Среди множества культурных и благотворительных фондов в Челябинской области выделяется сообщество, с которым связана целая эпоха хореографии и имя великого балетмейстера Игоря Моисеева.
Фонд развития народного танца Натальи Карташовой и Татьяны Реус официально открылся в Челябинске в 2011 г. На самом деле, его появлению предшествовала почти вековая история развития на Южном Урале народной хореографии. Зачем создавалось сообщество и можно ли сегодня говорить о популярности народного танца? Эти вопросы стали темой для разговора с директором Фонда Ольгой Палей.
Ольга Ильинична, фонды бывают разные. С благотворительными всё ясно, а какую роль в культурной среде Челябинской области играет ваш?
— Наша организация некоммерческая. Основная задача фонда — популяризация любительской народной хореографии, продвижение талантливых балетмейстеров и коллективов. Сейчас у многих народный танец ассоциируется с чем-то архаичным, устаревшим и скучным. Мы видим свою задачу в том, чтобы показать широкой публике (в первую очередь молодому зрителю), что народный танец сегодня может быть актуальным, интересным, современным.
Делаем это разными способами: организуем фестивали, проводим концерты, творческие лаборатории и мастерские, семинары для руководителей коллективов и педагогов, придумываем творческие проекты разных форматов. И, смею надеяться, добились успеха. Ведь многие наши коллеги по всей стране считают Челябинск столицей народного танца.
Причем мы стоим на позиции, что можно популяризировать без назидания. Согласитесь, глупо прийти в молодежную среду и сказать: давайте водить хороводы, как в традиции, по многу часов. Если мы говорим об аутентичном фольклоре, то он всё больше становится предметом научного изучения либо интересом довольно узких групп, которые воспроизводят его в таком виде, как он существовал многие века.
Есть государственные организации, научные центры, которые изучают традиции, фольклор. Но в отношении народно-сценического танца еще великий балетмейстер Игорь Моисеев говорил, что, если мы не будем развивать фольклор, он превратится в музей. Вот именно этим мы и занимаемся — развиваем искусство народного танца, используя современные выразительные средства.
Прошедшей весной в рамках фестиваля «Уральский перепляс» состоялся экспериментальный показ «Урал нью-фолк вечора», в котором приняли участие танцевальные коллективы, занимающиеся направлением нью-фолк. Все эти эксперименты ради того, чтобы эффективнее строить мосты между прошлым и будущим, знакомить и вовлекать современную молодежь в народный танец. Сейчас у нас уже несколько успешных проектов, поддержанных Президентским фондом культурных инициатив.
Фонд носит имя Натальи Карташовой и Татьяны Реус. Расскажите почему?
— Фонд развития народного танца создан меценатом, нашим земляком Андреем Реусом в честь его бабушки и мамы — талантливых хореографов и педагогов. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Наталья Карташова в начале прошлого века была примой Орловского театра музкомедии. В 1934 г. коллектив приехал на гастроли в Магнитогорск, где балерина встретила будущего мужа, журналиста и публициста Николая Шнейвайса, в то время работавшего в заводской многотиражке.
Накануне Великой Отечественной войны Наталья Николаевна создала первый на Урале кружок народного танца из учащихся ремесленного училища. Поэтому ее можно считать основоположницей любительской хореографии на Урале. Ее первыми учениками стали подростки — бывшие беспризорники. Она учила их делать классический класс, заставляла запоминать французские термины, ставила хореографические картинки, а в 1943 г. с этими «орлами» Наталья Николаевна поехала в Москву на всесоюзный слет самодеятельности трудовых резервов.
Юные магнитогорцы так понравились членам жюри, что коллектив принял участие в заключительном концерте на сцене Большого театра. В зале присутствовал Сталин, а позднее был снят художественный фильм, основанный на их истории, — «Здравствуй, Москва!». В этом фильме танцевальные номера исполняли воспитанники Натальи Николаевны.
В 1948 г. Наталья Карташова возглавила челябинский ансамбль народного танца «Самоцветы», сформировала выдающийся коллектив, а позже участвовала в создании факультета хореографии в Челябинском государственном институте культуры. Ее дочь Татьяна Реус в свое время основала прославленный ансамбль «Уральский сувенир», который и по сегодняшний день продолжает работать под руководством ее учеников и последователей. Благодаря этим женщинам в Челябинской области была создана своя школа народного танца, а любительская хореография получила большое развитие.
Есть ли место народному танцу в современных реалиях, приходит ли на концерты молодежь?
— Думаю, что сегодня народный танец недооценен как средство физического и эстетического воспитания. Помимо того, что ребята знакомятся с историей и традициями, музыкальной культурой разных народов, занятия в коллективе развивают физическое тело, а также социальные навыки, способность взаимодействовать со сверстниками и совместно добиваться общего результата. В том числе и поэтому мы создаем проекты, задача которых — привлечь общественное внимание к этому виду творчества.
