Александр Одольский: «Чадоград» выгоден, но интересен в пуле развлекательных площадок»

Гендиректор холдинга «Мегаполис» рассказал почему на город-миллионник достаточно одного «Чадограда», сколько стоит такой проект и как серьезно относятся к профориентации в развлекательном заведении.

В мае челябинскому детскому городу профессий «Чадоград» исполнился год, а уфимскому уже полтора. До конца 2016-го сеть разрастется до четырех городов и войдет в тройку крупнейших в России. Уже есть планы на 2017–2018 гг., и переговоры ведутся еще с несколькими партнерами в крупных городах по всей стране. По словам генерального директора холдинга «Мегаполис» Алексадра Одольского, сеть, скорее всего, будет расти в восточном направлении, в Сибирь.

— Как появился «Чадоград»?

— Проектом начали заниматься около трех лет назад в рамках общих приоритетов развития холдинга. Они направлены на детские и семейные услуги досуга и отдыха. Увидели, что это направление становится рентабельным, маркетологи просчитали перспективы. В общем, это не было каким-то озарением, мы просто искали новые форматы. Обычная, плановая работа.

— Но ведь был конкретный автор идеи?

— Мы не являемся изобретателями концепции. Оригинальный формат подобных парков принадлежит мексиканской «Кидзании». Изначально вели переговоры с одной из российских сетей о франшизе, но для качественной реализации проекта надо было бы к нам прислать на полгода-год команду из нескольких десятков человек, которые бы эту франшизу ставили. Этого сделать у них не получилось, к тому же мы поняли, что каждый проект уникален, он точно типовым не будет. Архитектура площадки разная, площадь всегда разная. Собственник помещений может выставить дополнительные условия, чтобы рядом были игровые автоматы, например. Это точно не ресторан какой-нибудь с одинаковым помещением и унифицированными бизнес-процессами.

Сейчас все существующие сети развивают собственные проекты. Не знаю, чтобы кто-то успешно продал франшизу, хотя у всех на сайтах такие предложения есть. Видимо, это маркетинговый ход для изучения интереса из других городов, начала переговоров с партнерами.

Одним словом, «Чадоград» получился полностью независимым проектом. Финансирование на 100% собственное. Запросы сторонних инвесторов у нас начались практически сразу после появления первых «городов профессий» в Уфе и Челябинске, но мы не продаем франшизу.

Александр Одольский: «Чадоград» выгоден, но интересен в пуле развлекательных площадок» 1

— Чем ваш «город профессий» отличается от конкурентов?

— В основе таких проектов лежит по сути одна простая идея: «Построить город для детей и сделать детский отдых не только интересным, но и познавательным, социально ориентированным».

А вот специфика этой простой идеи в том, что это бизнес мелочей, сотни деталей влияют на общее впечатление от парков, поэтому создать похожие проекты в принципе достаточно трудно. Каждый конкретный парк даже одной сети имеет свое «лицо», чего уж говорить о разных «городах».

По поводу конкурентов: мы стараемся их не оценивать, деловая этика не позволяет нам говорить о них плохое, а маркетинговые интересы — хорошее. Конкуренты есть, и это здорово.

— Есть ли реальные перспективы прихода какой-нибудь из крупных сетей в Челябинск?

— Все может быть, но нам о таких планах ничего не известно. Тут самый главный вопрос — на какую площадку они придут. Мне кажется, подходящих вариантов просто нет. А самостоятельно тащить такой проект вряд ли кому-то под силу, так что отдельно стоящее здание, скорее всего, не появится.

К тому же по нашим текущим оценкам рынка, одного «города профессий» на один город-миллионник вполне достаточно. Именно поэтому мы не стали делать новых «Чадоградов», даже в других — удаленных от «Фокуса» — торгово-развлекательных центрах.

Сейчас мы стараемся развивать проекты комплексно. «Чадоград» вместе с «Мегалендом» закрывают широкий диапазон возрастов от 3–4 лет до 11–12. А если там еще «Экстрим-парк» есть, то это уже и более старший возраст. А родители в это время могут пойти в кино или провести время в ресторанах и магазинах. Мы стараемся закрыть все потребности семейного отдыха и становимся полноценными «якорями» в торгово-развлекательных комплексах, что позволяет получить хороший дисконт на аренду.

