Алексей Овакимян: «Сиюминутное сокращение издержек приносит больше вреда, чем пользы»

О том, в каком случае и для чего выгодно нанимать юристов и бухгалтеров-консалтеров, и как спасти себя и своих партнеров в кризис, рассказал старший партнер ГК «Авуар».

Алексей Дмитриевич, каково современное состояние бухгалтерской и юридической отраслей в России?

– Сегодня эти сферы находятся на разных уровнях развития. Рынок юридических услуг структурирован и понятен. Он регулируется адвокатским сообществом, ассоциациями юристов, которые обсуждают и формулируют правила работы и оказания услуг. Область бухгалтерии же отстает в развитии от требований времени.

Не секрет, что IT-отрасль развивается мощными темпами, множество задач, которые ранее лежали на плечах бухгалтера, теперь решаются автоматически с минимальным применением человеческих и бумажных ресурсов. Это и ведение документооброта, и сдача отчетности в налоговую, и другие операции, ради которых не нужно содержать целый штат специалистов. Но поскольку бухгалтерия – штука консервативная, воспринимающая болезненно и тяжело любые изменения в работе, ее модернизация происходит медленно и малорезультативно.

Причина такой косности – обилие специалистов. Сейчас в России около 7 миллионов бухгалтеров. Это 5% от населения страны, что очень много. Из-за перевода работы в максимально автоматизированное русло существенно сократится количество рабочих мест, но тогда и сама отрасль оптимизируется.

Однако это торможение характерно больше для штатной бухгалтерии, консалтинг же более динамичен и современен. К его услугам все чаще обращаются предприниматели.

Какие консалтинговые юридические и бухгалтерские услуги особенно востребованы сейчас бизнесменами и почему?

– В данный период экономической нестабильности, когда все особенно стремятся сократить свои расходы и получить максимум прибыли, наблюдается ситуационный спрос на помощь в сокращении издержек и взыскании долгов.

Юристы занимаются ведением дел по взысканию долгов с контрагентов своих клиентов, а бухгалтеры ищут способы по уменьшению трат. Но важно помнить, что сиюминутное сокращение издержек может принести больше вреда, чем пользы, и парализовать развитие бизнеса.

Из нашего опыта оптимизации бизнес-процессов в кризис: надо подходить к вопросу не с бухгалтерской, а с экономической точки зрения. Выявить перспективные продукты и направления деятельности в компании, оставить необходимый персонал и затраты на их производство наиболее оптимальным способом, а дальше, как у скульптора – убрать все ненужное.

Выгодно ли передавать ведение бухгалтерии и юридической составляющей консалтерам в кризис? Может, удобнее держать своих людей в штате?

– По опыту могу сказать, что для решения текущих юридических нюансов (подготовка документов к сделкам, ведение вопросов по персоналу и так далее) лучше иметь штатного специалиста. А для разрешения редких и сложных моментов, связанных, например, с патентным, экологическим, налоговым правом, нужно нанимать специалистов, так как по вопросам узкой специализации содержание высококвалифицированных штатных специалистов экономически нецелесообразно.

С бухгалтерией все наоборот. В современных условиях автоматизации учета для выполнения текущих задач выгоднее нанять специализированную компанию. В развитых странах 85% предприятий пользуются услугами специализированных бухгалтерских служб. Это выгоднее по двум причинам: дешевле и ответственность перед нанимателем у юридического лица выше, чем у наемного работника (это по закону так).

Что касается оперативного планирования и экономического анализа, его это лучше доверить штатному сотруднику. Он же будет контролировать работу аутсорсеров.

Какие антикризисные меры вы советуете применять бизнесменам?

– На мой взгляд, наиболее интересным и позитивным примером антикризисные меры стали действия одного из собственников завода, работающего в сфере стройиндустрии.

В предыдущий кризис, когда все, как и сейчас, пытались не платить своим контрагентам или экономить на всем, руководитель этого завода пересмотрел имеющиеся договоренности с поставщиками и покупателями. Он предложил им совместно изменить условия работы, подстроив их под ситуацию: пропорционально сдвинуть сроки оплаты и снизить цены. То есть, предприниматель оптимизировал работу по всей цепочке деловых контактов, и в итоге сохранил свой бизнес и бизнес партнеров. Сегодня это одно из наиболее успешных предприятий в своей отрасли.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.