Умные машины в пищевой отрасли: как «Рэди Робот» повышает уровень автоматизации в стране

Компания «Рэди Робот» инвестировала 400 млн руб. в роботизированные системы для рынка FMCG. С этим проектом сооснователь и директор по развитию Денис Потепалин номинирован на премию «Человек года».
Умные машины для сортировки и конечной упаковки продукции, востребованные в пищевой индустрии, фармацевтической промышленности, производстве косметики, бытовой химии и стройматериалов, в России пока мало кто производит. В чем инновационность разработки для малого и среднего бизнеса? Об этом говорили с предпринимателем.
Денис Сергеевич, как вы оцениваете текущий уровень роботизации в России?
— По данным Международной федерации робототехники (IFR), в Китае ежегодно продается от 250 тыс. роботов, а у нас — около двух тысяч. В России за все время отечественными производителями было поставлено в эксплуатацию не более 15 тыс. роботов. Вы понимаете, насколько сильно мы отстаем от мирового рынка?!
Есть еще интересный показатель — количество роботов на 10 тыс. работников в стране, то есть так называемая плотность. В этом списке лидируют Южная Корея и Сингапур. Россия находится на 43-м месте. К 2030 г. мы планируем выйти на 25-е место. Поставив эту задачу перед участниками отрасли, государство объявило о мерах поддержки.
Безусловно, огромное влияние на рынок оказывает ключевая ставка ЦБ. Хотя недавно ее снизили еще на один процентный пункт, мы уже видим, что заказчики активизировались. Это значит, что проекты, которые ранее были поставлены на паузу, сейчас имеют вероятность для возобновления.
Кроме того, изменилась политика государства. Раньше первостепенной целью было обеспечение всех работой. Сегодня мы видим, что, во-первых, сокращается трудоспособное население, а во-вторых, молодое поколение не стремится работать на тяжелых конвейерах. За последние 10 лет конвейерные производства сильно ускорились, значит, многократно увеличилась и производительность.
Человек физически уже не может выносить такие нагрузки, поэтому без автоматизации и роботизации не обойтись. Понимая все вышеперечисленное, государство объявило о мерах поддержки тех, кто занят в производстве робототехники и для тех, кто оснащает ею производства. В свой проект мы вложили 130 млн. руб. частных инвестиций и 270 млн. руб. грантовых средств от Фонда содействия инновациям, а также Минпромторга РФ.
С какими сложностями вы столкнулись в процессе внедрения своих разработок?
— Первый прототип робота мы сделали еще в 2016 г., однако отечественный рынок тогда не был подготовлен для такой продукции. В стране отсутствовала база комплектующих, поэтому по стоимости наш робот вышел дороже, чем аналоги от мировых лидеров.
На тот момент мы опередили время со своей разработкой, поэтому решили ее законсервировать. Первый опыт стал уроком, который мы усвоили и переключились на производство роботизированных систем.
Этот рынок в России небольшой, и многие интеграторы вынуждены работать с подобной техникой сразу в нескольких сегментах, например, в машиностроении, где требуется роботизировать процессы сварки и обслуживания станков. Или в пищевой отрасли, где нужно укладывать продукцию на паллету. А для этого необходимо обладать огромным набором компетенций и параллельно растить разные команды, обучать людей, что обходится дорого.
Потому мы решили сфокусироваться на рынке FMCG. Поначалу предлагали заказчикам простые роботизированные системы, например, робота для укладки коробок на паллету. Но затем перешли к более крупным проектам — это упаковочные линии с несколькими роботизированными системами и прочим дополнительным оборудованием, системами управления всей линией.
Такие дорогостоящие проекты требуют наличия большой команды, способной проектировать производственные линии, а также выстроенной системы управления проектами, собственных производственных площадок, где можно собрать линию и протестировать ее работоспособность. Раньше, в более простых решениях, стоимость робота составляла до 50% себестоимости проекта. То сейчас мы реализуем проекты, где цена робота составляет всего 3%.
