Александр Брейгин, НИИИТ-РК: «Малейший просчет может обернуться огромными проблемами»

Как в Челябинске создаются уникальные комплексы для гражданской и военной авиации и морского флота, рассказал генеральный директор НИИИТ-РК, лауреат премии «Человек года — 2017» Александр Брейгин.

Трудовой стаж Александра Брейгина — 55 лет, и без малого четверть века он возглавляет Научно-исследовательский институт по измерительной технике – радиотехнические комплексы, являющийся одним из мировых лидеров в области создания современных радиоэлектронных средств навигации и управления летательными аппаратами наземного и морского базирования. Несмотря на перебои с финансированием научно-исследовательских разработок, предприятие сохранило научный потенциал, конструкторскую, производственную и испытательные базы, поставляет оборудование не только для гражданской и военной авиации России, но и за рубеж. Александр Брейгин и сам обладает двумя десятками авторских свидетельств на изобретения: его конструкторские разработки применены на авианесущих кораблях «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий».

— Александр Меерович, как сложилось, что в Челябинске был создан научный центр, специализирующийся на разработках технологий для управления полетами?

— Отсчет можно вести с августа 1956 г., когда при радиозаводе «Полет» образовалось маленькое ОКБ (опытно-конструкторское бюро — прим.ред.). По мере развития направления появился целый ряд мелких заказов, и спустя несколько лет оно было реорганизовано в Научно-исследовательский институт по измерительной технике, который затем вошел в производственное объединение «Полет». Так институт работал довольно длительное время, окончательное отмежевание произошло уже только в 1989 г. Поначалу специализация института была вполне «гражданская»: более четверти века специалисты вели многогранные исследования принципов построения навигационных, посадочных и радиолокационных систем. Так были созданы одни из первых отечественных аэродромных обзорных радиолокаторов, усовершенствована система «слепой» посадки самолетов. Опыт разработки принципиально новой техники позволил в конце 70-х годов создать научно-технический задел для проектирования навигационно-посадочных радиотехнических комплексов для авианесущих кораблей.

— И все же: как случилось, что разработку таких масштабных проектов поручили именно челябинским конструкторам?

— Это интересная история. Всеми разработками в этой сфере в стране в то время руководил Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА), который находился в Санкт-Петербурге, и для нашего института ВНИИРА был головным. Так вот, ленинградцы не рассчитали свои силы, когда взялись за обустройство кораблей аппаратурой по навигации и посадке летательных аппаратов на корабли ВМФ, и передали нам создание одного из достаточно простых комплексов для малых кораблей, на взлетной площадке которых может разместиться только один-два вертолета. А сами бросили все силы на создание комплексов для первых авианесущих кораблей. И мы, молодые и задорные, с горящими глазами, взялись за разработку комплекса и выстроили его на совершенно новых технических решениях. В то время в ленинградском институте генеральным конструктором был Георгий Александрович Пахолков, выдающийся человек (герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР — прим.ред.), и он выступил за то, чтобы целиком передать «морскую» тему в Челябинск. Были, естественно, и свои конъюнктурные соображения, в процессе разработки комплексов возникла масса проблем. Но у нас команда была бравая: из неприятностей вышли, а направление так за нами и закрепилось. Все это тогда стремительно развивалось, появились заказы, причем достаточно большие. Коллектив института составлял порядка 1600 человек, открылся филиал в Махачкале.

— В Махачкале? Чем был обусловлен этот выбор?

— Дело в том, что Петр Степанович Плешаков, занимавший в то время пост министра радиопромышленности СССР, был депутатом Верховного совета от республики Дагестан, и именно с его легкой руки в Махачкале и появился филиал НИИИТ. К слову, позже этому факту суждено было сыграть важную роль в судьбе института: спустя годы: собственниками предприятия стали выходцы из того самого филиала в Махачкале. Материнская компания «Азимут» координирует деятельность группы предприятий в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Калуге и Махачкале. Недавно компания заключила с Ростехнологиями соглашение о частно-государственном партнерстве, передав часть акций. Адиля Абуковича Саидова, который является основателем компании и инициатором всех новшеств, я помню еще с детства, когда он внимательно слушал наши разговоры с его отцом, первым директором Махачкалинского филиала. Вот так интересно судьба повернулась. К счастью, у нас нет оснований жаловаться на акционеров: дают возможность творчески работать, помогают во многих вопросах — в части административного ресурса, юридического сопровождения сделок и достаточно лояльно относятся к необходимости финансовых вложений в развитие.

Александр Брейгин, НИИИТ-РК: «Малейший просчет может обернуться огромными проблемами» 1

— Давайте все же по порядку: во время перестройки и рыночных реформ научные исследования, даже в оборонной промышленности, фактически лишились финансирования. Как институт пережил тяжелые времена?

