В Челябинске стартовал Русский экономический форум. Во второй раз он собирает экспертов, профессионалов своего дела, представителей власти и бизнеса со всей страны.
Участники панельной дискуссии «Суверенная индустриализация: автоматизация, роботизация, производительность» обсудили важнейшие вопросы внедрения в промышленность умных машин. К 2030 г. Россия должна войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации, что предполагает внедрение в технологические процессы компаний свыше 100 тыс. промышленных роботов. Для сравнения, Южная Корея сегодня производит 1000 роботов на 10 тыс. человек, а Россия – 19 единиц на 10 тыс. населения. При этом уже через 6 лет в стране должно приходиться 145 роботов на 10 тыс.человек.
Задача сложная, поскольку сегодня промышленники не готовы к модернизации в силу ряда причин. Государство сейчас предоставляет беспрецедентные меры поддержки как для развития производства роботов, так и для их внедрения, рассказали участники дискуссионной площадки. Это и налоговые послабления, и льготные кредиты, и программы льготного лизинга для покупателей технических решений, программы субсидирования и многое другое. Однако, по мнению экспертов, тормозит процесс внедрения роботов менталитет руководителей и нежелание глобально перестраивать рабочие процессы.
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Валерия Гартунга, мер поддержки сейчас достаточно, чтобы войти в топ-25 и даже подняться выше. Однако они не работают в том числе из-за несовершенства закона. Чтобы претендовать на субсидии и льготные кредиты, производство роботов должно соответствовать определенным критериям. Сейчас вписываться в эти рамки не позволяет, к примеру то, что в нашей робототехнике большая доля комплектующих иностранного производства. Этот вопрос на уровне власти решается, отметил Гартунг. Однако для внедрения роботов нужна серьезная мотивация со стороны руководителя, поскольку этот процесс влечет за собой остановку производства и массу других принципиальных нюансов.
Роботизация заставляет по-новому проектировать производство, нежели под людей. Но как убедить директоров нести затраты по демонтажу старого оборудования, когда не работает цех, ведь это потери? Должна быть серьезная мотивация. Но если подсчитать, то с учетом мер поддержки, экономика от роботизации очень хорошая. Говорю об этом на примере челябинского «Завода роботов». На нашем предприятии действуют уже порядка 40 роботов. В каждом цехе работает всего 2 человека, то есть 8 рабочих на 4 смены. Экономия на сотрудниках составляет 1 млн руб. в месяц, при этом один робот окупается за 7 месяцев, — рассказал Валерий Гартунг.
Проблема внедрения роботов еще и в том, что не хватает специалистов, которые программируют такие устройства, также в регионах есть дефицит интеграторов. По мнению вице-президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Артёма Артемьева, проблему роботизации в не очень крупных компаниях усугубляет переток специалистов на крупные производства, где плятят больше. К тому же во многих российских компаниях не готовы внедрять другую культуру производства, проектирования и заготовки деталей, которую требует робототехника.
Для решения этих проблем президент группы компаний «АлександрГрадъ Браунфилд», член правления Торгово-промышленной палаты Владимир Гамза предложил воссоздать орган, который будет вести единую политику по реализации промышленно-технологического развития.
Исполнительный директор АО «НПО Андроидная техника», председатель правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управлений Евгений Дудоров считает, что российским промышленникам пора избавляться от недоверия к отечественным продуктам.
Иностранное для нас лучше, и мы сами не доверяем своим продуктам, — отмечает он. — Интеграторы говорят, что российские производители не могут обеспечить нас продуктом. А те говорят, что как раз они нам не дают. Сейчас мы создаем свое программное обеспечение, компонентную базу, которая будет постепенно улучшаться. То, что делает государство по развитию роботизации, — это серьезный шаг, но частный инвестор не верит в отечественного производителя.
По мнению Дудорова, ключевая задача для производителей сейчас — научиться доверять друг другу. А площадкой для коммуникации должны выступить Минпромторг и Консорциум робототехники, поскольку технологичное производство — общая цель.