Александр Глазырин, ПГ «Метран»: Для корпорации Emerson наш проект стал революционным

Генеральный директор ПГ «Метран» Александр Глазырин рассказал, как трудно было воплощать в жизнь проект интеллектуального приборостроения в Челябинской области и почему для Emerson это был смелый шаг.

Для корпорации Emerson покупка земли в собственность и строительство своего здания, тем более в России, стало решением революционным, рассказывает генеральный директор промышленной группы «Метран» Александр Глазырин. Крупнейший проект в сфере интеллектуального приборостроения был реализован при непосредственном участии местных компаний в июне 2015 г.

По словам Александра Глазырина, новый офисно-производственный комплекс был необходим, учитывая глобальные планы корпорации Emerson. Инвестиции в проект составили 40 млн. долларов и выделенные деньги до конца пока не потрачены — работы на новой площадке еще достаточно.

Александр, почему «Метран» решил переехать на собственную площадку, построить завод с нуля?

— Причин было несколько. Мы арендовали площади завода «Прибор» с 1998 г. Это предприятие относится к оборонно-промышленному комплексу, поэтому даже арендаторы соблюдали режимные требования при проходе и проезде на территорию. Когда в 2004 г. «Метран» стал членом глобальной семьи Emerson, мы начали кооперироваться с различными подразделениями корпорации, и рабочие визиты гостей из-за границы стали у нас постоянной практикой. Чтобы попасть к нам, партнеры проходили длительную разрешительную процедуру через ФСБ. Срочные визиты были вообще невозможны, нужны были обязательные предварительные мероприятия.

Кроме того, мы знали, что у нашего арендодателя и его федерального руководства есть определенные планы по реструктуризации и изменению формы собственности «Прибора». У нас возникали сомнения по поводу нашего будущего на этой территории.

Но решающим фактором стало то, что имевшиеся в наличии площади не устраивали нас с точки зрения перспектив развития. Здания «Прибора» были построены в 70-е гг., и, разумеется, их планировка, внутренняя логистика, функциональность помещений были заточены не под наши потребности. Мы уже занимали примерно половину полезных площадей «Прибора», и возможность расширения для нас была ограничена. А планы развития у Emerson были большие.

Когда впервые заговорили о том, что предприятию нужна своя площадка?

— Впервые заговорили о том, что «Метрану» нужны свои площади, в 2010–2011 гг. Сначала идея прорабатывалась на уровне предприятия. Решение принималось непросто, было много сомнений, долго шло обсуждение — проекты, требующие многомиллионных инвестиций, принимаются в корпорации на самом верху, т. е. Советом директоров. Местные власти предложили на выбор семь участков в разных районах города, в основном на северо-западе. Мы решили, что участок на Новоградском проспекте лучший. Это развивающаяся территория с хорошей логистикой, но без всякого нежелательного соседства, в первую очередь — с точки зрения экологии. У нас чистое и чувствительное к внешним воздействиям производство, и для нас состояние окружающего пространства много значит. Кроме того, все коммуникации были близко, и сам участок был просторный.

Участок был приобретен в собственность?

— Муниципалитет был готов выделить нам землю под строительство по акту, т. е. бесплатно, но по нашей просьбе организовал публичный аукцион, и мы приобрели участок, чтобы чувствовать себя на этой территории действительно по-хозяйски, уверенно.

Emerson принял революционное для себя решение. С точки зрения американцев, Россия достаточно сомнительная для развития бизнеса страна. У них традиционные представления о здешней коррумпированности и слабой защищенности инвестиций. При всех имеющихся геополитических сложностях решиться на то, чтобы купить землю и построить собственное здание в России — это был очень смелый шаг. Как правило, и в Европе, и в Азии площадки корпорации находятся в аренде.

Размер инвестиций в проект составил около 40 млн долларов. Это исключительно деньги Emerson?