— Да, тогда, в 1991 году, наступил переломный момент: государственный оборонный заказ сократился сразу на 80%, стали возникать перебои с выплатой зарплат. В коллективе началось брожение. Многие тогда ушли из науки — почувствовали в себе предпринимательскую жилку, захотелось самостоятельности, высоких заработков. На общем собрании коллектива выбрали нового директора, как это тогда было модно: им стал Аркадий Мотелевич Расин. Институт был приватизирован и распался на большое количество малых предприятий. Никто в тот момент не хотел заниматься военным направлением из-за трудностей с финансированием. А для меня это было делом жизни. Так что не оставалось иного выхода, как брать на себя директорские полномочия и пытаться сохранить направление, в разработку которого было вложено столько сил. И, надо сказать, большинство сотрудников института — около двухсот пятидесяти человек — согласились с доктринами, которые я предлагал. Так мы создали самое крупное из всех предприятий, образованных из распавшегося института. Изначально их было 18, а на сегодняшний день осталось всего три: одно специализируется на гражданской технике, мы взяли военное направление, и еще есть опытный завод, который сегодня находится в стадии присоединения к нашему предприятию.

— А у вас никогда не возникало желания бросить науку, заняться бизнесом?

— Было дело: в начале девяностых один знакомый уговорил заняться поставками лекарств. Я много ездил по стране, были хорошие связи, так что лекарственный бизнес стал быстро развиваться. И стало очевидно, что это требует огромных усилий и времени: надо искать склад, заключать договоры с аптечными сетями, проходить различные проверки. Так что я оказался перед выбором: или бизнес, или институт. Посоветовались с женой — а мы вместе учились и вместе работали долгие годы, — и выбрал любимую радиотехнику. Но в самые трудные времена, когда было полное безденежье и надо было как-то кормить семью, лекарственный бизнес был хорошим подспорьем.

— Какие вызовы стоят перед предприятием сегодня?

— За эти годы предприятие существенно состарилось — это беда всей оборонной промышленности. Поэтому одна из основных задач, которая передо мной всегда стояла и стоит на сегодняшний день, — привлечь молодых сотрудников. Это трудная с этической точки зрения ситуация: приходится провожать на заслуженный отдых коллег, которые, как и я, стояли у истоков института. Но это правильный шаг: теперь предприятие готово к тому, чтобы перейти на новый уровень развития, имея стабильное руководство на протяжении следующих десяти-пятнадцати лет.

Коллективу, перед которым я склоняю голову, удалось удержать стратегическое направление деятельности, сохранить монополию — сегодня мы единственные в стране, кто занимается этой тематикой (создание современных радиоэлектронных средств навигации, управления воздушным движением и посадкой летательных аппаратов морского базирования – прим.ред.), есть заказы Министерства обороны РФ. Когда Рособоронэкспорт осуществил поставку одного из авианесущих кораблей в Индию, мы изготовили радиотехнический комплекс для управления авиацией корабля, провели испытания. Индусы очень интенсивно используют корабль, за два года провели более 2 тыс. посадок. Наше изделие им понравилось: ни разу не подводило, не срывало полеты. Сегодня они строят собственный авианосец, а аппаратуру заказали у нас. Кроме того, заказали еще ряд изделий аналогичного назначения. Появление зарубежных заказов дало предприятию финансовую стабильность и возможность для развития — мы смогли приобрести комплекс зданий для размещения предприятий компании.

— То есть сегодня предприятие целиком ориентировано на гособоронзаказ?

— Нет, гражданское направление тоже сохранилось – производим радиолокаторы для гражданской авиации. Их сегодня по стране стоит более тридцати. И еще шесть — в Узбекистане. Сейчас такого ажиотажа, как раньше, уже нет: появилась конкуренция в лице коллег из бывшего ВНИИРА. Но заказы есть, модернизация идет. Производим и различное контрольное оборудование для самолетов — военных и гражданских. Но это все же скорее сопутствующие направление.

Александр Брейгин, НИИИТ-РК: «Малейший просчет может обернуться огромными проблемами» 2

— Как-то уже стало привычным считать, что во многих сферах отечественные технологии и разработки безнадежно отстали от западных. В вашей сфере иначе?

— В мире такое оборудование, кроме нас, производят только американцы и французы. Отдельные разработки есть у англичан, но комплексно больше никто этим не занимается. Китайцы в последние годы форсируют эту тему, не без помощи украинских специалистов, которые раньше работали на советских авианесущих кораблях. В свое время они и на нас выходили, но переговоры оказались безрезультатны. Так что китайцы сегодня создают свои технологии, опираясь на советские разработки, и довольно успешно. Нельзя сравнивать размеры финансовых вливаний. Государство, к сожалению, сейчас денег в развитие этого направления не вкладывает, все научные разработки мы проводим за собственный счет. Институт заинтересован в развитии как производственной базы, так и сотрудников.

