Если «перезимуем» без новых катаклизмов, в течение двух лет экономика оправится, – убежден зам. управляющего директора по развитию среднего и регионального корпоративного бизнеса ОАО Промсвязьбанк.
Алексей, события 2014 года, особенно его второй половины, внесли серьезные коррективы в текущую экономическую ситуацию: если в первые месяцы года все говорили о турбулентности в экономике, то сейчас открыто и все чаще звучит слово «кризис». Каково ваше видение происходящего?
– Ситуация неоднозначная. Кризис чувствуется – и в настроениях банков, и в настроениях клиентов. Настолько серьезных колебаний курсов валют никто не ожидал. По некоторым прогнозам этот кризис может оказаться более глубоким, чем предыдущий, 2008-ого года. С другой стороны, отчасти серьезность ситуации смягчается лучшей подготовленностью и бизнеса, и банков к тем неоднозначным вещам, которые происходят в настоящее время в экономике. Можно сказать, что сейчас все замерли в ожидании. Провал уже есть. Будет ли он более глубоким, или зафиксируется, и наступит период стагнации.
«Промсвязьбанк» представлен во всех регионах страны, вы изнутри знаете, чем живет и дышит бизнес не только в столице, но и за ее пределами. Все ли регионы кризис затронул в одинаковой степени?
– Это многофакторная ситуация, влияющая на многие вещи. Мы плывем на одном корабле, и макроэкономическая ситуация влияет на все регионы в большей или в меньшей степени. Могу сказать, что настроение повсеместно настороженное. У большинства компаний снижается маржинальность, оборачиваемость капитала и, разумеется, кредитное качество. Многие клиенты нашего банка уже провели мероприятия, связанные с оптимизацией. С другой стороны, как и на корабле в шторм не все пассажиры страдают от морской болезни. Среди наших клиентов есть достаточное количество собственников, которые находятся «на низком старте» и готовы получить дополнительные выгоды, расшириться за счет менее расторопных конкурентов, прикупить подешевевшие активы. Время трудностей для некоторых становится временем возможностей.
Однако будущее бизнеса зависит от того, насколько глубоко кризис затронет экономику. Если до конца этого года не будет новых глобальных потрясений, если мы «перезимуем» без новых катаклизмов, то в течение одного-двух лет экономика оправится. Точечный рост у некоторых компаний будет в любом случае, но повсеместный радостный – через 1,5-2 года.
Если рассмотреть ситуацию в разрезе отраслей, выиграл ли кто-то от происходящего, и какому бизнесу сегодня сложнее всего?
– В первую очередь в связи с курсом доллара и евро выиграли экспортеры. Они находятся в хорошей позиции, и грузят все больше и больше, если располагают такой возможностью. В менее позитивной ситуации находятся импортеры и компании, нуждающиеся в иностранных комплектующих. С одной стороны, значительное влияние на них оказывает рост курсовых котировок, с другой, эмбарго. Некоторые из них смогли быстро переориентироваться на отечественных производителей, либо на дружественных зарубежных, другие в текущем моменте не нашли альтернатив. В портфеле нашего банка есть разные заемщики, и стратегия работы с каждым определяется индивидуально.
Что касается компаний, ориентированных на российский рынок, если бы несколько месяцев назад встал вопрос об их будущем, то на ура-патриотизме можно было бы ответить, что для них открываются большие перспективы. Однако в отечественное производство, в сельское хозяйство инвестировали мало. Для компаний, которые успели корнями врасти в сельское хозяйство, обзавестись производственными мощностями, рынок сбыта, действительно, увеличился. Однако они работают на импортной технике, для которой нужны комплектующие. Компаний-производителей в России немного. Выстраивать бизнес, связанный с производством, долго и тяжело, а сейчас стало еще сложнее.
