Алгоритм и проходимость: новые возможности автомобиля
14 лет назад молодой кандидат наук Андрей Келлер приехал к одному из ведущих отечественных производителей грузовых автомобилей с проектом будущей докторской диссертации.
Молодой кандидат наук надеялся заинтересовать производственников своей идеей. Реакция была неожиданной: молодому ученому просто не поверили. Вердикт опытных производственников сводился к тому, что такого не может быть.
Прошло чуть более десятилетия, и в 2014-м немецкая машиностроительная кампания MANN внедрила разработки, о которых говорил Андрей Келлер. Российские ученые поняли, что надо наверстывать упущенное. За дело взялись конструкторы ЮУрГУ и КАМАЗа, которых связывали узы партнерства. Работа велась на базе недавно созданного в ЮУрГУ центра компьютерного инжиниринга. Образованный на стыке науки и производства, он стал настоящей кузницей кадров: рядом с учеными и автомобилестроителями-практиками работали студенты и аспиранты, которые участвовали в исследованиях наравне со своими наставниками.
Целью работы группы стало создание автоматической системы управления блокировками дифференциалов трансмиссий грузовых автомобилей КАМАЗ, - одной из разработок Андрея Келлера – ныне доктора технических наук, профессора, проректора ЮУрГУ по стратегическому развитию.
- По сути, это электронная система, которая блокирует связи внутри автомобиля в зависимости от условий движения и обеспечивает его проходимость на любом участке местности без участия водителя, - говорит Андрей Владимирович. – К примеру, если колесо попало на скользкий участок дороги, система сама включает блокировку, а когда в этом отпадает необходимость, отключает ее.
Для решения этой задачи ученые разработали новые алгоритмы управления и максимально упростили систему. Исходили из принципа, что идеальным считается такой результат, при котором цель достигнута, но дополнительных устройств не понадобилось. И нашли именно такое решение, конструктивно использовав те же самые элементы – просто работают они теперь по-другому и за счет этого достигается нужный результат. По сути дела, изюминка заключалась именно в применении нового алгоритма. В этом принципиальное отличие разработки Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ от уже существующих способов блокировки.
Одновременно университет занимался повышением качества смазочных материалов и разработкой оптимальных режимов их использования. Сегодня эти разработки успешно применяются на производстве, а решения по блокировке дифференциалов заложены в конструкцию агрегатов, которые еще совсем недавно КАМАЗ покупал за рубежом. Теперь в этом нет необходимости, - сотрудничество ученых ЮУрГУ и автомобилестроителей помогло освободиться от импортозависимости.
Автор: Лидия Ивина