Алексей Бетехтин: Есть ли шанс для Южного Урала?

  В 2009 г. областной бюджет был секвестирован. «Финансовые потоки, конечно, урезали по всем направлениям, но культура как всегда пострадала больше всего»,— подчеркивает министр культуры Челябинско

Только в областном центре есть семь профессиональных театров. Но при этом Челябинская область имеет по всей России славу «края суровых мужчин». Плюс к необоснованному клейму – несколько территорий области, которые по рейтингу института Блексмита входят в 30-ку самых грязных мест в мире. Однако новый министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин знает как, поменять устоявшиеся штампы.

 

В 2009 г. областной бюджет был секвестирован. «Финансовые потоки, конечно, урезали по всем направлениям, но культура как всегда пострадала больше всего»,— подчеркивает министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Однако главную задачу— сохранить потенциал культуры в условиях сокращения финансирования— все же удалось решить. Не прекращалась поставка книг в библиотеки, активно шли постановочные процессы в театрах, проводили фестивали. «Но самое главное,— подчеркивает министр,— нам удалось сохранить людей. И сегодня, при увеличивающихся бюджетных вливаниях, человеческий потенциал можно использовать для новых проектов».
Как сегодня выстраивается диалог власти и культуры? И будет ли увеличиваться доля бюджетных средств на культурные мероприятия?
— Диалог «культура-власть» и в Древнем Риме, и в современном Челябинске всегда одинаковый— это симбиоз. Без культурного развития не может быть нормального общества. На данный момент власть пытается внятно выстраивать свою позицию. Все хорошо понимают, что культура— несет основную компенсаторную функцию для нашего региона, в котором преобладают рабочие территории, заводы и т.д. Культура— это единственная сфера, которая несет какие-то положительные эмоции. Не зря старый лозунг «хлеба и зрелищ»— то есть сначала накормить, потом развеселить— в трансформированном виде присутствует везде, в любом государстве. Наша задача предоставить населению возможность качественного просветительского досуга. Поэтому мы надеемся, что бюджет будет принят с увеличением расходов на культуру. Надо отметить, что уже в этом году мы получаем дополнительное финансирование на проведение мероприятий. Например, праздник Петра и Февронии 8 июля прошел за счет дополнительных средств. Со следующего года возрождается фестиваль на Аркаиме и т.д.
Если, например, в 2009-ом, из 40 крупных мероприятий, которые мы должны были делать, мы проводили всего 16, то в следующем году мы запланировали уже 36 проектов областного масштаба. Кризисные годы мы работали на выживание. Например фестивали Татьяны Предеиной и Бажовский— удалось сохранить. А вот на остальные нам просто не хватало денег.
Какие еще мероприятия удалось провести в этом году за счет дополнительных бюджетных средств?
— Как вы знаете, этот год в нашей стране в культурной сфере— год России во Франции и Франции в России. И наша область принимает в этом активное участие. Мы уже провели две выставки: Краеведческий музей открыл выставку в г. Сант-Этьене, а в Ницце Аркаим организовал интересный проект. Кроме того, были организованы гастроли ансамбля танца «Урал», который с успехом проехал по Канаде и США. И сейчас гастролирует в Испании. Прошли и традиционные фестивали, например областной фестиваль «Сцена», который в прошедшие два года в связи с сокращением финансирования был просто конкурсом. Это наша местная «Золотая маска», где подводятся итоги проведения театрального сезона.