Промсвязьбанк всегда активно работал с экспортерами и импортерами. Говорят, что, когда закрывается одна дверь, то открывается другая. Вследствие принятия санкций многие страны для наших компаний оказались закрытыми для ведения бизнеса. Открываются ли новые горизонты?
– Пока текущая ситуация в основном закрыла старые. Сегодня многие компании «бегают с ключиком» в поисках заветной двери с очагом, располагавшейся в каморке Папы Карло. Все понимают, что эта дверь где-то рядом с Китаем. Это, действительно, интересное направление. Но, на мой взгляд, Китай – очень осторожная страна, и вырасти в моменте, мгновенно расширить сотрудничество с ним не возможно. Найти очаг, за которым мы сразу обнаружим большой красивый театр, как было в сказке, не получится. Сегодня многие отечественные компании импортируют продукцию из Китая, есть перспективы для экспорта, китайцы изучают наши инвестпроекты. Однако они годами, если не десятилетиями, выстраивают отношения. Если мы будем готовы к кропотливому труду, то, наверное, в том, чтобы брать курс на Китай, есть смысл. Если мы будем гнаться за мгновенной сиюминутной выгодой, – нет.
Наряду с Поднебесной, многие клиенты банка выстраивают или увеличивают товарооборот внутри Таможенного союза.
Ослабление рубля естественным образом приводит к валютным рискам. Эта проблема особенно актуальна для компаний, ведущих ВЭД. Могут ли они обезопасить свою деятельность?
– Да, обратившись за страхованием рисков - хеджированию. Это не новый финансовый инструмент, его нельзя назвать дешевым, поскольку в ситуации сильной волатильности все закладывают в сторону хеджа достаточно высокую маржинальность. Но бизнесу он необходим. Наш банк обладает всей линейкой, связанной с хеджированием валютных рисков, и, по наблюдениям, если раньше к нему прибегали преимущественно крупные столичные компании, то сегодня хеджирование все чаще использует региональный бизнес.
Если коснуться вопроса снижения рисков для экспортеров, то в решении этого вопроса наш банк активно сотрудничает с экспортным агентством ЭКСАР. За счет гарантий, которые предоставляет ЭКСАР, мы можем страховать риск экспорта. Банк либо предоставит компании-экспортеру финансирование на более интересных условиях, либо помогает доструктурировать сделку (если на другом конце не совсем очевидный контрагент). Мы наблюдаем рост интереса к этому продукту со стороны среднего и крупного бизнеса. Гарантийное покрытие от ЭКСАР закрывает и наши потребности как банка с точки зрения понимания рисков, и потребности клиента. Мы начинали работать с ЭКСАР давно и уже перешли в практическую плоскость. Для нас такие сделки поставлены на поток.
Есть ли у вас гипотеза, почему в регионах вырос интерес к сложным банковским продуктам?
– Потому что уровень региональных компаний за последние несколько лет подтянулся с точки зрения корпоративного управления, управления затратами, финансами. Я значительную часть времени занимаюсь именно региональной сетью, кроме того, мы активно развиваем средний бизнес в Москве и Московской области. Если 5-7 лет назад между столичным и региональным бизнесом была сильная дистанция, то сейчас ее нет. Особенно это касается таких крупных городов, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань. В этих городах выросло и качество управленцев, и бизнеса. Поэтому региональные компании, причем, не только крупные, все активнее пользуются сложными инструментами. Кроме того, если при маржинальности бизнеса в 50% руководитель мог себе позволить на какие-то вещи не обращать внимания, то в ситуации роста конкуренции и снижения маржинальности приходится считать если не каждую копейку, то каждый рубль. Каждую копейку считают на Западе. У нас пока нет. Сложные продукты как раз позволяют экономить. Я думаю, мы придем к тому, что и малый бизнес их будет использовать.
Санация банковского сектора продолжается. Возможности зарубежного финансирования резко сократились. Бизнес, в том числе крупный, являющийся приоритетом для вашего банка, испытывает трудности. Как в этих реалиях чувствует себя Промсвязьбанк?
