Алексей Красников: Работа с издержками — маниакальный труд

  По итогам 2008 г. розничный оператор X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») стал одним из самых быстрорастущих в УрФО. Несмотря на заметный провал всего российского рознич

Главная цель Алексея Красникова, поставленная перед ним руководством X5, — повышение маржинального дохода компании. Задача тем более сложная, что «Пятерочки» — дискаунтеры, и уровень розничных цен в них зависит не от воли топ-менеджера, а исключительно от ценовой политики сетей-конкурентов.

 

По итогам 2008 г. розничный оператор X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») стал одним из самых быстрорастущих в УрФО. Несмотря на заметный провал всего российского розничного рынка во второй половине 2008 г., по итогам года общие продажи в управляемых филиалом сетях (без учета тюменского «Перекрестка», открытого в июле) составили $368 млн.
С осени 2008 г. приоритетом для региональных менеджеров X5 стала работа по сокращению издержек и увеличению собственной эффективности, рассказывает Алексей Красников, генеральный директор Уральского филиала X5 Retail Group N.V.
— Работа над издержками ведется непрерывно и, можно сказать, маниакально. Все суммы, вплоть до 10 тыс. руб., проверяются на целесообразность. Потому что из тысяч складываются миллионы.

Вертикаль логистики
В августе X5 запустила в Челябинске новый распределительный центр (РЦ) площадью 10 тыс. кв. м в логистическом комплексе «Каскад» на ул. Первомайской. Предыдущий, площадью около 3 тыс. «квадратов», перестал соответствовать ужесточившимся требованиям к централизации логистики.
Новый распределительный центр открыли в арендованном помещении. Почему не в собственном, ведь тогда удалось бы избавиться от постоянных расходов на аренду?
— Во-первых, строительство с нуля — мероприятие более затратное. Во-вторых, долговременное. Ложка дорога к обеду, поэтому решили — лучше арендовать уже сейчас, чем тратить несколько лет на строительство собственного. Дело в том, что если подходить к строительству основательно, то с точки зрения соотношения затрат и экономической отдачи с квадратного метра, то компании выгодней было бы строить РЦ площадью не 10, а 20 тыс. кв. м. Но РЦ такого размера будет нужен только через несколько лет.
Долго пришлось искать подходящее помещение? Со складами в Челябинске неважно обстоит
— Подбирали недолго. Потому что «Каскад» — это практически единственный складской комплекс в черте города, где можно арендовать 10 тыс. «квадратов». Другие объекты гораздо меньше. И при увеличении потребностей «Каскад» позволяет арендовать дополнительные площади.
Кроме площади, какие еще параметры были важны при подборе?
— Высота потолков, качество полов, количество погрузочно-разгрузочных окон. В «Каскаде» высота потолков шесть метров, и мы можем хранить продукцию только в три уровня. Это недостаточно, но приемлемо. В Екатеринбурге, например, мы давно уже используем шестиуровневое хранение. Не совсем удобно, что окна погрузки и разгрузки находятся с одной стороны, но это не критично. Хороший же склад должен быть «сквозным», тогда грузопотоки не пересекаются.
C введением нового РЦ наверняка увеличилась доля товаропотока сети, который через него проходит?
— Да, уровень централизации вырос. Сейчас у нас полностью реализована программа централизации овощей и фруктов, централизован алкоголь, бакалея, сухие продукты. В декабре-январе мы запустим фреш-камеру и переведем на РЦ охлажденные продукты. Сейчас общий показатель централизаци составляет 55-60%, к январю планируем повысить до 80%.
80% — это много или мало?
— Это практически предел. Вне централизации останутся хлеб, молоко и некоторые товары, которые либо имеют низкую оборачиваемость, либо их распределение — прямая работа мерчандайзеров. Например, бритвенные станки.
РЦ помог компании снизить розничные цены?
— Прямой взаимосвязи здесь нет. Розничные цены у нас формируются согласно положению о ценообразовании, и ни ввод РЦ, ни наша закупочная политика на этот процесс прямо не влияют. Цена выводится по результатам мониторинга рынка, а именно: все цены на наши товары в дискаунтерах (около 3500 наименований) соответствуют минимальным ценам на те же товары у конкурентов. Процесс ценообразования изолирован от других бизнес-процессов, и это правильно.