Конструктор в научно-исследовательском институте должен разрабатывать принципиально новую технику. Если он изо дня в день занимается рутиной, мозги черствеют, он уже не двигается вперед и из разработчика превращается в регулировщика. Понимая это, мы прикладываем все возможные усилия, чтобы поддержать основной состав. Работа разработчика тяжелая, надо иметь определенный склад ума. Как и любой творческий человек, он не выключается после рабочего дня, в голове все время крутятся новые мысли. Это не просто управленческие решения, а сложные научно-исследовательские проблемы. При этом постоянные длительные командировки. Я полжизни на кораблях провел, пока жена детей растила, дом тянула. Но что делать, работа у нас такая — интересная, неплохо оплачиваемая, но трудная.

— А как вы связали жизнь с радиотехникой?

— Случайно. Радиолюбителем точно не был. В старших классах из-за конфликта с преподавателем пришлось уйти в вечернюю школу, закончил ее с медалью, а попутно работал слесарем на часовом заводе. Мой сосед преподавал в ЧПИ (сегодня ЮУрГУприм.ред.), он-то и обратил мое внимание на новую перспективную специальность — радиоинженер. Тогда приборостроительный факультет еще даже не был создан, шел первый набор по специальности конструирование радиоаппаратуры. Мне это показалось интересным. Вроде бы не ошибся (улыбается).

— Нередко приходится слышать, что сегодня в России нет хорошего технического образования, студентам не хватает базовой теоретической подготовки. Вы с этим согласны?

— Да, частенько приходится слышать эти разговоры: «Вот, приходят со студенческой скамьи никакие, мы им говорим: забудьте все, чему вас учили, и начинаем с чистого листа». Это не так. Во всяком случае, в нашей области. Приходят ребята после вуза — совершенно нормально подготовленные: работают, всем интересуются, многие, кроме того, что знают радиотехнику, еще и хорошо владеют компьютером, программируют. Если он в учебе был отличником, то и на предприятии найдет себе применение. Да, возможно, им не хватает каких-то узкоспециальных знаний — но вуз и не может их дать, мы не ждем, что к нам придет совершенно готовый специалист. Так что все это обычное стариковское брюзжание.

— Есть секрет, как держать себя в тонусе?

— Работать надо. Ну и следить за собой. Я никогда не пил, не курил. Не могу похвастаться, что у меня железное здоровье, но когда есть цели в жизни — хочется с утра просыпаться и идти на работу. И в этой приверженности делу я не оригинален, каждый в коллективе это разделяет. Когда выдается свободное время, мы чаще всего все равно говорим о работе: обмениваемся мнениями, иногда спорим. Для старшего поколения работа — это абсолют. Молодежи это, конечно, свойственно в чуть меньшей степени. Их больше волнует размер заработка. Приходится, как и в любой организации, бороться с рвачеством. Бывает и такое: освоил специалист что-то и начинает считать, что ухватил самого бога за бороду, пытается диктовать свои условия предприятию: если не заплатите столько-то — уйду с проекта на выходном этапе. Классика жанра.

— И как с таким производственным шантажом боретесь?

— Просто. Незаменимых нет. Не было еще ни одного случая, чтобы кому-то было позволено такое. Все разработчики на предприятии работают сдельно, и у этого есть и свои достоинства, и недостатки. С одной стороны, это позволяет высококвалифицированным специалистам получать достойную зарплату — и восемьдесят тысяч, и сто. А с другой стороны, это в какой-то мере приводит к таким вот товарно-денежным отношениям между начальниками отделов и подчиненными. Но с нашей небольшой штатной численностью мы не смогли бы выполнять такие колоссальные объемы работ, если бы люди сидели на голых окладах.

— Вы — жесткий руководитель?

— Нет. Единственное, уволил нескольких пьяниц без долгих разговоров. Не терплю этого совсем. Ненадежные это работники — подведут рано или поздно.

— Вы обладаете двумя десятками авторских свидетельств на изобретения. А что вы сами считаете своим главным достижением?

— Не это (улыбается.). Главное — это то, что мы с коллегами создали в стране это направление, разработали технологии, создали аппаратуру для управления летательными аппаратами корабельной авиации с авианесущих кораблей. Фактически я посвятил этому всю жизнь: сам разрабатывал, был главным конструктором и малых, и больших изделий, и до сих пор все сложные технические вопросы решаются в моем кабинете. И хотя я уже отошел от проектной работы и осуществляю сейчас только общее руководство предприятием, этот опыт крайне полезен.

Я пытаюсь вырастить управленцев, которые сами прошли всю школу: разрабатывали технику, испытывали, сдавали — словом, тех, которые понимают, что даже малейший просчет или попустительство обернется там, на корабле, огромными проблемами. Это должно быть всегда в голове. Подход по принципу сдать любой ценой, не считаясь с качеством, в нашей области техники чреват катастрофическими последствиями. Не может быть в нашей команде таких людей. Не знаю, конечно, насколько еще меня хватит.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.