– Подготовленными. Мы сформировали кредитную подушку. И в течение всего года чувствуем позитивно. Наши клиенты – крупные компании. И именно по крупным кредитам портфель банка вырос за 9 месяцев 2014 года на 30% согласно РСБУ. Сегодня мы можем выдавать кредиты клиентам с хорошим кредитным качеством, включая тех, для кого частично закрылись международные рынки финансирования. В краткосрочной перспективе мы выиграли и, наверное, даже в долгосрочной. Однако восторга от того, что снизилась возможность зарубежного финансирования , мы не испытываем. Это некомфортная ситуация. Клиентов стало больше, но стоимость денег выросла. В этом году ЦБ РФ увеличивал ключевую ставку 4 раза, причем в последний раз на 1,5 пункта. Сейчас для нас, банков, стоимость денег прилично возросла. С одной стороны, мы можем переложить этот груз на клиентов, с другой, мы понимаем, что у наших заемщиков есть норма рентабельности, прибыльности, и такими действиями мы клиента можем потопить.
Что вы предпринимаете, чтобы этого не произошло? И каким образом вы понимаете, что та или иная компания без вашего спасательного круга может пойти ко дну?
– Мы применяем индивидуальный подход. Если сравнивать актуальную ситуацию с реалиями пятилетней давности, то могу сказать, что изменился характер диалога с заемщиками. Клиенты понимают ситуацию, они готовы к тому, что ставка будет меняться, и резких движений не предпринимает ни одна сторона. Мы настроены на долгосрочные отношения, и в ряде случаев частично жертвуем прибылью. Наша цель – сохранить клиента, не ухудшать его состояние, потому что хватает других внешних факторов этому способствующих.
В оценке состояния компании мы руководствуемся нашей кредитной моделью. Она себя хорошо зарекомендовала. Модель оценки финансового состояния каждого клиента предполагает и прогноз возможных потерь для банка. В целом в последние несколько лет мы ориентировались на клиентов с хорошим кредитным качеством, с определенным запасом прочности. Такая стратегия позволяет нам выстраивать долгосрочные отношения.
С какими результатами Промсвязьбанк закончил 9 месяцев 2014 года? Какова динамика притока новых клиентов за последние месяцы?
– Как было сказано выше, за девять месяцев мы существенно выросли – на 30%, и в основном за счет новых клиентов. Однако большой рост тоже надо переварить. И расти постоянно нельзя, тем более в сложившейся ситуации. Доля региональной сети в международном финансировании увеличилась до 26% внутри всего объема международного финансирования банка и составила18,5 млрд рублей. Для нас это хорошее достижение. Мы давно ставили задачу расти по этому направлению. Развитие международного финансирования в регионах – для нас большое достижение. Сегодня из 50 филиалов, которые занимаются корпоративным бизнесом, оно предоставляется в 38. Конечно, нам есть куда расти, но в целом цифры позитивные.
Если говорить про структуру кредитного портфеля, то почти половину (44%) составляют обычные кредиты, 20% приходится на гарантии и столько же на факторинг, объем международного финансирования – 15,5%. Общий объем регионального кредитного портфеля Промсвязьбанка (без учета кредитов малому бизнесу) – 118,9 млрд рублей.
Какие высоты планируете покорять в следующем году?
– В первую очередь будем ориентироваться на качество кредитного портфеля, качество клиентов. Мы не ставим грандиозных планов по приросту. Будем расти за счет заемщиков с хорошим финансовым состоянием. Кроме того, мы будем расширять линейку продуктов, связанных в ВЭД, с транзакционным бизнесом и предлагать больше решений по оптимизации расходов в части РКО. Мы стремимся быть основным расчетным банком для наших клиентов, чтобы им было удобно проводить большую часть операций через Промсвязьбанк (генеральная лицензия Банка России № 3251).
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.