— Компания не прибегает к внешним кредитам и все строит за свой счет. Для того чтобы получить согласие корпорации на строительство, мы разрабатывали так называемый запрос на финансирование, проводили предварительный расчет с привлечением местных консультантов. Другой вопрос, когда начинается реальная стройка — в какой-то части запрос пересматривается, деньги внутри бюджета перераспределяются. Но общая сумма изменению не подлежит.

Во время реализации проекта резко упал курс рубля. Это вам помогло?

— Девальвация рубля нам не помогла, а, скорее, помешала. Потому что мы — российское предприятие, и наш бюджет формируется в рублях. Договоры с нашими контрагентами заключались в рублях, а у них не хватало денег. Масса оборудования, стройматериалов, которые использовались при строительстве, импортного происхождения. После резкого обвала рубля мы провели расчеты и вынуждены были в конце 2014 г. пойти на заключение дополнительного соглашения с нашим генподрядчиком и существенно увеличить максимальную цену договора с ним.

Когда наша национальная валюта «поплыла», нужно было добиваться того, чтобы корпорация проиндексировала рублевый бюджет. Начиная с определенного момента, она на это шла — бюджет в долларах оставался как есть, а бюджет в рублях пересматривался. Иначе мы не смогли бы реализовать проект.

Трудности строительства

В процессе проектирования и строительства подрядчики «Метрана» столкнулись с проблемами из-за недостатка опыта. В регионе просто не было в последние десятилетия подобных хай-тек проектов. «Метран» выдвинул местным компаниям ряд жестких требований по строительству, а в качестве консультантов производственное предприятие привлекло иностранных специалистов.

Для реализации проекта вы привлекали местные компании?

Александр Глазырин, ПГ «Метран»: Для корпорации Emerson наш проект стал революционным 1

— Это было принципиальное решение. Проектировщика, генподрядчика по строительству, службу технического заказчика мы выбирали через тендерную процедуру, проводили реверсивные аукционы. Это стандартная практика Emerson. На роль генподрядчика претендовали не только российские компании, но и те, что находятся в иностранной собственности. В итоге мы все же выбрали из соображений квалификации, надежности и удобства контакта исключительно локальные компании. Нашим техзаказчиком был «Мечелстрой», архитектором-проектировщиком — «Уралпромпроект» (г. Златоуст), а генподрядчиком было выбрано ЗАО «Инсистрой».

Для местных компаний такой масштабный проект было сложно реализовать?

— Дело не в масштабности. В регионе было реализовано много более масштабных проектов. Вопрос в другом: в течение многих десятилетий в Челябинске не появлялось хай-тек проектов, тем более в области интеллектуального приборостроения. Местным компаниям требования, которые выдвинули мы, были в новинку. Например, у застройщика не хватало опыта в решении многих технических вопросов.

Самый показательный пример. У нас очень сложная система создания микроклимата на производстве, так как есть жесткие требования по воздушной среде в производственных помещениях: по влажности, по содержанию микрочастиц в воздухе, по скорости движения воздуха, по температуре. Потому что климатика влияет на метрологические характеристики производимого прибора, на его качество. А у нас два приоритета в работе — качество и безопасность. Это то, что называется «out of question», то есть не обсуждается.

Как выходили из ситуации?

— Мы свозили проектировщиков за границу, посмотреть на аналогичный офисно-производственный комплекс. Знакомили их с тем, какие технические решения применены, какие материалы использованы, какое оборудование установлено. В помощь им по рекомендации Emerson мы привлекли в качестве консультанта компанию Epstein. А FM Global аудировала нас в части соблюдения требований безопасности, в первую очередь пожарной.

Но каждое конкретное техническое решение никакой консультант подсказать не может, тем более, когда речь идет о выборе конкретных, особенно локальных, материалов, локального оборудования, локальных поставщиков.

Вы ощущали поддержку местных властей в ходе реализации проекта?

— Важнейшим моментом было, конечно, решение вопроса с земельным участком. Но и в дальнейшем власть признавала его значимость. Люди в различных областных и городских структурах понимали, что не надо закрывать на него глаза, или, паче того, чинить препятствия. Требуется просто работать так, как положено, или даже немножко лучше, т. е. помогая, продвигая, приделывая «ноги бумажкам».