Министерские изменения
Помимо небезуспешных попыток увеличения финансирования культуры, Алесей Бетехтин начал преобразования в деятельности самого министерства. Одним из первых шаговстала новая система распределения бюджетных средств на различные мероприятия. Подход прост: денежные потоки пойдут на те проекты, которые выберет независимый Экспертный совет.
— Если раньше министерство в безусловном порядке решало быть или нет мероприятию, фестивалю и т.д. То сегодня, наряду со старой схемой, мы создали пока в экспериментальном порядке Экспертный совет при минкульте из незаинтересованных лиц, которые не участвуют ни в одном из предполагаемых проектов. Они и будут решать, какому мероприятию быть. А основной вектор нашей политики— это доступность культурных мероприятий для жителей области. Работа Экспертного совета построена по очень простой схеме. В первую очередь финансируются из бюджета те проекты, которые набрали наибольшее количество баллов. Таким образом, мы снимает с себя право решения о финансировании культурных событий.
Это не наша новинка. Систему мы переняли из американской практики. Там вообще нет прямого финансирования культуры государством. Конечно, часть денег из бюджета все же выделяется, но в основном это частные средства. Поэтому одна из основных задач профильного министерства— объективное их распределение из общего фонда. И фондом этим заведует как раз независимый экспертный совет. И там нет возмущенных: мол, министр себе придумал что-то и пускает на это деньги, а нам ничего не дает.
Какие проекты сегодня наиболее интересны для министерства?
— Наша задача сегодня— приложить все силы, чтобы «вытащить» наши уникальные челябинские проекты. Позиционирование своей культуры, чем-то отличающейся от других,— это явление, придуманное не сегодня. Русский репертуарный театр, который родился при Екатерине, существенно отличался от западного театра бродячих артистов. И поддержка государства, помещиков превратило русский театр в то, чем он является сегодня.
У нас тоже есть уникальное культурное наследие и новые проекты, которых нет больше нигде в мире. Например «Бажовский фестиваль». В стране нет такого второго. Нигде нет такого музея археологии, как Аркаим, который стал просто местом паломничества. Поэтому мы, безусловно, будем всегда поддерживать и позиционировать эти проекты.
Еще одно из новых направлений, которое мы начали развивать уже в этом году— это культурный туризм. Он абсолютно не развит в нашем регионе. Безусловно, областные власти, в том числе и губернатор Михаил Юревич лично, это понимают. И одной из приоритетных задач на сегодня является снятие штампов, что Челябинская область — это сплошная помойка. Я вот долго жил в Сочи, и когда собирался уезжать, меня, наверное, только ленивый не спросил: «Как? Ты собираешься ехать в Челябинск!?». Как будто я в Чернобыль еду. До сих пор, кстати, интересуются: «Ты еще живой?»
Но ведь развитие культурного туризма города или области— это долгосрочные проекты
— Совершенно верно, это вопрос не одного, и даже не пяти лет. Посмотрите, например на Тобольск. Лет 15- 20 назад он воспринимался как дыра наивеличайшая и плюс еще место ссылки каторжников. А сегодня всем известно, что это город исторических экскурсий и туда едут со всей России. Это удивительное место, которое раскручено буквально за последние 10 лет.
У нас памятников истории не меньше. Взять тот же «Белый дом Демидовых» в Кыштыме. Второго такого нет. У нас озеро Зюраткуль! И много других экологически чистейших мест, подобным которым можно встретить только на Алтае. Этот ведь тоже все можно отнести к культурному туризму. На Алтае в последние годы идет активная работа, и у россиян уже считается хорошим тоном съездить именно туда, мимо Челябинской области. Можно, например, развивать в Челябинске наш «Ильменский» фестиваль— один из двух масштабных российских бардовских фестивалей, наравне с «Грушинским». Вот вам еще один вектор. Ну если любят у нас в стране такие мероприятия, то нужно этим пользоваться.
Добровольно-колхозная благотворительность
В 1930-е гг. в Нью-Йорке на Бродвее появились «бизнес-ангелы», которые вкладывали деньги в рискованные театральные постановки. Очень часто прогорали. Но если их мюзикл ждал успех, то все затраты не только окупались, но и приносили в течение многих лет большие деньги. Именно в то время появились признанное во всем мире понятие «мюзикл». Челябинские предприниматели пока не горят желанием становиться бизнес-ангелами. Алексей Бетехтин считает, что для внедрения американского института венчурных капиталистов в сфере культуры не грех воспользоваться и административным ресурсом.
