков в сегменте СМБ подтверждается и расширением линейки продуктов. Банки увеличивают сроки кредитования, снижают процентные ставки, комиссии по РКО, требования к отчетности, увеличивают предельные суммы кредитов. Многие выводят на рынок специальные программы кредитования малого бизнеса. Так, появились скоринговые продукты для оценки финансовых показателей заемщика, позволяющие принять решение о выдаче кредита за 1-2 дня. Все больше банков предлагают варианты беззалоговых кредитов. «В этом году мы полностью обновили линейку продуктов для СМБ, в том числе ввели экспресс-кредиты на пополнение оборотных средств для малых предприятий и ИП: для получения кредита на сумму до 1 млн руб. (для ИП – 300 тыс. руб.) не требуется предоставления залога», – рассказывает Андрей Стихин. Доля кредитов Сбербанка, выданных в рамках специальных программ, в общем объеме ссудной задолженности СМБ Челябин­ской области за 10 месяцев 2007 г. составила чуть менее 5%. По словам Светланы Белик, в этом году банк вследствие высокого спроса увеличил лимит беззалогового и недостаточно обеспеченного кредитования.

Банки наращивают сети точек продаж и развивают системы дистанционного обслуживания

Конкуренция на челябинском рынке банковских услуг ужесточается. Число его участников в 2007 г. значительно возросло. По данным ГУ Банка России по Челябинской области, филиалы и представитель­ства на Южном Урале в этом году открыли 18 банков. Среди них – Банк Москвы, Банк Сосьете Женераль Восток, Москоммерцбанк, Свердловский губернский банк, Промсвязьбанк, АКБ «Электроника», БИНБАНК, «Петрокоммерц», Городской Ипотечный Банк и др. С открытия кредитно-кассового офиса начал работу на Южном Урале ИнвестКапиталБанк (Уфа). Появились филиалы структурных банковских подразделений: кредитный центр Пробизнесбанка, центры ипотечного кредитования Альфа-Банка и СКБ-банка. Высокий спрос на розничные банковские продукты (кредиты, вклады, денежные переводы, пластиковые карты и др.) провоцирует банки на развитие внутренних точек продаж. ЕКАТЕРИНА ЗАМАШНЫХ, начальник отдела по работе с частными клиентами челябинского филиала ОАО АКБ «Росбанк», рассказывает: «В банковском бизнесе размер имеет значение. Чем больше у банка розничных клиентов, выданных кредитов и открытых вкладов, тем устойчивей его положение на рынке, выше его стоимость». Безусловный лидер по количеству банковских точек в регионе – Сбербанк. Динамично развивают сети и ведущие региональные банки: Челябинвест­банк и Челиндбанк. Так, в 2007 г. Челябинвестбанк открыл 11 новых допофисов с полным набором услуг как для физических, так и для юридических лиц. Наращивают инфраструктуру УРСА Банк, Уральский банк реконструкции и развития, «Северная казна», СКБ-банк, УРАЛСИБ, ММБ, «Резерв», «Снежинский», Уралпромбанк, Росбанк, Райффайзенбанк и др. «Повышенный спрос на кредитные и инвестиционные продукты со стороны физических лиц свидетельствует о необходимости открытия новых офисов, которые работают очень эффективно при правильном построении бизнес-процессов», – объясняет ШУХРАТ СОБИРОВ, директор филиала «Южный Урал» Райффайзенбанка. Развивая сети розничных продаж, банки применяют один из главных принципов ритейла – продукт должен быть там, где потребитель. Поэтому банки массово выходят в так называемые спальные районы, открывают точки в крупных торговых цент­рах. Не остаются без внимания и города области. По наблюдениям экспертов, наиболее активно финансовые организации осваивают рынки Магнитогорска, Миасса, Златоуста и Южноуральска. В этом году наблюдался также всплеск банковской активности в Чебаркуле в связи с проводимыми там совместными со странами ШОС учениями «Мирная миссия – 2007».

Банки стараются выбирать оптимальное местоположение будущего офиса. Шухрат Собиров замечает, что большое внимание уделяется транспортной доступности, криминогенной обстановке, обустроенности окружающей территории. ОЛЬГА СМОЛЯКОВА, начальник планово-экономического управления челябинского отделения Сбербанка России, подчеркивает, что расширение филиальной сети – это не только открытие новых учреждений, но и изменение месторасположения действующих структурных подразделений. «В 2007 г. оно сопровождалось ростом площадей, увеличением числа операционных окон, а главное, созданием более комфортных условий для клиентов банка», – рассказывает г-жа Смолякова.