Александр Одольский: «Чадоград» выгоден, но интересен в пуле развлекательных площадок» 2

— Сколько потребовалось вложений в первый — уфимский — «Чадоград» и последующие? Как скоро они окупятся?

— В Уфе вложения составили порядка 30 млн руб. В других городах свои нюансы, безусловно, есть. Это и разница в сценариях, и в составе парков, и в самом помещении. Инвестиции меняются в пределах 10–15% и по-прежнему составляют около 30 млн руб.

Срок реализации такого проекта около полутора лет. Полгода на стройку, полгода на разработку «геймплея», еще полгода на раскрутку проекта. Затем «город» должен вый­ти на плановые показатели окупаемости.

Проходимость каждого парка на данный момент 5000–6000 детей в месяц, примерные сроки возврата инвестиций — не менее 5 лет. У таких проектов окупаемость даже дольше, чем у «Мегаленда» из-за больших операционных расходов, более сложной организационной части, да и проходимость имеет определенные рамки. Он выгоден, но интересен именно в пуле развлекательных площадок разных форматов.

— В Челябинске менялась компоновка внутри «Чадограда». Сейчас найден наиболее оптимальный вариант?

— Мы очень надеемся, что оптимальный вариант не будет найден никогда. «Чадоград» — это модель города, а любой город постоянно строится и перестраивается, также и «Чадоград» не стоит на месте, мы постоянно что-то изобретаем даже в уже построенных парках. Обкатываем идеи на какой-то одной площадке, потом самые удачные переносим в другие. К примеру, совсем недавно и в Уфе, и в Челябинске мы построили по «Чадомаркету» — полноценному детскому магазину, в котором дети могут приобретать за свои честно заработанные червонцы различную сувенирную продукцию и игрушки в большом ассортименте.

В Омске, кстати, будет самый большой «город» площадью 2500 кв. м. И там, по секрету, будет настоящий самолет. В Челябинске просто помещение не позволило его сделать, зато есть настоящая пожарная машина. Чтобы ее поднять на третий этаж, пришлось разбирать буквально по деталям. Так же, как и в Уфе, полностью распилили самолет, потом собрали его по частям. Но это все решаемо, у нас есть очень креативная команда и уникальный человек, директор по развитию Сергей Панов, который много придумывает разных вещей. Но самое главное, что потом реализует все эти инсталляции.

Александр Одольский: «Чадоград» выгоден, но интересен в пуле развлекательных площадок» 3

— Сколько людей работают в Уфе и Челябинске?

— В постоянном штате находится порядка 15 сотрудников, плюс волонтеры (обычно студенты профильных педагогических вузов) 20–30 человек в зависимости от календарного месяца.

Кроме того, мы сотрудничаем с множеством крупных и мелких организаций. Из известных: «Икея», «Леруа Мерлен», «Английский клуб», ведем переговоры со Сбербанком. Мы стараемся, чтобы у каждой профессии был свой спонсор или куратор. Челябинская больница скорой помощи очень сильно помогала оборудованием и консультациями. С «Кергом» планировали развивать автомастерскую. Находим профессиональную команду, которая в своем деле точно понимает лучше нас. С точки зрения рекламы им это очень интересно, ведь это прямой выход на семью.

Условия уникальны для каждого конкретного партнера, какого-то общего подхода не существует, приходите — договоримся.

— В каких-нибудь государственных программах по популяризации рабочих специальностей не планируете участвовать?

— Мы во всех городах активно работаем с МЧС, ГИБДД, поскольку у них есть свои программы пропаганды, а у нас детям интереснее учится, чем в школе за партой. Но у государственных структур свои задачи, которые отличаются от наших, коммерческих, поэтому никто нас в бюджеты не включает.

— Насколько в развлекательном заведении серьезный подход к профориентации?

— Профориентация — одна из основных задач, социальная функция проекта. Нашу серьезность подхода в этом вопросе сложно переоценить. Вообще, очень многое в успехе такого проекта зависит от педагогических кадров, от того насколько интересно им что-то новое делать, а детям потом жить в этом городе.