Не всегда это получалось. Было много тягомотины, бюрократии и т. д. Той самой пресловутой системы одного окна для инвестора, о которой так много говорят, на самом деле у нас нет. Но когда дело выходило на уровень верхнего руководства, будь то во властных структурах или в сетевых монополиях, поддержку мы получали, и вопросы, как правило, решались.

Взаимодействие с корпорацией

В 2004 г. «Метран» вошел в состав международной корпорации Emerson, которая включает в себя более 130 предприятий по всему миру. Как отмечает Александр Глазырин, отечественное предприятие стало лучшей из возможных инвестиций корпорации в российский бизнес.

Получаете ли вы преимущество в виде технологий благодаря тому, что являетесь частью корпорации?

— Разумеется. В 2004 г. Emerson после многолетних подготовительных мероприятий и продолжительного предварительного сотрудничества принял решение — надо-таки «Метран» купить. Руководство понимало: для того, чтобы резко увеличить объемы продаж и занять лидирующее положение на рынке — это лучшее приобретение, какое можно сделать в России. И естественно, на предприятии сразу началась обширная модернизация производства, внедрение глобальных технологий. Если вы попадете на предприятие аналогичного профиля в Пекине, или в штате Миннесота, или на заводе в городке Весслинг под Мюнхеном — а это крупнейший европейский завод корпорации по производству средств измерений — вы увидите совершенно те же процессы, то же оборудование, ту же высокую культуру производства.

Многие компании сегодня отказываются от новых инвестпроектов. Как «Метран» переживает кризис?

— Мы находимся в более выгодной ситуации по сравнению с конкурентами — я имею в виду, в первую очередь, глобальных конкурентов. На рынке средств измерения в России таких крупных производств больше нет. У нас сложилась такая странная, на первый взгляд, картина: усложнилась международная политическая обстановка, усложнилась макроэкономическая ситуация в самой России, а выручка растет в течение последних трех лет неуклонно.

За счет чего?

— Заказчики заинтересованы в нашей продукции. Да, они могут закрыть какой-то инвестпроект, но руководство всегда заинтересовано в том, чтобы тратить меньше денег на организацию производства, рачительно использовать ресурсы и, в первую очередь, энергетические — электричество, газ, воду.

Есть ли какие-то направления в работе, которые стали менее актуальны?

— Наоборот мы локализуем или сами разрабатываем новые продукты для восполнения продуктовой линейки. Сейчас упор делается не на поставку отдельных видов продукции, а на комплексные решения по управлению технологическими процессами, по автоматизации технологических процессов. В этом году мы локализуем производство глобальных продуктов уровнеметрии (средства измерения уровня). Вообще, для Emerson в России и СНГ первый приоритет, самый главный лозунг — локализация.

Локализация — это инициатива «Метрана»?

— «Метран» выступает с конкретными инициативами, но прежде всего это политика корпорации. Зачем создавать или приобретать предприятие в какой-то стране, если ты не намерен получить от этого выгоды? Россия для Emerson — это best cost country, то есть страна, наиболее выгодная по стоимости материалов и рабочей силы. И с самым большим рынком в мировом регионе Европа. В нашем локальном регионе, а мы отвечаем за рынок СНГ, корпорации не так просто продвигать свою продукцию в виде импорта готовых продуктов из дальнего зарубежья. Транспортировка и таможенные процедуры требуют времени. А сроки у заказчиков часто поджимают, поэтому надо производить рядом с заказчиком.

У Emerson есть свои производства и сервисные подразделения на всех континентах. Мультипродуктовые площадки есть в Канаде, Коста-Рике, Бразилии, Дубае, в странах Европы, в Восточной Азии. И все они обеспечивают свой региональный рынок. Корпорация избегает внутренней конкуренции между производствами на территории одного и того же мирового региона.