Стабильно развивается южноуральский рынок пластиковых карт. В 2007 г. банки многократно увеличили объемы эмиссии карт. И если 2-3 года назад реализовались преимущественно массовые зарплатные проекты и создавались немногочисленные VIP-карты, то сегодня банки активно наделяют карточки кредитными возможностями. Увеличивается количество карт с овердрафтом, револьверных кредиток, карт с льготным (беспроцентным) периодом. Развитие карточного бизнеса банки также подкрепляют соответствующей инфраструктурой, развивая эквайринговую сеть и наращивая парк банкоматов.

Вместе с развитием инфраструктуры банки расширяют и каналы дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Широкое распространение получили интернет-банкинг, мобильные платежи SimMP, сеть банкоматов с функцией приема наличных. «Подключение к современным информационным технологиям обеспечивает мощное конкурентное преимущество», – подчеркивает Елена Беляева. Банки отмечают, что число пользователей систем ДБО постоянно растет. В 2007 г. клиентская база у ряда банков по отдельным сервисам увеличилась в 2-3 раза. В банке «УРАЛЛИГА» заключение договоров на установку системы «Клиент-банк» сопровождает практически каждое открытие расчетного счета, растет и количество клиентов, предпочитающих работу через Интернет.

Как поясняют эксперты, потребность клиентов в удаленном доступе продиктована современным образом жизни. Почти все жители области пользуются сотовой связью, растет число пользователей Интернета. Все больше людей хотят пользоваться сервисами независимо от своего местонахождения. «Несомненно, за удаленным доступом будущее. У клиента должна быть возможность управлять своим счетом из любой точки земного шара 24 часа в сутки 365 дней в году», – говорит Сергей Колобов. Для самих банков системы ДБО – это не только способ привлечения клиентов, но и снижения внутренних издержек на бумажный документооборот и ручной труд операционистов. Многие банки (например, СКБ-банк, УРАЛСИБ) не скрывают, что рассчитывают довести долю тех или иных операций по электронным каналам связи до 80-100%.

Чтобы обеспечить дальнейший рост клиентской базы, игроки предлагают клиентам новые сервисы и возможности. Например, банк «Северная казна» в этом году вывел на рынок продукт, включающий в себя интернет-доступ к банковскому счету, пластиковую карту, программное обеспечение для мобильного телефона, а также флэш-накопитель. Все больше банков позволяют клиентам посредством удаленного доступа оплачивать услуги, конвертировать валюту, управлять паями в ПИФах, осуществлять денежные переводы, отслеживать состояние счета. В Челябинвестбанке в этом году появился «Мобильный кон­структор», сервис, позволяющий управлять счетом и проводить платежи посредством мобильного телефона. ММБ предоставил южноуральцам возможность оплачивать с помощью банковских карт услуги сотовой связи, спутникового телевидения, интернет-провайдера и ЖКХ. «Список организаций, оплату услуг которых можно будет осуществлять с помощь системы Enter.IMB (аналог системы «Банк-клиент», но для частных лиц), будет продолжать расти», – прогнозирует Андрей Стихин.

 

1 По данным Челябинвестбанка, совокупный долг кредитных учреждений за семь лет вырос с $7,7 млрд до $110,4 млрд. При этом соотношение привлеченных западных ресурсов к активам российских коммерческих банков достигло 15%.

детали
Банковская сеть активно растет
По состоянию на 1 ноября 2007 г. количество подразделений кредитных организаций (филиалов, представительств, дополнительных офисов, операционных касс, кредитно-кассовых офисов, обменных пунктов, операционных офисов) на территории Челябинской области составило 770. С начала года банковская сеть Челябинской области выросла на 86 единиц (12,6%).
Количество региональных банков сократилось с 12 до 11 (в связи с реорганизацией в форме присоединения из книги государственной регистрации кредитных организаций исключен ОАО «Банк «Дорожник»). Число филиалов инорегиональных банков возросло с 41 до 48 (было открыто девять филиалов, прекратили деятельность два филиала), представительств – с 15 до 24.
В целом число дополнительных офисов в области возросло с 343 до 395, кредитно-кассовых офисов – с 24 до 41. Кроме того, в области банками других регионов было открыто семь операционных офисов (новый вид структурного подразделения).
Источник: ГУ Банка России по Челябинской области.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.