
Совладелец компании по производству видео для бизнеса Алексей Левин своим примером показал, как в промышленном регионе можно создавать творческий продукт федерального уровня.
В этом году в премию «Человек года» впервые включена номинация «Креативные индустрии». От представителей этой сферы экономики Челябинской области поступило больше всего заявок. В шорт-лист для голосования вошел генеральный продюсер и основатель студии Ruvision, совладелец студии компьютерной графики Winpix и студии подкастов Ruvision Алексей Левин.
Алексей, как и почему вы занялись видеопродакшеном?
— Эта история связана с юношеской мечтой. Еще в школе я занялся классической фотографией: снимал на пленку, проявлял и распечатывал кадры. Жил и учился в Миассе, после девятого класса поступил в техникум. Там мне предложили освоить видеоформат, как раз в то время руководство планировало запустить студенческое телевидение. С другом мы обучились основам видеосъемки и монтажа, а вскоре поняли, что легкой точкой входа на рынок видеопроизводства может стать свадебная съемка. В итоге я посвятил этому направлению 10 лет жизни. И даже будучи уже руководителем собственного агентства по производству коммерческой видеорекламы, подрабатывал на свадьбах, чтобы выдать зарплату своим сотрудникам.
В студенческие годы у меня появилась мечта — хотел запустить интернет-канал. Эту идею я целый год вынашивал на службе в армии, разрабатывал концепцию, дизайн будущего сайта. После армии мы запустили сайт с видеоконтентом, который просуществовал полгода. Даже успели выпустить собственный телепроект на местном телеканале. Пахали на протяжении 3-4 месяцев и за всё это время заработали 10 тыс. руб. Из-за нерентабельности проект пришлось закрыть. Я уехал в Челябинск, где всё пришлось начать с нуля. Чтобы начать зарабатывать, стал снимать свадьбы.
В чём была сложность запуска бизнеса в творческой сфере?
— В Челябинске сразу же появился первый заказ на рекламную съемку. Тогда, в 2011 г., для меня 30 тысяч были большими деньгами. Для сравнения: мой первый рекламный ролик за пару лет до этого стоил 5 тысяч. В короткие сроки я погрузился в специфику рекламируемого продукта, разобрался с раскадровкой, нашел актеров, разобрался, как оформить договор и выставить счет. Тот заказ и стал отправной точкой для развития бизнеса в этом направлении.
Первые 10 лет было сложно достойно зарабатывать. С первых дней в ДНК нашей компании был заложен принцип «обмена с превышением»: стараться дать клиенту больше, чем он платит. Бывали случаи, когда заказчик платил 100 тыс. руб. за ролик, а мы на него тратили 130 тыс. Я доплачивал из своего кармана, чтобы проекты получались более весомыми, зрелищными. Это позволяло выставлять более высокий чек на следующие заказы. Даже сейчас, когда бюджеты наших проектов составляют миллион рублей и выше, мы порой продолжаем вкладываться в них сверх ожиданий, чтобы продукт выглядел на 2 млн.
Вы всегда отвечали и за содержательную (креативную), и за коммерческую часть своей компании?
— Чтобы бизнес развивался, нужно быть на острие трендов рынка и учитывать, что и как снимать. Крайне сложно менять разные роли: и продюсера, и креативного-директора, и предпринимателя.
С первыми четырьмя партнерами в Ruvision дело не сложилось. Я шучу, что в том возрасте, а я начал в 21 год, еще пузырьки от газировки в голове. Многие ошибки допускал из-за нехватки опыта.
С 2020 г. мой партнер — Никита Маркушин, сейчас он уже совладелец компании и креативный директор. С его приходом в бизнес мы совершили серьезный рывок вперед. Он взял на себя творческую и креативную части проекта: занимается сценариями, работой с продюсерами, курированием съемок, общением с клиентами в рамках презентации наших идей. Я же всецело погрузился в продажи, маркетинг, операционное управление и вопросы развития компании. Получилась эффективная синергия, медиазавод, который позволяет в момент времени создавать достаточно много контента. В прошлом году мы выпустили порядка 160 проектов. Думаю, в этом году преодолеем отметку 200.
Для творческих людей важно бросать вызов себе и превосходить ожидания, даже если клиент этого не оценит. Важно не стагнировать.
А что важно для успешного руководства в творческой сфере?
— Для руководителя по мере развития и масштабирования бизнеса важно уметь сепарироваться от оценки себя через призму работы компании, потому что бывают взлеты и падения, и твое настроение не должно зависеть от того, как идет бизнес и сколько денег на расчетном счете.
Работая с творческим коллективом, нужно понимать настроение, образ мышления людей и их потребность в признании. Вам удается обеспечивать это в вашей компании?
