Альберт Ялалетдинов, Челябинский компрессорный завод: «Тендеры уничтожают экономику»
Генеральный директор Челябинского компрессорного завода Альберт Ялалетдинов рассказал «ДК», как сегодня общество относится к промышленникам и почему систему закупок надо срочно менять.
В январе Челябинский компрессорный завод переехал на новую площадку за пределы города. Здание площадью 25 тыс. кв. м было построено с нуля. «Деловой квартал» узнал у собственника предприятия, победителя премии «Человек года-2016» в номинации «Инвестиционный проект года» Альберта Ялалетдинова, уважают ли сегодня российского промышленника и почему стало модно заниматься производством.
Инвестиционный проект по расширению мощностей и обновлению оборудования обошелся компании более чем в 1 млрд. руб. Половина суммы ушла на строительство здания и подведение коммуникаций, рассказывает генеральный директор Альберт Ялалетдинов. По его словам, переезд был запланирован давно — это был логичный этап развития предприятия.
Альберт Раисович, сколько времени ушло на реализацию инвестпроекта?
Серьезно начали заниматься поиском площадки и обоснованием проекта с 2010 г. Важно было понять, нужно ли это рынку, стоит ли приобретать землю в собственность, идти в технопарк «Малая Сосновка» или купить пустующую производственную площадку. Собственно само строительство началось с конца 2014 г.
Почему не выбрали вариант технопарка?
Посмотрите сами: мы уже начали работу на новой площадке, а в «Малой Сосновке» пока ничего нет. Насколько понимаю, там сейчас проблемы с газификацией. В технопарке слишком многое зависит от различных структур. А здесь всё зависит только от нас.
Тем не менее в процессе строительства вы тоже столкнулись с проблемой подключения к сетям. По словам вице-губернатора Руслана Гаттарова, вопрос решился после вмешательства главы региона?
Да, были проблемы с подключением к сетям, но все они, в конце концов, были решены. В том числе и при содействии администраций области, района. Мы понимали, что эти препятствия есть и будут. Принимая решение о строительстве, ты оцениваешь ситуацию, и сознательно идешь на риски. Нужно просто делать свое дело.
На каком этапе инвестиционный проект сейчас?
Рассчитываем в мае его завершить, пока ждем оборудование. Надеемся, что в марте партнеры закончат изготовление станков, которые обеспечат нам возможность самим производить самый сложный узел компрессора — винтовые блоки. Сейчас мы закупаем их в Германии, Италии, где они разработаны и производятся специально для нас. Все, что касается сжатия газов, будем делать на собственной площадке. А винтовые блоки для воздушных машин как покупали, так и будем покупать в Европе. В России сегодня нет производителей.
С чем это связано?
Российский компрессорный рынок очень маленький. Если специализированные заводы в Германии или Италии делают до 40 тыс. единиц винтовых узлов, то в России — всего тысяч пять продается в год, и это еще в лучшем случае. При подобной нагрузке на предприятие ты не обеспечишь его высокую рентабельность. Поэтому изготовленное в больших партиях серийное изделие из Европы имеет вполне конкурентную цену по сравнению с нашим. Но что касается, например, промышленного холода — тут другая ситуация. Мы собираемся делать холодильные компрессоры и компрессоры для сжатия природного, попутного нефтяного газа. Естественно, уровень цен здесь совсем иной, и за счет этого будет обеспечиваться нормальная рентабельность
Охладить партнеров
Наладить выпуск холодильных компрессоров ЧКЗ планирует уже к маю. По мнению Альберта Ялалетдинова, идея очень перспективная, потому что промышленный холод используется во многих отраслях экономики: от нефтяной промышленности до оборонно-промышленного комплекса.
Почему вы решили делать холодильные компрессоры?
Сегодня такие промышленные холодильные компрессорные установки в России никто не делает. В Советском Союзе отечественные предприятия закрывали 100% потребностей страны, и произведенное оборудование даже экспортировалось. Сейчас ничего этого нет — на месте тех предприятий стоят бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы…
В основном на этом рынке в России сейчас представлено оборудование немецкого, японского, английского, американского производства. Нам придется конкурировать с иностранными производителями, а тут все очень просто — надо делать качественно и продавать по более низкой цене.
Кто будет покупателем?
Промышленный холод используют в нефтехимии, металлургии, пищевой промышленности. Холодильные компрессоры устанавливают на морских судах, в вагонах-рефрижераторах, на мясокомбинатах и т. д. То есть бесконечному множеству предприятий нужно это оборудование. Кроме того, холодильный компрессор может работать в режиме кондиционирования. А это кондиционирование всех зданий, торговых центров, супермаркетов.
Помимо этого, промышленный холод используется и в военной технике. Ракетные комплексы и радиолокационные установки нуждаются в поддержании постоянной температуры, поэтому здесь тоже применяются промышленные холодильные установки. Любому танку или БМП нужна система кондиционирования. Это серьезный промышленный холод, а не обычное торговое оборудование вроде бытового кондиционера. Мы хотим, чтобы в отечественной технике стояли наши компрессоры, поэтому работы впереди очень много.