Между централизацией логистики и розничными ценами связь лишь косвенная: централизация позволяет закупать у поставщиков по более низким ценам, поскольку это позволяет поставщикам существенно экономить на транспортных издержках. Им гораздо дешевле доставлять товары в один распределительный центр, а не в каждый отдельный магазин. К примеру, наши логистические издержки на 20-30% ниже, чем затраты на самостоятельную доставку поставщиками. Кроме материальных затрат существенно экономится и время, ведь прием товара от поставщиков в самих магазинах требует пересчета. А при дистрибуции через РЦ используется беспересчетная технология приемки. Без РЦ при сети в 70 магазинов нужно было бы принять на работу от 70 до 150 дополнительных сотрудников для приемки товаров.
Ввод нового РЦ приблизит появление в Челябинске других форматов X5, не дискаунтеров?
— РЦ как раз и нужен в первую очередь именно дискаунтерам, ведь они не располагают площадью под большой склад, как гипермаркеты. «Гиперу» без РЦ тоже не обойтись, но все-таки ввод распределительного центра и открытие новых форматов не связаны. Решение об открытии принимается компанией исключительно по принципу экономической эффективности: если в сложившихся условиях выгодней открыть, скажем, супермаркет в Тюмени, то он будет открыт именно там.
Поставщик ценит постоянство больше, чем объем закупок
Жесткость закупщиков «Пятерочки», добивающихся самых низких цен на переговорах, уже вошла в легенду. Представители X5 даже могут проконсультировать незадачливого поставщика, на каком этапе бизнес-процесса он может сэкономить, чтобы дать нужную цену и при этом сохранить рентабельность.
— В процессе переговоров, когда поставщик говорит, что не может дать цену ниже, мы интересуемся, из чего она состоит. Иногда спрашиваем про структуру себестоимости и что-то советуем. Но сейчас это бывает очень редко. Поставщики подтянулись и научились оптимизировать издержки. Раньше многие работали «с коленки», а сейчас у всех централизованные бюджеты
А как вы понимаете, что поставщик действительно предлагает вам самую низкую цену? Ведь он тоже не прочь повысить свой маржинальный доход
— Никак не понимаем. У нас цель переговоров у закупщиков и коммерческого управления одна — достичь требуемого уровня доходности по той группе товаров, которую предоставляет данный поставщик. Есть конкурентные предложения, поэтому поставщики борются за право попасть в сеть.
Насколько корректно с «Молнией» конкурировать по ценам? Это же гиперы...
— Поскольку ценообразование в компании происходит «от рынка», то мы мониторим все форматы, в том числе и гипермаркеты, и даже обычные продуктовые рынки.
Кого из конкурентов мониторите?
— В Челябинской области — все дискаунтеры. В первую очередь, «Дикси» — у них самая крупная группировка магазинов после нас. «Магнит», которого сейчас больше в областных городах, и он только заходит в сам Челябинск. «Монетку», которая представлена в Челябинске двумя магазинами, и хорошо присутствует в Магнитогорске. По некоторым группам товаров смотрим «Молнию».
Слышал от кого-то из ритейлеров, что, покупая товар укрупненными партиями, можно добиться от поставщика снижения цены, так как ему выгодно продать много. И некоторые сети начали закупаться реже, но большими партиями. X5 тоже так делает?
— Можно покупать большую партию раз в полгода. А можно небольшие партии, но постоянно. Поставщик больше ценит постоянство, поскольку для производителя первостепенная вещь — планирование производства. Кроме того, из-за размеров сети у нас и так закупочные партии весьма велики. А с точки зрения эффективности более важен такой показатель, как оборачиваемость средств. Лучше купить немного, быстро продать и снова купить. Хотя есть и исключения. Иногда мы закупаем большие партии так называемых «биржевых» товаров (сахар, соль и т.д.), когда на них прогнозируется снижение цены. Например, весной мы закупили большую партию сахара, и это позволило нам выгодно торговать им во время летнего снижения цен.