Как вы оцениваете участие местного бизнеса в развитии региональной культуры?
— Тема эта очень важная и одновременно очень сложная. К сожалению, еще не выработался стереотип отношения к культуре людей от бизнеса. В Америке, например, законодательно принято уменьшение налогообложения для бизнесменов благотворителей. Таким образом, государство подстегивает бизнес заниматься развитием культуры. Это, конечно, важная составляющая, но не главная. Основным элементом все же является практика пожертвования. Причем на всех социальных уровнях: от олигархов до обычного рабочего. Бабушка, накопив некую сумму, может все завещать музею или театру. И это нормальная практика. А теперь представьте, если бы такое произошло у нас. Как минимум сказали бы: «Больная на голову». И еще бы отсудили, признав ее невменяемой.
Более того, если в США ты не занимаешься благотворительность, это уже нонсенс: мол, как так, этот человек уже два года подряд не участвовал ни в одной благотворительной акции?
Неужели в Челябинске вообще никто не жертвует на культуру?
— У нас пока, как и в других городах существуют несколько вариантов. Либо самопиар— то есть спонсорство как таковое. «Засветить» себя меценатом,— это у нас всегда, пожалуйста. Хотя я не против даже такого варианта. Это тоже, по сути, помощь, хотя и своеобразная. Человек помогает театру, а в результате пиара увеличить свою капитализацию или капитализацию своей компании. Либо вложения в какие-то проекты, которые приносят короткие деньги. К примеру, вложения в культурный туризм. Взять тот же Зюраткуль, где коммерсанты строят кафе, рестораны. Такие вложения с одной стороны поддерживают объект культуры, с другой— бизнесмены пытаются отбить свои деньги. В этом нет ничего плохого и зазорного. Дай Бог, чтобы побольше вкладывали в объекты культуры.
Но есть такие объекты, которые просто не могут отбивать обратно деньги. Например, Театр Оперы и балета. Вложения в постановку сегодня составляют 3-5 млн. руб. И когда вам эти деньги вернуться, неизвестно. А просто быть спонсором, например, чтобы на билете было написано, что именно на этот балет такой-то дал деньги пока на это никто не готов. Т.е. симбиоз пока получается частичный, разрозненный.
С другой стороны, хочу сказать, что видимо и театры не особенно пытаются привлекать спонсоров. И здесь, мне кажется, надо действовать на примере наших соседей, Свердловской области, где на протяжении последнего десятилетия существует попечительский совет Свердловской филармонии, возглавляемый губернатором. Заместитель губернатора возглавляет попечительский совет театра Музыкальной комедии, другой заместитель— театра Драмы и т.д. Они как заместители по направлениям привлекали попечителей на такой добровольно-колхозной основе, то есть немножко принудительно
в хорошем смысле используя административный ресурс.
— Именно. Например, только в одном из докризисных годов по отчету Свердловской филармонии они собрали 91 млн. руб. попечительских средств. Причем не обязательно в деньгах. Это могут быть музыкальные инструменты, например. Все это одобряется Советом попечителей во главе с губернатором. Выстраивается целая программа содействия и помощи. С одной стороны это ослабляет бремя нагрузки на бюджет, с другой— это престижно для тех же попечителей.
У нас пока этого нет. Но мы также планируем внедрение такой системы. Я практически ежедневно работаю с Вадимом Евдокимовым и нахожу полное понимание, в том числе по этим вопросам.

 

 

Алексей Бетехтин
Министр культуры Челябинской области
Родился в 1966 году в селе Мокроусово, Курганской области
Образование: 1990 г. – Челябинский государственный институт культуры, 1995 г. – Высшая школа деятелей сценического искусства, 2002 г. – Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма,
Карьера: 1990-1991 гг. Режиссер ДК «Смена», город Челябинск 1991-1992 гг. Заместитель директора Челябинского драматического Камерного театра 1992-1995 гг. Генеральный директор ТОО «Уральский международный культурный центр» 1995-1996 гг. Руководитель театрального агентства Камерного театра 1996-2001 гг. Директор Челябинского государственного театра кукол 2001-2002 гг. Генеральный директор Челябинского государственного концертного Объединения 2002-2003 гг. Начальник отдела культуры Адлерского района города Сочи 2002-2004 гг. Директор муниципального учреждения культуры «Сочинская филармония» 2004-2009 гг. Заместитель Министра культуры Челябинской области 2009-2010 гг. Директор муниципального учреждения культуры «Сочинская филармония» с 2010 г. Министр культуры Челябинской области

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.