Расскажите подробнее о разработанных вами мобильных ячейках паллетирования? Как они меняют производственные процессы?
— Изначально мы ориентировались на крупных производителей и предлагали им комплексные проекты на поставку упаковочной линии целиком. А потом решили посмотреть, что можем сделать для малого и среднего бизнеса, который в отличие от крупного не имеет возможности купить целые линии под ключ. Нужно было придумать недорогие и легко внедряемые модульные роботизированные решения. На самом деле, это мировой тренд. Есть задачи на производстве, которые довольно распространены и примерно одинаковы. Например, укладку коробок на паллету, где меняется только их размер, можно реализовать через мобильное решение.
Замечу, что индивидуальные проекты дороже и внедряются они дольше. На монтаж оборудования и его запуск потребуется от двух недель, а мобильное решение можно запустить в работу за один день.
В чем преимущество декартового робота паллетайзера по сравнению с аналогичными решениями на рынке?
— Мы вернулись к производству роботов в 2023 г., но пошли другим путем. Если до этого пытались создать шестиосевой универсальный робот, так называемую руку, в целом для рынка, то теперь у нас есть конкретная клиентская база и конкретные задачи для роботизации.
Мы понимаем, что под эти задачи необязательно создавать дорогой и сложный механизм. Поэтому разработали декартовый и дельта роботы. Причем, некоторые решения на базе декартового робота у нас более компактные, чем решения на базе шестиосевого промышленного робота.
Аналогичная ситуация и с дельта роботом. У мировых лидеров есть подобные машины, но они приспособлены для решения большого количества опций. Мы сегментировались и разработали робота конкретно под задачи наших заказчиков — укладку конкретных типов продукта в короб. В итоге наш декартовый и дельта роботы оказались дешевле в цене и проще в обслуживании.
Какие дальнейшие шаги вы планируете предпринять для развития компании и расширения продуктовой линейки?
— Сейчас заходим на рынок сортировки и фасовки. Разрабатываем яйцесортировочную машину, которую в России пока не выпускают, и наша страна в этом сильно зависит от Европы и Китая. Второй важный момент в том, что ранее мы имели только сборочное производство. То есть, основной моделью бизнеса были разработка, проектирование, сборка и управление проектами. Раскрой металла, гибка, токарная и фрезерная обработка, сварка, и покраска производились у партнеров. Сейчас же закупаем собственный станочный парк.
Денис Потепалин, сооснователь и директор по развитию компании «Рэди Робот»
Как вы видите будущее инвестиций в робототехнику?
— Сейчас время венчурного инвестирования, то есть тех, кто заходит на этапе разработок. Тема робототехники среди инвесторов актуальна сейчас и будет актуальна в будущем. Рынок в РФ только начинает развиваться, так что вложений потребуется много.
Мы комбинируем инвестиции, привлекаем как частный капитал, так и государственные средства в виде грантов. Отмечу даже перевес по объему финансирования в сторону государства. В настоящее время ведем переговоры с частными инвесторами и в следующем году планируем запустить раунд на 120 млн. руб.
Какой совет вы могли бы дать технологическим стартапам?
— Больше анализировать рынок с точки зрения будущих продаж, конкуренции, объема вложенных денег и временных затрат. Начинайте с простого — это очень важный элемент, от которого зависит успешное будущее вашего бизнеса. Сделали простой прототип и сразу протестировали пользу и спрос. Далее принимаете решение по следующему шагу — продолжать инвестировать и дорабатывать или сэкономить деньги, силы и время, и вложить их в другой продукт.
Для меня основной ресурс — это силы и время. Инвесторов и денежные средства можно найти всегда, а вот после неудачи собраться с новыми силами и найти время на новую попытку уже не просто, команда может и разбежаться. Поэтому двигайтесь последовательно и получайте результат на каждом этапе. Тогда сил и энергии становится больше на следующий рывок, и горизонт планирования расширяется.
Реклама, ООО «Рэди Робот», ИНН 7449128908, erid 2W5zFGWMVtt