Будет ли автоматизировано управление товарным ассортиментом?
— Автоматизированное управление ассортиментом уже внедряется. Это один из стандартов работы. Во всех магазинах сети товар должен быть расположен строго на определенном месте, чтобы покупатель, зайдя в любой магазин «Пятерочка», нашел бы свой любимый товар с ходу. Из-за разной конфигурации магазинов не всегда получается, но мы к этому стремимся.
Что занимает сейчас вас как руководителя? Какова приоритетная задача? Головная боль?
— Такой боли нет. Есть задачи по интеграции филиала. Все-таки территория УрФО больше территории многих европейских стран.
В кризис с рынка уходит много мелких игроков. По законам жанра это означает, что на рынке появились свободные помещения и упала аренда.
— По большому счету не так уж много игроков ушло. В торговле сильно пострадали лишь те, кто развивался на кредитные деньги. А в целом свободных помещений стало действительно больше, а спрос на них — меньше, поэтому аппетиты арендодателей тоже сократились. Мы использовали эту возможность и в этом году открыли 15 объектов малого формата на Урале.
Для компании вашего масштаба что-то не очень много
— Главная задача во время кризиса — не экспансия, а работа над издержками и повышение эффективности.
Что еще будете предпринимать для сокращения издержек в ближайшем будущем?
— Один из ярких примеров — ситуация с замороженной рыбой. В ближайшее время в компании будет реализован проект по организации на базе РЦ (для дискаунтеров) фасовочных линий. Цель — поставлять в дискаунтеры продукцию, которая сразу пойдет на полку. Сейчас производители, к сожалению, не готовы поставлять нам фасованную продукцию. Либо готовы, но по такой цене, которая нас не устраивает. Ситуация подталкивает к тому, чтобы в каждом магазине ввести должность фасовщика, но это большие затраты.
Издержки издержками, но новые магазины-то будете открывать и дальше. Какие форматы в приоритете?
— Пока все будет зависеть от ситуации. Могу сказать, что в Челябинске скорее появятся гипермаркеты, чем супермаркеты. По уровню жизни для открытия супермаркетов Тюмень и Екатеринбург более перспективны, чем Челябинск и Пермь. Так что в Челябинске если и будут открываться магазины не дискаунтеры, то это будут в первую очередь «Карусели», гипермаркеты. У нас даже площадка есть, на повороте на ул. Черкасскую, недалеко от ТК «КС». Пока ее ввод заморозили, но как только будет принято принципиальное решение, достроим и запустим. Это и есть будущая «Карусель».
Что останавливает?
— Экономический расчет. Для инвестиций в открытие нового объекта выбираются наиболее выгодные регионы и площадки. Если, например, открыть в Нижнем Новгороде гипермаркет более эффективно, чем дискаунтер в Челябинске, то компания откроет гипер в Нижнем. К примеру, мы пока с «Пятерочкой» не идем в Тюмень. Потому что там нет пока ни одной «Пятерочки», и выстраивать логистику под один-два магазина невыгодно крайне. Лучше открыть еще магазины в Челябинске или Екатеринбурге.

 

 

Алексей Красников
Родился 6 апреля 1970 года.
1993 г. — закончил Южно-Уральский государственный технический университет по специальности инженер-технолог.
1993-2002 гг. — занимался предпринимательской деятельностью.
С 2002 г. директор компании «Урал-Агро-Торг», сбытовой сети «Пятерочка» Челябинской области.
С 2007 г. директор Уральского Филиала X5 Retail Group
В январе 2007 г. награжден орденом «Слава нации».

 

 

X5 Retail Group N.V.
Под управлением компании находится 1164 магазина в Москве, Санкт-Петербурге и еще 40 городах европейской части России, на Урале, а также на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 900 магазинов «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 211 супермаркетов «Перекресток» и 53 гипермаркета «Карусель». 605 магазинов сети работают по франчайзинговой схеме.
Чистая розничная выручка X5 Retail Group N.V. в I п/г 2009 г. составила $3,96 млрд.

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.