«Блогеры-«малыши» приведут вам больше клиентов, чем Оля Бузова»
Страницы с идеальными фото похожи на «Биг Мак»: в коробке совсем не то, что в рекламе. Как изменился Instagram в 2019 г. и какой контент зацепит подписчиков? — Антон Ходов.
Антон Ходов, предприниматель, маркетолог-копирайтер, руководитель агентства «ИванФранц», автор книги «Коммерческое предложение: секретные фишки»:
— Первый тренд в Instagram — меньше глянца, больше жизни. Когда ты приходишь в «Макдональдс» — видишь классные фотографии гамбургеров, ждешь с вожделением эту коробочку, но в итоге разочарован, потому что содержимое не похоже на красивую вылизанную картинку. В «Макдональдс», конечно, приходят снова и снова, но не факт, что часто.
Так же и в Instagram: когда все глянцево отретушировано, вы создаете эффект «Биг Мака». Человек уже проходил через это, он уже был в «Макдональдсе». Люди хотят видеть реальность. Я не говорю, что надо выставлять всю жесть, все мясо. Но показывая реальную жизнь без прикрас, вы уже будете выгодно отличаться от конкурентов.
Возьмем ресторанный бизнес. Человек заходит на аккаунт заведения, где по классике жанра размещена куча фотографий «постапокалипсиса»: все исчезли и остались пустой зал, столы, стулья, посуда. Другое дело, когда он видит фотки, сделанные на смартфон, где есть люди, движуха. Он сразу понимает, где реальная картинка, и уровень доверия автоматически повышается: вы нормальные ребята, ничего не скрываете. Фотографируйте, как у вас отдыхают гости. Одно из заведений даже пишет их имена: если к вам ходят нормальные адекватные люди, им это будет приятно.
Следующая тенденция — покажите жизнь. «Дом-2» живёт так долго не просто так. Это интересно потому, что там показывают реальную жизнь, условно дают заглянуть в замочную скважину. Instagram устроен по тому же принципу.
В том же ресторане снимайте повседневную жизнь: покажите какие-то косяки, если они не критичные; как дурачатся сотрудники, когда никого нет. Мы с одним баром сняли минутное видео, где бармен поет песню Шнура с матом и получает за это замечание от администратора. Это стало вирусным видео, которое держалось в топе по просмотрам в течение месяца.
Все показывают готовый товар, а вы покажите процесс. Чисто по-человечески интересно, как готовят блюда в ресторане. Как минимум, вас запомнят и будут подписываться ради этого.
Возьмем индустрию красоты. Заходишь на страницу — и одни глаза, глаза, глаза. Я должен подписаться, чтобы у меня одни глаза были в ленте? Это неинтересно.
Снимайте, получаете новую партию одежды в магазине, как распаковываете китайские мешки Gucci. «Вот так это выглядит. А вот Вася, который это привез, он сегодня даже прикольно оделся, обычно он выглядит страшнее».
Следующий тренд — видео. Причем не только профессиональное. С помощью видео можно быстро донести свои «фишки». Зачастую 2,2 тыс. знаков в текстовом описании и куча фотографий легко заменятся коротким роликом.
Проводите прямые эфиры. У людей всегда есть куча вопросов, предложите поговорить. «Почему у вас итальянская одежда, а написано «Сделано в Китае?» Отвечайте! Отслеживайте, в какое время будет больше просмотров. Может, ваша целевая аудитория по ночам играет в компьютерные игры, а днем спит.
Личный бренд — главный тренд года. Сейчас очень много безликих аккаунтов, а человеку нужен человек. В глазах подписчика ваша компания — не какая-то бездушная компания, а конкретная персона, которая олицетворяет эту компанию и становится близкой как друг. Единственное НО: завязывать личный бренд на наемных сотрудников неправильно: сегодня он есть, а завтра нет. Личностью, которая ассоциируется с компанией, должно быть первое лицо, человек, который, условно, никуда не денется.
Вы должны быть готовы постоянно светиться, что-то постить: меньше личной жизни, больше рабочих будней. Нужно иметь смелость наговаривать сториз, делать эфиры. Если вы не готовы, лучше писать посты от имени компании — будет меньше ответственности. Соблюдайте соотношение постов: если все посты о работе, человека уже не видно. Примерно 70-80% контента должно быть по работе, оставшиеся 20-30% — на личные темы.
Контент должен быть для людей. Вы чем думаете, когда выкладываете фото кроссовок, размерный ряд и «цена в личку по запросу»? Или вся лента в глазах, ногтях, губах. Все это работало, когда в Instagram в вашей нише, кроме вас, было еще три землекопа. Сейчас таких аккаунтов — сотни. Вы видели, чтобы кто-то выкладывал фото криво сделанных ногтей или неправильно накаченных губ? Делайте посты реально интересными.
Часто открываешь пост и понимаешь, что человек был на каких-то тренингах, где ему сказали, что надо давать полезный контент, он залез в «Википедию» и начал копипастом ставить журнальные статьи. Люди приходят в Instagram не для того, чтобы почитать очередной учебник. Если надо, они найдут в другом месте. Рассказывайте истории про себя, своих клиентов, причем как истории успехов, так и истории провалов. Провалы даже интересней — больная тема для многих, а «успешный успех» всем порядком поднадоел.
