Мухамед Хамуков: «Потребительский экстремизм эволюционирует, как хакерские атаки»

Мухамед Хамуков: «Потребительский экстремизм эволюционирует, как хакерские атаки»
Иллюстрация: ООО «Деловой квартал - ЧБ»

Мошенничество на маркетплейсах превращается в серьезную цифровую угрозу. На форуме в Челябинске представитель Ozon рассказал, как площадки учатся выявлять схемы недобросовестных покупателей.

В Челябинске проходит форум «Маркетплейсы: ДНК будущего 2026», организованный «Опорой России» и Альфа-Банком. Участники обсудили ключевые проблемы, с которыми сталкиваются селлеры — от логистики и конкуренции до мошенничества и «потребительского экстремизма». О том, как маркетплейсы борются с недобросовестными покупателями, рассказал руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Мухамед Хамуков:

— Проблема потребительского экстремизма продолжает усиливаться, и она постоянно эволюционирует. Мы стараемся бороться с этим, но недобросовестные пользователи тоже не стоят на месте.

Таких покупателей квалифицируют на два типа. Первый — это индивидуальные потребители, которые действуют самостоятельно. К ним относятся случаи подмены товара, возврат б/у или испорченного продукта.

Второй тип — покупатели, действующие от имени или в интересах других недобросовестных продавцов. Эти случаи напоминают «хакерские атаки»: товары массово перемещаются между регионами, изымаются из оборота и возвращаются к продавцу для перепродажи. 

Например, если раньше 100 единиц товара перемещались из одного региона в другой, мы считали это оффродовой закупкой. Сейчас чаще встречаются небольшие партии, что затрудняет отслеживание. Но все же мы сразу замечаем недобросовестную конкуренцию. В одном из случаев совместно с ФАС России мы квалифицировали такие действия как картель, включая угрозы в адрес других продавцов.

Ситуация комплексная и зависит от поведения как покупателей, так и добросовестных продавцов. Закон обязывает онлайн-площадки принимать все товары, что усложняет защиту от мошенничества. Мы участвуем в обсуждении единых правил проверки продавцов и карточек товаров на базе Минэкономразвития, чтобы снизить риски для всех участников.

ФРОД (fraud) будет существовать, пока это выгодно. Недобросовестное потребление эволюционирует, и наша задача — сделать его экономически невыгодным. Например, возврат неустоек по требованиям потребителей иногда выгоден мошенникам, так как растягивает процесс экспертиз. Мы предлагаем направлять компенсации не потребителям, а в федеральный бюджет, чтобы устранить экономический стимул для недобросовестных действий.

Еще одна проблема — отсутствие четкой регламентации процедуры предъявления требований. Неясно, как и когда потребитель должен отправлять товар на экспертизу, сколько она может стоить и как долго длиться. Это создает издержки как для покупателей, так и для продавцов.

Маркетплейсы не всегда могут обеспечить замену аналогичного товара в случае возврата, что также усложняет процесс.

С точки зрения IT, мы научились отслеживать аккаунты с необычными покупками по регистрации, транзакциям и геолокации. В основном под ударом оказываются популярные и сезонные товары: электроника, товары для агросектора, пленка, семена и т.д. Это создает цикличный характер атак, с которым мы научились работать.

Мы осторожны в распространении методик, чтобы не дать недобросовестным продавцам и покупателям возможность использовать их в своих интересах. Пока делиться этими данными открыто мы не готовы.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.