— Мы вкладываем много сил в HR, позволяя некие вольности, которых нет на другой работе. Например, недавно сотрудники методом голосования смогли оспорить мое решение об ужесточении правил дресс-кода.
Сейчас у нас в штате более 20 специалистов, среди них 9 продюсеров, и это не предел, а также операторы, сценаристы, колористы, специалисты компьютерной графики. За штатом еще порядка 30–40 подрядчиков, с которыми мы регулярно работаем.
Можно ли сказать, что вам в некотором роде нужно быть еще и маркетологом?
— Да, я очень люблю маркетинг. Могу не спать ночами и разрабатывать новые гипотезы, новые версии сайта, переупаковывать портфолио, работать с текстами и т. д.
Как вы масштабируете свой бизнес?
— На базе нашего флагманского направления за последние годы появились еще несколько дочерних бизнес-проектов. Видеопродакшен — это офлайн-бизнес, потому что сильно зависит от базы подрядчиков, с которыми работаешь в конкретном городе. Перевести всех в другой регион и там что-то снять сложно и дорого. Поэтому мы начали думать, как, опираясь на свой опыт, найти новые рынки.
В 2022 г. мы с компаньонами запустили студию компьютерной графики под новым брендом Winpix, который не связан с Ruvision и не имеет регионального окраса и бэкграунда. У нас достаточно быстро появились международные проекты, потому что в этой сфере не нужно лично контактировать с клиентами в их городах и странах.
И я вижу в этом огромный потенциал не только для нашего бизнеса, но и региона, потому что, развивая здесь комьюнити и взаимодействуя с местными образовательными организациями, можно создавать классы 3D-художников и дизайнеров. То есть экспортировать талант, оставаясь налоговым резидентом региона и создавая здесь рабочие места для молодых и талантливых.
Какие федеральные и региональные тренды вы можете отметить в видеорекламе?
— Массовое перетекание рекламодателей с телевидения в интернет, на стриминги и видеохостинги. У локальных клиентов в регионе появилось больше насмотренности в рекламном контенте. Это и хорошо, и плохо, потому что планка требований заказчиков для местных производителей роликов ставится федеральной, а бюджеты остались региональными. Некоторые клиенты хотят получить видеоролик, как в рекламе крупнейших компаний страны, а заплатить, как владелец магазина на окраине провинциального города. Приходится искать консенсус в существующих реалиях, ограниченных рамками технического задания, бюджета и нехватки профессионалов на локальном рынке.
Мы привозили столичных режиссеров, операторов — результат становится лучше, но не кардинально, потому что пазл, состоящий из огромного количества элементов, невозможно изменить до неузнаваемости, заменив хоть и самых значимых, но всего несколько фрагментов. Я часто шучу, что в Москве можно всё решить деньгами, потому что вопрос кадрового дефицита решается бюджетами. А в регионе при любом бюджете ты ограничен тем рынком, который сложился на этой территории.
Иногда приходится выезжать на съемки в другие города. Примерно 20% объема нашей видеопродукции — это московские проекты, процентов 10 — в других регионах.
Ваша отрасль относится к креативным индустриям. В премию «Человек года» впервые введена такая номинация. Как вы оцениваете этот рынок в Челябинской области?
— Я вхожу в региональную экспертную группу по внедрению регионального стандарта развития креативных (творческих) индустрий в Челябинской области. Мы как участники рынка оцениваем эффективность мер поддержки и можем подсказать органам власти, что же нам необходимо для развития бизнеса. Общаемся с креативными предпринимателями региона и видим, как распределены компании по отраслям.
Думаю, что Челябинская область — прогрессивный регион в плане развития креативных индустрий. Ключевой драйвер — это IT. Приятно видеть наших коллег и друзей в топах федеральных рейтингов.
На мой взгляд, креативная индустрия — это самая простая точка входа в предпринимательство, потому что на первых порах не требует больших площадей, станков, строительства заводов в сравнении с другими отраслями.
Показывая истории успеха в этой отрасли, «Деловой квартал» создает общественную повестку, чтобы молодые ребята, которые сейчас находятся на распутье, выбрали свой жизненный путь и приняли решение о поступлении в профильный вуз или получили среднее специальное образование. Кстати, в Челябинске есть колледж креативных индустрий. Важно понимать, что не только в столице, но и в регионе можно создавать крутые вещи и хорошо зарабатывать.
Формирование и популяризация героев новой экономики важны еще и для сдерживания утечки мозгов. Увы, люди креативных профессий зачастую первыми уезжают из региона. Однако ситуация начинает меняться. В том числе благодаря стараниям правительства: это бесплатные образовательные проекты, помощь в продвижении, создание отраслевых комьюнити для обмена опытом, меры финансовой поддержки. Не зря первые лица страны и региона говорят о том, что креативные индустрии — это новая нефть.