Многие и думают, и говорят, что сейчас проще привезти чехлы для телефонов из Китая или открыть ларек с шаурмой, чем создать производство с нуля, заниматься промышленным производством…
Мир прошел через это уже сотню раз — почитайте историю. Возьмите ту же Германию: в каждой деревушке есть производство, которое занимается чем-нибудь высокотехнологичным, и оно известно на весь мир. Возьмите Испанию: там какую-нибудь модную сумочку шьют в небольшом поселочке, а вещь знают в каждом уголке планеты. Я думаю и надеюсь, в России тоже будет так. По крайней мере, мы сами себя стали уважать — наши предприятия стали лучше относиться к отечественному производству, это чувствуется. И это не может не радовать.
Тендеры тормозят бизнес
Альберт Ялалетдинов настроен на 2017 г. оптимистично — впереди много работы по завершению инвестиционного проекта, по выводу новых продуктов на рынок. Однако с развитием бизнеса есть определенные сложности: система тендеров не позволяет выстраивать долгосрочное сотрудничество со стратегическими партнерами. Впрочем, ЧКЗ не собирается отступать перед трудностями и намерен продолжать выигрывать закупки у крупных госкорпораций.
В одном из интервью вы говорили, что не ждете от 2016 г. чего-то хорошего в экономике. Ваши ожидания оправдались?
Да, но, несмотря на это, мы получили прирост объемов производства. Увеличили зарплату производственным рабочим, вывели много новинок на рынок. Около половины выпускаемого нами оборудования — это новая продукция, инженерные решения, которые реализуются по отдельному техническому заданию каждого конкретного заказчика.
Планируете ли в 2017 г. расширять поставки, выходить на экспорт?
Если мы говорим о ближнем зарубежье, то туда мы заходим сами: своими силами продвигаем продукцию, посещаем выставки, проводим презентации, рассказываем, рекламируем. Серьезно работаем с проектными институтами: технические инженеры закладывают оборудование ЧКЗ в разрабатываемые проекты, которые в последующем реализуются.
С дальним зарубежьем все сложнее. Например, мы делали поставки на Кубу — это был товарный кредит России. Туда поставлялось большое количество оборудования. Мы смогли выиграть конкурс, поставить компрессорные станции. Но все это благодаря политике государства. Сегодня все наши попытки работать на Ближнем Востоке, в Северной Африке безуспешны. Туда сначала должны прийти политики, чтобы продвинуть нашу страну. А нам самим выходить туда, будучи местным предприятием, невозможно. Тогда надо превращаться в глобальную корпорацию, которая не имеет государственных границ и продает свое оборудование во всем мире.
Кстати, в Европе у нас тоже было несколько проектов, где работают наши машины, и они там хорошо себя показали. Но все прекратилось из-за санкций. Хозяева фирмы, которые под своей маркой должны были продавать наше оборудование, просто приостановили сотрудничество. То есть сначала реализуются соглашения между государствами, а потом уже компании могут заходить на иностранные рынки со своей продукцией. Поэтому мы прекратили пока какие-либо попытки выйти на рынок дальнего зарубежья.
То есть основа заказов — это российский рынок, и доля тендеров среди них увеличивается?
Да, как я уже говорил, сейчас заключение контрактов через тендеры и аукционы — это 70-80% продаж, а раньше было наоборот. По моему мнению, тендеры — отвратительное изобретение, которое уничтожает экономику страны. Из-за них разрушаются все партнерские связи, деградируют инженерные решения, потому что выигрыш одного тендера сегодня — не гарантия того, что завтра ты будешь поставлять то же самое. Поэтому к тендеру ты относишься как к разовому заказу. Но если бы мы делали одно и то же на протяжении долгого времени и были бы на постоянной основе партнерами с покупателем нашей продукции, мы бы эту продукцию совместно делали лучше.
Процесс совершенствования оборудования бесконечный, но существующая система закупок нам не позволяет его осуществлять. Мы не видим нашего потребителя, который будет с техникой работать. Вместо него — тендерный комитет, тендерная комиссия. Обратная связь появляется, но только при сервисном или гарантийном обслуживании. Если мы на электровозы уже семь лет поставляем технику, так этот компрессор доведен до звона. Все болезни, которые у него были, уже исключены.
Механизм тендерных процедур несовершенен. Если два раза выиграл, на третий раз снова победил, служба безопасности начинает проверять, кому это надо. Почему это один и тот же выигрывает? Значит, что-то не так. Людей начинают менять, приходят новые… Это отвратительно, тупик.
Как вы думаете, можно решить проблему?
В том виде, в каком они существуют сейчас, тендеры можно просто отменить. К ним подходят формально, ориентируясь только на ценовые предложения, а не на техническую составляющую. Тендеры были введены для борьбы с коррупцией, но, по-моему, это совсем не решило проблему.