Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода
Иллюстрация: Фонд «Собрание»

«Шло тотальное отрицание. Деньги лишние? Раздайте людям, повысьте зарплаты! А потом ярые скептики и критики приходят и молча включаются в работу. Преобразить город могут только те, кто в нем живет».

«Давно были в Сатке? Обязательно съездите, там  за последние годы появилось столько всего красивого и интересного — это стоит увидеть своими глазами», — улыбается руководитель культурных проектов фонда «Собрание» Валерия Цой.

Фонд «Собрание» создан Группой Магнезит в 2013 г. для поддержки и развития культурных инициатив. О том, как это изменило общественные пространства, культурную жизнь и настроение маленького промышленного моногорода и почему продвигать искусство в массы в небольшом городе Сатка Челябинской области оказалось гораздо сложнее, чем в областном центре, Валерия Цой рассказала DK.RU.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 1

Гнев, отрицание, принятие

Летом в Сатке пройдет международный фестиваль уличного искусства Satka Street Art Fest — уже третий по счету. Именитые художники из Германии, Италии, Швейцарии, Испании и ЮАР рисуют муралы на серых торцах типовых девяти- и пятиэтажек. Панельных домов в Сатке не так уж много, в основном в спальном районе Западный, застроенном в перестроечное время, так что в скором времени художникам придется осваивать новые архитектурные формы.

Во время первого фестиваля в городе появились пять произведений современной настенной живописи, созданных художниками стрит-арта с мировым именем: итальянских художников Solo и Diamond, российского дуэта Aesthetics group, швейцарской арт-группы Nevercrew. А летом прошлого года удалось привезти на Урал Хендрика Байкирха из Германии, российских художников Алексея Лучко (Luka) и Данилу Шмелёва (Shozy), испанца Пабло Пеллуза, итальянца Агостино Якурчи, монументального иллюстратора Рикки Ли Гордона из ЮАР, а также одного из пионеров европейского граффити Zedz. Площадками фестиваля стрит-арта стали пустующий ангар цеха по ремонту БелАЗов, главное здание почты, школа, трансформаторные будки у дворца культуры «Магнезит», а также фасады жилых домов.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 2

В течение всего лета для горожан и гостей фестиваля проходили мастер-классы, лекции и кинопоказы, рассказывающие о современном искусстве, давно вышедшем за рамки музеев и галерей. В фонде следят за мировыми фестивалями стрит-арта, но все же главным образом художника выбирают, опираясь на внутренние ощущения и учитывая особенности малого города, соотношения стиля, в котором работает художник с форматом пространства для будущего шедевра. У признанных мастеров стрит-арта график рабочих поездок расписан на год вперед, а гонорары исчисляются десятками тысяч евро, но когда речь идет о социальном, а не коммерческом проекте, подавляющее большинство художников  идет навстречу, соглашаясь на символическое вознаграждение.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 3

Нет задачи привезти в Сатку топовых звезд — мы стараемся познакомить жителей города с интересными художниками, рисующими в разных стилях, — поясняет Валерия Цой.

Перед поездкой художники по фотографиям выбирают здание, на котором будет размещаться мурал, и готовят несколько скетчей  в характерном стиле. Организаторы фестиваля не ставят художников в жесткие рамки, единственное ограничение — чтобы в работах не содержалось намеренной провокации: ненормативной лексики, вызывающих образов, политических или религиозных призывов.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 4

Вместе с тем стрит-арт — искусство не однозначное, и далеко не сразу культурный проект был понят и принят в Сатке. Так, многие жители с непониманием и даже отторжением на первых порах отнеслись к самому первому проекту по настенной живописи: в абстракции, созданной дуэтом молодых российских уличных художников Aesthetics group, бабушки, живущие в окрестных домах, разглядели кресты и темноту. И разубедить их оказалось достаточно тяжело.

