«Челябинск невозможно сделать туристическим, смотреть в эту сторону ошибочно», - Андрей Спицын о будущем города и необходимости развивать его сильные стороны.
Андрей Спицын, директор «Металл-База»:
Нашей компании уже 80 лет и основное направление — продажа металла. Это сырье является индикатором, лакмусовой бумажкой активности бизнеса. И мы видим, что ежегодно идет снижение потребление металла. В прошлом году уменьшение было в среднем на 15% по металлобороту. В позапрошлом тоже на 15%.
Если сейчас на наше предприятие приходит в месяц 60 вагонов, то мы считаем, что это очень хороший результат. А в застойные советские времена наше предприятие обрабатывало минимум 100 вагонов в день. Такова разница в масштабах строительства в Челябинске тогда и сейчас. Все мы передвигаемся по городу и все мы видим — почти везде строительство стоит.
Я коренной челябинец и никуда не собираюсь уезжать. Часто слышу про экологию, и сам хандрю в дружеской компании, что у нас ГОК строится с подветренной стороны. Но недавно приехал из Китая - в Пекине и Шанхае в некоторых местах вообще дышать нечем. А все развивается и прет бизнес. Наверное, это не ключевой момент для развития.
Скорее всего саммита ШОСа в Челябинске не будет. Вот в марте Владимир Путин в Красноярске выступал и давал четкую установку: «Через два года здесь будет Универсиада». А рядом с ним сидели все наши российские олигархи. Бизнес уже туда пришел, потому что была отмашка: сюда пойдут деньги. У нас пока незаметно активности этих людей, хотя времени осталось примерно столько же.
Очень рад за Красноярск. Как раз к предыдущей Универсиаде Казань отстроилась. Качнули деньги из федерального бюджета... Наверно, у нас в регионе не умеют приводить доводы, почему Москве сюда надо направлять деньги. Испокон веков Челябинск и Магнитогорск были донорами для всей России, а в обратную сторону привлекать деньги не получается. Не умеют аргументировать.
Бизнес идет к деньгам. Если в Челябинске будет выгодно - он сюда придет. В настоящий момент это невыгодно: маленькая маржинальность, большие риски. Количество малых предприятий все меньше и меньше, а бюрократических препон — все больше.
К примеру, год назад российское правительство обязало госкорпорации 30% товаров и услуг приобретать у малого бизнеса. Хорошее, благое дело. Мы по всем показателям обороту, количеству людей и т. д. подпадаем под это постановление, но так как форма собственности у нас акционерное общество — выпадаем из всех реестров. Мы теперь даже не можем участвовать в тендерах с нашими давними клиентами: муниципальными учреждениями, садиками и т. д.
Нужно привозить к нам бизнес из других регионов, показывать им регион, доплачивать за это. От торгово-промышленной палаты ко мне пришло предложение: Индия делает выставку по металлу и готова оплатить перелет и проживание 10 предпринимателям. Только для того, чтобы были потенциальные поставки отсюда.
Прежде чем что-то получить, надо что-то дать. А «дать» у нас почему-то хромает. Наше правительство только технопарки открывает, но из семи площадок только «Станкомаш» еле-еле работает. Сама по себе это хорошая идея, но в Казани, например, у технопарков нулевая налоговая ставка.
Челябинск невозможно сделать туристическим, смотреть в эту сторону ошибочно. Есть другие регионы, у которых базис для этого сильнее. Например, Сочи: горе, море, развлечения в любую погоду и зимой, и летом.
У нас можно ждать туристов всего несколько месяцев в году, когда очень жарко на озера и реки или когда очень холодно на горнолыжные курорты.
Нужно развивать наши сильные стороны. И это может быть не индустриалиазация, как в советсткие годы, чтобы новые трубы дымили. Производство бывает разным. Например, наукоемким, у нас есть инженеры для этого. На базе плавки металла можно строить уже следующую цепочку, и тогда вокруг таких предприятий и остальные будет цвести: бытовые, гостиничные, рекламные.
Колонка подготовлена для рубрики «Особое мнение Челябинск» и спецпроекта «Будущее города»