Нюансы использования коммерческого обозначения. Два дела из судебной практики

Когда коммерческое обозначение оказывается в приоритете перед товарным знаком? Юрист Сергей Гаврюшкин выиграл два сложных процесса по интеллектуальной собственности.
Есть коммерческое обозначение, а есть зарегистрированный товарный знак. И если первое возникает раньше, то владелец второго не может требовать компенсаций и отказа от использования названия. Именно этот нюанс в законодательстве об интеллектуальной собственности помог южноуральскому юристу Сергею Гаврюшкину выиграть сразу два дела.
Первый процесс вел арбитражный суд в Уфе. В 2013 г. в столице Башкортостана начала работать стоматология «Эмидент». В 2022 г. коммерческое обозначение было зарегистрировано как товарный знак. В 2017-м открылась стоматология с похожим названием «Эмидент Люкс». Владелец первой потребовал от основателя второй компенсацию в пять миллионов рублей за использование товарного знака без лицензионного соглашения, ведь наименования действительно схожи до степени смешения. Это могло ввести в заблуждение пациентов. Ответчик не согласился с претензиями. Он заявил, что в свое время имел прямое отношение к «Эмиденту» — открывал первые клиники сети.
В случае с «Эмидентом» это вообще парадокс. Он (ответчик) сам создал это коммерческое обозначение — «Эмидент», создал это же самое юридическое лицо, сам на это лицо зарегистрировал товарный знак. Потом вышел из него. И тот товарищ, который остался в обществе, начал предъявлять ответчику иски. Мы отстояли стоматологию с привычным потребителям названием «Эмидент», — рассказал юрист Сергей Гаврюшкин.
По закону отсутствие государственной регистрации не влияет на переход исключительных прав на коммерческое обозначение от прежнего пользователя новому.
Второе дело слушалось в арбитражном суде Челябинской области. Разбирательства начались из-за коммерческого обозначения «Кореец». В Челябинске есть сеть магазинов автозапчастей, работающих под таким наименованием. На владельца подал в суд правообладатель товарного знака «Авто-кореец». Истец потребовал прекратить использовать такое название и выплатить компенсацию в 800 тысяч рублей. В процессе выяснилось, что магазины ответчика работают с 2005 г., а право на товарный знак истец получил лишь в 2010-м.
Существует полноценный объект интеллектуальной собственности — такой, как коммерческое обозначение. Он абсолютно недооцененный. Хотя люди становятся известными на определенной территории, беспрерывно используют коммерческое обозначение. И потом кто-то позже регистрирует товарный знак, приходит и говорит: «Вы тут прекращайте. Выплачивайте бешеные компенсации». Требуется большая юридическая квалификация, чтобы определить, возникло ли коммерческое обозначение на самом деле, действует ли оно, не прекратило ли оно свое существование, — пояснил юрист Сергей Гаврюшкин.
Поначалу суд не учел это обстоятельство и удовлетворил все заявленные в иске требования. Позже юристу ответчика удалось обжаловать и отменить решение суда первой инстанции. «Корейцам» в Челябинске быть!