Вы должны стать «своим» человеком для подписчиков. Если это четкие ребята в Adidas, которые еще не вылезли из 90-х, вы должны вести себя так же. Иначе они скажут: «Это какой-то ботаник, который пытается про нас, нормальных пацанов, писать».
Часто говорят: мы не можем так разговаривать с клиентами, это несерьезно. При этом на личных встречах они именно так и разговаривают. Если люди адекватно воспринимают неформальное общение, почему они будут его плохо воспринимать в интернете? Представьте: вы познакомились с человеком, а он миллиардер, допустим, Игорь Рыбаков. А вы не в курсе, потому что Forbes не читаете: просто встретили бородатого чувака в пабе, нормально общаетесь, и у него складывается впечатление, что вы — адекватный человек. Так и должно быть. Если бы вы знали кто это, то сразу: «Ой, Игорь Владимирович, здравствуйте…»
Подписчики любят, когда их вовлекают, особенно если им интересна компания. Подумайте, как это можно делать. Банальный пример — выставить на голосование: любите-не любите, надо-не надо. Потом напишете: «Ты голосовал за такую-то закуску — она теперь в меню. Все, давай приходи». Рассылайте сообщения в Direct.
Если материала много, делайте сториз. Их можно пилить хоть каждый час, но смотрите на статистику. Не ждите большой активности. Если проводите опрос: да-нет, при показателе в 300 просмотров только 30 подписчиков не поленятся ответить.
Все больше пользуется успехом нативная реклама. Единственная сложность — такие рекламные кампании создавать. Обычно это делают раскрученные блогеры: снял себя, и где-то в уголке ваш логотип мелькнул. Но часто они ваш продукт не знают, и могут либо запороть все, либо перестараться, перехвалить. Лучше, если это будет серия постов, чтобы тема влилась незаметно. Большие риски с вирусным видео: люди могут запомнить ролик, но не вашу компанию.
Для размещения рекламы сейчас в тренде маленькие блогеры. Есть примеры, когда рекламу размещали у Бузовой, денег ввалили много, а продаж нет. И таких примеров все больше. Наступает время «малышей»: 10, 20, 30, 40 тыс. подписчиков. Реклама там стоит гораздо дешевле, и в рамках того же бюджета вы охватываете много блогеров-малышей, суммарно получается большая аудитория. Если подписчики не накручены, они более вовлеченные и больше доверяют этому блогеру: он еще не засвеченный, не успел продаться.
Отказывайтесь от старых технологий. Если просят: «Напиши» — пишите. Телефон — это в одно ухо влетело, в другое вылетело. Указывайте цену вместо «ответили в личку». Тебе вопрос задали в комментах — ответь там же, ведь тем, кто их читает, это тоже интересно, и вы таким образом можете зацепить другого человека. Тем более, когда пишете в Direct, человек может быть не подписан на вашу страницу и, соответственно, не увидит ответ. Боитесь, чтобы не узнали конкуренты? Я, как конкурент, под видом клиента поинтересуюсь, и вы выложите полный прайс. Большое количество комментариев не влияет на охват, но повлияет на негатив. Instagram тут намекает: кликай кнопку «продвигать».
Секс и эротика под запретом с конца прошлого года. Самое сложное, что Instagram свои правила и ограничения формулируют размыто: «Мы боремся с домогательствами и будем банить контент, который может это провоцировать». Где критерий? Я не знаю, какая картинка подталкивает. Но лучше воздержаться от горячих фоток, чтобы не получить бан.
Когда ввели это правило, реально заблокировали много аккаунтов сексологов с миллионами подписчиков. По мнению Instagram, они тоже провоцируют насилие. Шанс выиграть в этом виде спорта сводится к нулю, даже если вы достучитесь до «живых» людей в службе техподдержки.
Все переполошились, что будут банить за накрутку подписчиков. На самом деле у кого-то их, может быть, и сняли, но массового уменьшения не было. Instagram обещал карать за накрутки лайков. Тоже непонятно: в принципе есть люди, как одна моя подруга, которые лайкают все подряд.
Еще один совет: число подписок должно быть небольшим: так что если сегодня подписались на 1 тыс. человек, завтра отписывайтесь. Когда у вас тысячи подписок, сразу понятно, что это какая-то неживая фигня.
Стратегию работы в Instagram можно сравнить с отношениями. Три года назад, чтобы познакомиться с девушкой в клубе, вам было достаточно пары коктейлей и два анекдота. Сейчас бюджет сильно возрос. Эффективней и проще строить постоянные отношения, тогда секс будет на регулярной основе и не надо будет каждый раз за него платить. Стратегия продвижения в Instagram, когда конкуренция обостряется, реклама дорожает, повышается стоимость привлечения: сделать максимум, чтобы выстраивать долгосрочные отношения с подписчиками. Чтобы вы, условно говоря, один раз заплатили — и они всю жизнь с вами.
Колонка написана на основе выступления Антона Ходова на семинаре, организованном «Территорией бизнеса».