Художники расписывали торцы двух многоэтажек в течение почти двух недель — и практически каждый день слышали в свой адрес ругань и проклятья. Тут у любого человека нервы сдадут. А они, хоть и молодые ребята, но уже известные, получившие признание на международных фестивалях. Безусловно, им пришлось непросто, но они собрались с силами и завершили проект, который идеально вписался в существующую среду, — рассказывает Валерия Цой.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 5

Люди консервативны, и требуется некоторое время, чтобы адаптироваться к новому. И в этом плане достаточно показательна история мурала, созданного швейцарской арт-группой Nevercrew. 27-метровый русский медведь попал под красную обойную полосу, которую пытаются наклеить двое рабочих в люльке – альтер-эго авторов.

Первая реакция жителей была такая: какой кошмар, медведь купается в крови! Но это совсем не тот посыл, который вкладывали художники, — говорит Валерия Цой. 

Организаторам фестиваля стрит-арта пришлось разъяснить замысел художников. «Прошло совсем немного времени, и дом уже называют не иначе, как «наш Мишка». И когда весной мы привезли в город очередную иностранную делегацию, они на телефоне показывают картинку: а где можно увидеть медведя? Из всей информации, которую они перед поездкой нагуглили про Сатку, их заинтересовало именно это», — рассказывает Валерия Цой.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 6

Но главное, конечно, на что рассчитывают в фонде — это то, что преобразование городской среды повлечет и изменения в сознании жителей маленького промышленного моногорода. Что, привлекая творческую молодежь для создания нетривиальных общественных пространств, получится расширить культурные горизонты жителей Сатки. И доказательством того, что лед уже тронулся, служит трогательная история про маленького художника Васю Суслова.

Прошлым летом на фестиваль уличного искусства приехал немецкий художник-монументалист Хендрик Байкирх, известный гигантскими монохромными портретами в реалистической манере. В поисках вдохновения художник много путешествует, стараясь выхватить взглядом интересные типажи. Здесь же организаторы выслали ему полсотни фотоснимков жителей Сатки, опубликованных в разное время в газете «Магнезитовец». И он выбрал портрет прабабушки с внучкой, но к его приезду старшая героиня портрета умерла и семья глубоко переживала утрату.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 7

«В этих домах живут в основном переселенцы из ветхоаварийного жилья. Рядом — стайки и гаражи, заброшенный пустырь. И вот представьте: приезжает огромная, 45-метровая, вышка. Двухметровый художник ходит с красками туда-сюда. Понятное дело, вокруг сразу собралась толпа детей. «Привет, ты немец?» — и тут же убегают, потому что больше ничего не могут сказать, стесняются. Но Хендрик был очень открыт. И в какой-то момент дети перестали бояться. В один из дней 10-летний Кирилл вынес из дома кружку воды, и этот простой жест невероятно растрогал художника. И когда он закончил работу, дети провожали его со слезами. Буквально на следующий день один из мальчишек, Вася Суслов, нашел где-то кусок фанеры и нарисовал самолет.  Самолет, на котором улетел Хендрик. На другой день — портрет художника, вполне узнаваемая прическа и зеленые ботинки.  Надо понимать, это обычный мальчишка, который вместе с друзьями фактически круглые сутки носится во дворе, дерется, ругается. И другие дети стали подтягиваться, соорудили на пустыре мастерскую под открытым небом. И когда в Сатку приехал испанский художник Пабло Пеллуз расписывать спортзал школы, дети не сводили с него глаз, следили за тем, как продвигается работа. И на обложке книги о фестивале «Моя Сатка» за прошедшие несколько лет помещен именно рисунок Васи Суслова. Это отражение проекта — как мы, создавая что-то, меняем не только пространство, но и сознание людей. Это самое главное. Мы не просто красим стены. Да, дети шумные, галдят и иногда мешают — но никто их не прогоняет. Это история про объединение, что на самом деле нет границ — ни языковых, ни международных, ни между взрослыми и детьми».

