Анна Таскаева: «Острый инструмент: как использовать критику во благо команды?»

Анна Таскаева: «Острый инструмент: как использовать критику во благо команды?»
Иллюстрация: Из личного архива Анны Таскаевой

Как критиковать, чтобы не разрушить, а вдохновить? Простые, но мощные принципы деликатной обратной связи способны не только гасить конфликты, но и укреплять команду.

Замечание директора — и вы уже мысленно пишете заявление об увольнении? Критика давно стала частью деловой рутины, но по-прежнему провоцирует обиды и скандалы. Почему так происходит — и как это изменить? Об этом мнение доктора филологических наук, доцента, профессора кафедры восточных и романо-германских языков Челябинского госуниверситета Анны Таскаевой.

— В деловой среде критика — такой же неотъемлемый элемент, как совещания или отчеты. Руководителям регулярно приходится указывать на недочеты, а сотрудникам — воспринимать замечания. Но почему вместо продуктивного диалога так часто возникает напряжение? Проблема в том, что одни не знают, как корректно выражать недовольство, а другие — как адекватно реагировать на критику.

Секрет гармоничного общения довольно прост: важно то, что мы говорим и то, как мы говорим. Достаточно освоить несколько простых принципов — и критика перестанет быть поводом для конфликтов, превратившись в точку роста. Более того, от этого навыка напрямую зависит атмосфера в коллективе, а значит — и эффективность бизнеса в целом.

Итак, приступим. Вот основные моменты.

Критиковать нужно наедине, чтобы не ставить человека в неловкое положение. Например, вместо замечания при коллегах: «Вы снова всё сделали не так!», скажите с глазу на глаз: «Давайте обсудим некоторые нюансы после совещания».

Используйте схему «плюс — минус — плюс»: сначала похвалите, затем укажите на ошибку и завершите поддержкой. Например: «Ты отлично справился с презентацией, но данные в таблице нужно перепроверить. Уверен, в следующий раз будет идеально», или «Мне нравится твоя инициативность, но в этот раз ты действовал без согласования. Давай в следующий раз обсудим шаги заранее».

Говорите от первого лица, лучше использовать «Я-высказывания», а не начинать фразу с местоимений «ты» или «вы». Вместо «Ты подвел команду» скажите: «Я переживаю, что сроки сорваны».

Если вас критикуют, признайте ошибку, если она есть. Например: «Да, я опоздал со сдачей отчета. Извините, исправлюсь». Не оправдывайтесь, а сразу предложите решение: «Я задержал документы, но уже доделываю — отправлю через час».

Уточняйте детали, если критика непонятна. Например: «Вы сказали, что работа плохая. Можете уточнить, какие именно моменты нужно доработать?». Если замечание справедливо, согласитесь: «Вы правы, я поторопился. В следующий раз предложу план до начала работы».

Благодарите даже за жесткую, но полезную критику: «Спасибо, что указали на недочеты, учту на будущее». Если критика необоснованна, не спорьте — возможно, у человека просто плохое настроение. Но если это повторяется, обсудите: «Я заметил, что вы часто критикуете мою работу без пояснений. Давайте разберёмся, в чем проблема».

Критика — это не нападение и не признак неуважения, а возможность стать лучше. Когда мы учимся выражать замечания тактично, а воспринимать их — без защитной реакции, обычные рабочие ситуации перестают быть стрессом. Попробуйте применять эти правила в течение недели — и вы заметите, как изменится качество ваших профессиональных диалогов.

Также читайте: Анна Таскаева: «Что делать, если выступление пошло не по плану?»

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram

Самое читаемое
  • Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • «Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес«Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.