Перспектива расширения

В долгосрочных планах у ПГ «Метран» — существенное расширение площадей. При этом, как признается Александр Глазырин, в последние три года крайне сложно загадывать далеко вперед из-за нестабильности в экономике. И ждать, что ситуация изменится в лучшую сторону, пока не стоит.

В одном из интервью вы говорили, что четко видите, каким будет предприятие через 10–15 лет благодаря выработанной стратегии. Это действительно так?

— Когда мы составляли запрос на финансирование, то проанализировали перспективы «Метрана» до 2025 г. Новая площадка предполагает развитие существующих бизнес-направлений, у нас еще есть незанятые площади, которые мы оставили «на вырост». Кроме того, мы запланировали возможность возведения второй очереди объекта — для того и была куплена такая большая площадка в 8,1 га. У нас осталась свободная территория, на которой уже размещен законсервированный фундамент второй очереди.

Что предполагается возвести на этом участке?

— Сейчас у нас порядка 15 тыс. кв. м производственных площадей и 12 тыс. кв. м офисных помещений. Дополнительное расширение предполагает строительство производственного корпуса еще на 13 тыс. кв. м. и офисов на 5 тыс. кв. м. Не могу назвать точную дату, когда мы начнем реализовывать проект второй очереди, но перспектива есть. И она уже обсуждается на уровне руководства корпорации.

В течение этого года нас посетят представители нескольких бизнес-юнитов (направлений), которые хотят обсудить с нами перспективу локализации производства. Когда некая критическая масса запросов на размещение у нас будет набрана, станем снова выходить на европейское руководство и затем на уровень руководства корпорации и предлагать приступить к реализации второй очереди.

Наверняка сложно планировать какие-то глобальные вещи, учитывая то, что сейчас происходит в экономике.

— Пошел третий год, как мы постоянно живем в обстановке неопределенности. Наш бизнес растет, и растет успешно, но заглядывать далеко вперед и прогнозировать надолго мы не можем. Мы, как и машиностроение в целом, зависим от геополитической обстановки, от состояния макроэкономики, которая, в свою очередь, зависит от цены на нефть. Ведь большая часть нашего бизнеса сориентирована на нефтегазовую сферу, нефтепереработку и энергетику. Более 80% нашего бизнеса завязано на энергетический сектор.

А он сейчас…

— А он сейчас постоянно живет под знаком вопроса. Мы всегда в ожидании того, что те заказчики, которые продолжают инвестировать в эффективность собственного производства, могут свернуть свои программы. И хотя «Метран» проводит маркетинговый анализ, мы, на самом деле, не знаем, кончится ли год так, как он начался. Каждый год выяснятся, что дела не так плохи, как ожидалось. Но что произойдет в ближайшем будущем — предсказывать трудно.

Я с опасением смотрю на развитие нынешней ситуации в экономике, и не ожидаю, что она станет в скором времени благоприятной для бизнеса в целом — для этого нет оснований. Надо просто подстраиваться под ситуацию, и делать свое дело: идти к заказчикам, бороться за продвижение своей продукции. Чем мы и занимаемся.

Справка

Александр Глазырин, генеральный директор промышленной группы «Метран»

Родился 12 февраля 1954 г. в Миассе

Образование:

Челябинский политехнический институт (ныне ЮУрГУ), факультет «Двигатели, приборы, автоматы» (ныне «Аэрокосмический»), специальность «Двигатели летательных аппаратов», инженер­механик

Карьера:

1977–1995 гг. — инженер­конструктор на предприятиях оборонно­промышленного комплекса в Златоусте и Челябинске, итоговая позиция — начальник бюро службы главного технолога.

1995–2004 гг. — механик цеха, механик производства, начальник производства на промышленных предприятиях Челябинска.

С февраля 2005 г. — управляющий проектами передачи технологии, директор по качеству, директор по снабжению/по сети поставок в ПГ «Метран».

С января 2010 г. — генеральный директор ПГ «Метран».

Семейное положение: женат, два взрослых сына.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.