«Анонимные каналы в Telegram дали волю нечистым на руку авторам», — блогер Сергей Шумаков
Зачем бизнесу осваивать Telegram, и почему у команды Бориса Дубровского не вышло нарастить аудиторию с помощью приложения? Объясняет редактор и создатель собственного канала Сергей Шумаков.
Сергей Шумаков, редактор «ЧелябинскСегодня», создатель телеграм-канала о новостях банковской сферы:
— Мессенджер Телеграм, созданный командой основателя Вконтакте Павлом Дуровым пару лет назад, быстро распространился у обладателей смартфонов. Новое приложение привлекало простотой и удобством, интерес подогревали слухи о защищенности мессенджера от прослушек и сканирования. Чуть позже у пользователей появилась возможность создавать каналы: сообщества, в котором автор канала постит информацию любого формата — текст, картинки, короткие видеоролики. В Телеграм сначала пришли интернет-гики, маркетологи и журналисты, за ними потянулись банки, СМИ и PR-агентства.
Из очевидных плюсов Телеграм можно выделить довольно простой интерфейс как для пользователя, так и для автора, несложную раскрутку и быстрорастущую аудиторию. Пожалуй, главный минус: в Телеграм нет встроенного поиска по каналам (в Вайбере, к примеру, он есть), поэтому новый канал находят либо по рекомендации друзей, либо — через специально созданные каталоги каналов. Таких каталогов и подборок каналов насчитывается на сегодняшний день более тысячи. А еще у каналов нет обратной связи: комментарий к свежему посту читатель написать не может, есть возможность лишь что-то написать автору канала, если он укажет контакты для обратной связи. Также с помощью ботов несложно организовать голсовалки для читателей, прикрутить лайки к постам, делать запланированные посты.
Первыми телеграм начали осваивать компании, первоочередная задача которых — распространение информации. Это медиа, следящие за современными трендами, чуть позже — маркетинговые и PR-компании.
Крупные российские банки также быстро освоились, стали создавать собственные каналы и организовывать техподдержку для своих клиентов. А еще именно банки стали первопроходцами в конструировании ботов: те могут отвечать на простые запросы пользователей и выдавать нужную информацию, понимая простые команды. С каждым месяцем боты усложняются, сферы их применения также растут.
Анонимность каналов дала волю нечистым на руку авторам: те создают множество каналов, посвященных наркотикам, мошенничествам, хакерству и прочим непотребным вещам. Для бизнеса такие темы ничего хорошего не приносят: банкиры теряют деньги и клиентов из-за действий хакеров, обучившихся «сливам годных тем», интернет-магазины также страдают от нападений мелких мошенников, часть из которых обучилась ремеслу от авторов соответствующих каналов. А еще одна потенциальная угроза, которую уже почувствовали на себе крупные банкиры, — это распространение всевозможных слухов и недостоверной информации от анонимных финансовых источников. И если раньше клиентам анонимно и массово рассылали СМС-сообщения, то теперь атаки на банки организовывают через популярные каналы.
Впрочем, финорганизации, кажется, пока справляются с негативными сливами, да и подавляющее большинство клиентов не читает анонимные каналы, посвященные финансовой тематике. А о своей деятельности стараются рассказать не только на сайте и в соцсетях, но и в собственных каналах. Так же делают маркетологи: раньше любой уважающий себя специалист имел собственный блог в ЖЖ, а ныне — авторский канал в Телеграм. В ту же сторону двигаются инновационные компании. Те же ZrCoin, о них писал «Деловой квартал», создали собственный канал, в котором рассказывают о строительстве нового предприятия.
Самый простой путь, которым может пойти пиарщик или маркетолог компании — постить в Телеграм все то же самое, что и в соцсетях, не заморачиваясь работой с аудиторией.
Примерно по такому пути пошли в пресс-службе губернатора, создав канал gubernator74 и публикуя туда бесчисленное множество ссылок на релизы, посвященные Борису Дубровскому. Правда, пиарщики губернатора создали канал с пафосным названием «Молнии Дубровского», но он, говоря языком молодежи, пока не заходит. А все потому, что пиарщики губернатора не занимаются продвижением своего детища.
Продвижение сегодня — это залог успеха. Можно выдавать эксклюзивную информацию, интересующую множество потенциальных читателей, писать на уровне Достоевского, Толстого или Торшиной, но без продвижения о новом интересном канале не узнает никто. И если полтора года назад модно было продвинуть канал бесплатно, пользуясь бесплатными каталогами или упрашивая лидеров мнений дать ссылку, то сегодня без вложения средств привлечь новых читателей, нарастить серьезную аудиторию, увы, невозможно.
Вкладываться стоит и в каталоги, и в закупку рекламных постов в каналах со схожей целевой аудиторией. Причем цены на рекламные посты отличаются большим разнообразием. Нужно тестировать и пробовать разные виды рекламы и продвижения канала, выбирая те, которые дают наибольший эффект. А вот вкладываться в рекламу канала через соцсети или через сайты оказалось неэффективным инструментом: не читают посты в телеграм те, кто серфят традиционные интернет-сайты и завсегдатаи Вконтакте, Одноклассников и Фейсбука.
В будущем, думается, все больше прогрессивных компаний будут создавать собственные телеграм-каналы, продвинутые топ-менеджеры будут мастерить авторские каналы, посвященные своему бизнесу. Только вот едва ли большинство из них буду кропотливо заниматься продвижением, закупать рекламу и анализировать ее эффект, убеждать админов других каналов разрекламировать свой. Все это мы видим и сегодня, когда SMM- продвижением в соцсетях занимается, в лучшем случае, пиарщик компании, в худшем — секретарь генерального.