Главное в «Чадограде» — не определиться окончательно с будущей профессией, а получить представление о том, что тебе интересно, а что нет, для того чтобы в будущем твой выбор был более осознанным и основанным на реальном опыте. Пусть и в детском городе.

Любой Дом творчества школьников предлагает записаться во множество кружков, но дети могут не представлять, чем им придется заниматься. Ребенок походил неделю и утратил интерес. Родители озадачены: «Это вообще ему не подходит или он просто ленится?». А у нас можно попробовать все и хотя бы определить свои склонности.

Это уникальный шанс перепробовать множество профессий в короткий срок. Какой взрослый может позволить себе сегодня поработать почтальоном, завтра пожарным, послезавтра врачом, а через неделю механиком? В этом смысле «Чадоград» дает фору даже реальному городу.

Помимо выбора профессии мы учим детей быть самостоятельными, принимать решения, учится обращаться с деньгами и строить деловые отношения. В общем, всему тому, что просто необходимо любому человеку в современном обществе.

Александр Одольский: «Чадоград» выгоден, но интересен в пуле развлекательных площадок» 4

— Губернатор Борис Дубровский в «Чадограде» признался, что хотел стать геологом. А кем в детстве мечтал быть Александр Одольский?

— Я много кем хотел быть в детстве. Мне в третьем классе бабушка подарила кинокамеру, я непрерывно снимал в школе. При этом участвовал во всех олимпиадах: химических, физических, математических. Наверно, мама, учитель химии и заслуженный педагог России, повлияла. Киностудия, фотокружок и натурные выезды в Сыростан боролись за мое время с естественными опытами в Научном обществе учащихся.

А дядя у меня всю жизнь проработал генеральным конструктором авиазавода в Подмосковье, поэтому в старших классах я долго думал поступать во Всероссийский государственный институт кино или в Московский авиационный институт на конструирование космических аппаратов. В итоге выбрал второе, но не поступил. Проходной бал в 1986 г. был сумасшедший. Тогда можно было чуть позже подать документы в местные вузы, и я пошел в Челябинский педагогический институт на историю.

— Так вот где корни «Чадограда», в вашем дипломе педагога?

— Наверное (смеется). Педагогика мне всегда была по душе: коммунарское движение, секретарь пионерской, а потом комсомольской организации...

— Насколько это вообще важно — помочь ребенку найти себя?

— В моем детстве было проще определиться. В каждом, мне кажется, подвале работали кружки. В школу постоянно приходили тренеры вербовать в различные секции. И потом, попробуй только прогуляй — домой начинали звонить. Видимо, был какой-то госзаказ. Я помимо кино занимался волейболом, авиамоделизмом, на пианино играл. И все ведь было бесплатно.

У меня трое детей и я ни разу не слышал, чтобы их куда-то зазывали. Пока сам не запишешь, никто никуда не позовет. Видимо, сейчас для государства это не самое главное. Может быть, в этом и есть главная сверхзадача «Чадограда». У нас к детям проявляют интерес. и они это чувствуют.

 

«Город профессий» как бизнес

Впервые детский развлекательный центр такого формата был открыт в 1999 г. в Мехико-сити и назывался KidZania. Изобретателем и основателем его стал Хавьер Анкона. Затем схожие заведения стали открываться по всему миру: как по франшизе, так и в качестве оригинальных проектов.

В России «города мастеров» начали появляться лишь в конце 2000-х гг., а бум пришелся на последние два-три года. Сейчас таких детских центров около десятка: «Минополис»  в Краснодаре, «Кид Спэйс» в Казани, «Кидстан» в Вологде, «ФэнтезиГрад» в Екатеринбурге.

Есть и сети: международная «Кидзания», московский «Мастерславль», питерский «Кидбург» (самая крупная, представлена в шести городах: Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Ярославле, Воронеже, Нижнем Новгороде).

Самой большой площадкой является «Кидзания» в московском «Авиа Парке» (два уровня, 5000 кв. м).

Первый «Чадоград» открылся в Уфе в декабре 2014 г., в апреле 2015 — в Челябинске. В июле 2016 г. открывается в Омске, в ноябре — в Красноярске.

Фото: Анна Шольц, Иван Карлышев

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.