Алексей Овакимян: «Сиюминутное сокращение издержек приносит больше вреда, чем пользы»

Алексей Овакимян: «Сиюминутное сокращение издержек приносит больше вреда, чем пользы»
Иллюстрация: Предоставлено ГК Авуар

О том, в каком случае и для чего выгодно нанимать юристов и бухгалтеров-консалтеров, и как спасти себя и своих партнеров в кризис, рассказал старший партнер ГК «Авуар».

Алексей Дмитриевич, каково современное состояние бухгалтерской и юридической отраслей в России?

– Сегодня эти сферы находятся на разных уровнях развития. Рынок юридических услуг структурирован и понятен. Он регулируется адвокатским сообществом, ассоциациями юристов, которые обсуждают и формулируют правила работы и оказания услуг. Область бухгалтерии же отстает в развитии от требований времени.

Не секрет, что IT-отрасль развивается мощными темпами, множество задач, которые ранее лежали на плечах бухгалтера, теперь решаются автоматически с минимальным применением человеческих и бумажных ресурсов. Это и ведение документооброта, и сдача отчетности в налоговую, и другие операции, ради которых не нужно содержать целый штат специалистов. Но поскольку бухгалтерия – штука консервативная, воспринимающая болезненно и тяжело любые изменения в работе, ее модернизация происходит медленно и малорезультативно.

Причина такой косности – обилие специалистов. Сейчас в России около 7 миллионов бухгалтеров. Это 5% от населения страны, что очень много. Из-за перевода работы в максимально автоматизированное русло существенно сократится количество рабочих мест, но тогда и сама отрасль оптимизируется.

Однако это торможение характерно больше для штатной бухгалтерии, консалтинг же более динамичен и современен. К его услугам все чаще обращаются предприниматели.

Какие консалтинговые юридические и бухгалтерские услуги особенно востребованы сейчас бизнесменами и почему?

– В данный период экономической нестабильности, когда все особенно стремятся сократить свои расходы и получить максимум прибыли, наблюдается ситуационный спрос на помощь в сокращении издержек и взыскании долгов.

Юристы занимаются ведением дел по взысканию долгов с контрагентов своих клиентов, а бухгалтеры ищут способы по уменьшению трат. Но важно помнить, что сиюминутное сокращение издержек может принести больше вреда, чем пользы, и парализовать развитие бизнеса.

Из нашего опыта оптимизации бизнес-процессов в кризис: надо подходить к вопросу не с бухгалтерской, а с экономической точки зрения. Выявить перспективные продукты и направления деятельности в компании, оставить необходимый персонал и затраты на их производство наиболее оптимальным способом, а дальше, как у скульптора – убрать все ненужное.

Выгодно ли передавать ведение бухгалтерии и юридической составляющей консалтерам в кризис? Может, удобнее держать своих людей в штате?

– По опыту могу сказать, что для решения текущих юридических нюансов (подготовка документов к сделкам, ведение вопросов по персоналу и так далее) лучше иметь штатного специалиста. А для разрешения редких и сложных моментов, связанных, например, с патентным, экологическим, налоговым правом, нужно нанимать специалистов, так как по вопросам узкой специализации содержание высококвалифицированных штатных специалистов экономически нецелесообразно.

С бухгалтерией все наоборот. В современных условиях автоматизации учета для выполнения текущих задач выгоднее нанять специализированную компанию. В развитых странах 85% предприятий пользуются услугами специализированных бухгалтерских служб. Это выгоднее по двум причинам: дешевле и ответственность перед нанимателем у юридического лица выше, чем у наемного работника (это по закону так).

Что касается оперативного планирования и экономического анализа, его это лучше доверить штатному сотруднику. Он же будет контролировать работу аутсорсеров.

Какие антикризисные меры вы советуете применять бизнесменам?

– На мой взгляд, наиболее интересным и позитивным примером антикризисные меры стали действия одного из собственников завода, работающего в сфере стройиндустрии.

В предыдущий кризис, когда все, как и сейчас, пытались не платить своим контрагентам или экономить на всем, руководитель этого завода пересмотрел имеющиеся договоренности с поставщиками и покупателями. Он предложил им совместно изменить условия работы, подстроив их под ситуацию: пропорционально сдвинуть сроки оплаты и снизить цены. То есть, предприниматель оптимизировал работу по всей цепочке деловых контактов, и в итоге сохранил свой бизнес и бизнес партнеров. Сегодня это одно из наиболее успешных предприятий в своей отрасли.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.