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 8

Город культуры и отдыха

Фонд «Собрание» не ограничивается только фестивалем уличной культуры: в городе постоянно проходят гастроли театральных и музыкальных коллективов, художественные выставки, образовательные лекции и мастер-классы. Так, в апреле в течение недели прошли Дни итальянской культуры с участием посла Италии в России Паскуале Терраччано. В рамках мероприятия состоялось открытие выставки «Бесценные свидетельства» знаменитого итальянского фотографа Элизабетты Каталано из фондов Московского музея фотографии: снимки со съемок культовых кинолент и репетиций знаковых театральных постановок, портреты звезд мирового кинематографа, литераторов и художников. Это взгляд изнутри на интереснейшие события, происходившие на протяжении последних сорока лет в итальянском искусстве и культуре, память об уходящей эпохе. Выставка продолжит работу до июня. Кроме того, прошел кинопоказ шедевра Лукино Висконти «Леопард», удостоенного «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Одна из старейших театральных трупп Италии, известная с 1835 года, — театр марионеток «Карло Колла и сыновья» — представила спектакли «Турандот» и «Спящая красавица». Артисты включились и в образовательный проект: провели для учащихся школы искусств мастер-класс и рассказали, как создаются куклы.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 9

«Изначально, когда начинаются переговоры о приезде в Сатку, люди даже не вполне понимают, где на карте искать город. А потом у большинства случается культурный шок: за один день увидеть стрит-арт мирового уровня, классический балет, услышать мировые хиты в исполнении симфонического оркестра — и все это только на одной из арт-площадок, на территории заброшенного заводского цеха. Разнообразие форматов и насыщенность культурной жизни просто колоссальные. У театра марионеток в рамках гастрольного турне были запланированы спектакли в трех городах — Новосибирске, Сатке и Москве. И когда мы в феврале встретились, чтобы обсудить технические требования к площадке, я увидела огромное сомнение в их глазах. Но, по общему мнению труппы театра, Сатка им запомнится как самый лучший город, где проходили их гастроли за последние 20 лет», — рассказывает Валерия Цой.

Конечно, всегда найдутся люди, которые скажут, что были не в курсе и все пропустили, признает она. «Но тут хоть огромные баннеры сделай — не увидят. А те, кто действительно интересуется, постоянно следят за афишей культурных событий, ждут — и это бесценно, — говорит Валерия Цой.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 10

Параллельно с фестивалем уличного искусства в Сатке проводится и архитектурный фестиваль. «Стараемся вовлекать российских архитекторов, дизайнеров: сооружаем конструкции из дерева, высаживаем многолетние растения. Привлекаем жителей города к созданию новых общественных пространств: это сильно влияет на отношение, помогает избавиться от потребительской позиции «Город сделает, комбинат профинансирует, а мне все равно!», — говорит Валерия Цой.

В сентябре прошлого года Диего Эспозито, один из признанных мэтров современной итальянской скульптуры, профессор миланской Академии искусств Брера, соорудил масштабную скульптуру в национальном парке «Зюраткуль». Прямо в огромной глыбе магнезита скульптор поместил зеркальное «око», пронизывающее небесный свод. Это и своеобразный символ озера Зюраткуль, окруженного хребтом Уральских гор.

Арт-Сатка: как преобразовать пространство и жизнь провинциального моногорода 11

«Российский художник Алексей Лучко (Luka) так вдохновился саткинским городским ландшафтом, что собрал по городу разные фрагменты стаек. Знаете это слово? Просто в Москве, например, сложно объяснить, что это такое. Обычно люди стесняются стаек, а он увидел в этих строениях красоту. И создал пятиметровую инсталляцию, которая словно бы соединяет архитектурное и социокультурное прошлое и будущее города. Многие художники отмечают, что отношение к искусству и должно быть разным, если работа не вызывает равнодушия — это уже хороший результат, а если вызывает улыбку — отлично! Внутри у человека должно что-то произойти. На моей памяти было немало случаев, когда шло тотальное отрицание: «Зачем вы это делаете? Никому это не надо! Деньги лишние? Раздайте людям, повысьте зарплаты!» А потом самые ярые скептики и критики превращаются в людей, которые приходят и молча включаются в работу. В этом и весь смысл: мы можем дать лишь начальный импульс, а по-настоящему преобразить город могут только те, кто в нем живет», — заключает Валерия Цой.

 

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.