Наше центральное событие — всероссийский фестиваль «Уральский перепляс». В нынешнем году ему исполнилось 30 лет, и это самая долгая история конкурса любительской хореографии в нашей стране, одно из самых авторитетных творческих состязаний в области народного танца. Достаточно сказать, что для участия в «Уральском переплясе» в Челябинск приезжают коллективы со всей страны — от Сахалина до Калининграда.
Танец, представленный в ходе этого фестиваля, настолько многообразен, красив, самобытен и оригинален, что в какой-то момент мне стало обидно, что широкий зритель не видит, насколько прекрасно современное искусство народного танца. Так почти пять лет назад родилась идея концертов «Уральский перепляс представляет».
Думаю, не ошибусь, если скажу, что мы первые и, наверное, единственные в стране продвигаем тему концерта любительской народной хореографии как самодостаточного художественного продукта, который стоит того, чтобы вывести его на большую сцену и показать широкому кругу зрителей.
Сегодня мы с уверенностью утверждаем, что такие концерты востребованы и участниками, и зрителями в различных регионах нашей страны и даже за ее пределами. Свидетельство тому — еще одно направление нашей работы — проект «Танцевальные мосты дружбы», в ходе которого мы объединяем на одной сцене танцующую молодежь из разных точек России и даже разных стран. Такие концерты с успехом прошли в городах Республики Северная Осетия — Алания в 2023 году, в Республике Казахстан и в ближайшее время состоятся в Узбекистане.
Опыт помог нам выбрать правильную тональность: мы строим такие выступления как диалог разных национальных культур, диалог языков, традиций, демонстрируя уважение к музыкальному и хореографическому наследию другого народа. И зритель, конечно, принимает такой подход с признательностью и воодушевлением.
Когда на сцене театра им. В. Тхапсаева во Владикавказе соведущий нашего концерта, 11-летний мальчик, пел осетинскую колыбельную, ему начал подпевать весь зал, и было видно по лицам, что зрители абсолютно счастливы. А мы в очередной раз убедились, что своими концертами попадаем в потребность людей объединяться вокруг чего-то очень радостного, хорошего и доброго.
Придумали мы и еще одну красивую традицию: открытие хореографического сезона. Каждый год в конце сентября фонд проводит межрегиональный семинар-практикум для руководителей коллективов и педагогов-хореографов, куда приглашает ведущих специалистов в области народно-сценического танца и вообще танца. А на торжественную церемонию приглашаем всех представителей хореографического цеха, чтобы рассказать друг другу о своих планах на предстоящий творческий сезон. Гости из других регионов благодарят, восхищаются нашими идеями.
Сегодня, чтобы стать популярным, нужно звучать из каждого смартфона. Какие возможности у вас? Достаточно ли концертных площадок?
— Безусловно, есть существенные различия в деятельности государственных профессиональных коллективов и любительских творческих объединений. Только одно из них — доступ к сценическим площадкам. Сейчас, как мне кажется, развитие событийной инфраструктуры для спорта существенно опережает инфраструктуру для творческой деятельности.
Нам бывает сложно подобрать репетиционные помещения и сценическую площадку, так как есть существенные требования к размеру, наличию грим-уборных, техническому оснащению зала и пр. Большое количество различных событий и, соответственно, востребованность площадок высокого качества иногда заставляет нас бронировать их за год.Есть в городе подходящие для наших целей сцены во Дворцах культуры, но зачастую сами здания нуждаются в обновлении. Этот процесс идет, но не так быстро, как хотелось бы. А мы стремимся приводить нашего зрителя в красивые и современные концертные залы.
Есть у нас мечта — увидеть в Челябинске Дворец танца с хорошими просторными репетиционными залами для хореографии разных направлений, с современной сценой и закулисным пространством, зрительным залом. Уверена, что такая площадка будет востребована.Уже ни для кого не секрет, что существуют любительские танцевальные коллективы, которые по своему исполнительскому уровню и по качеству художественных решений могут если не соперничать с профессиональными артистами, то уж точно наравне с ними претендовать на внимание и любовь зрителей. Такие коллективы точно есть в Челябинской области. Мы хотим сделать так, чтобы их увидели и оценили наши земляки и зрители по всей стране.
В Челябинской области более 800 хореографических коллективов, не считая частных танцевальных студий. Из них около 150 ансамблей занимаются народным танцем.
Все годы, что существует наш фонд, мы расширяем круг людей, которые приходят на наши события и становятся постоянными зрителями. Поэтому единственный наш путь — это продолжать делать то, чем занимаемся.
Как попасть на ваши концерты?
— 28 сентября приглашаем публику на наш танцевальный спектакль «Сказка. Точка (не)возврата».Предлагаем зрителям пофилософствовать вместе с нами. Сказка — одна из базовых фольклорных форм. Нужно ли нам вернуться к ней или увидеть ее по-новому?
Спектакль состоится на сцене учебного театра «Дебют» Челябинского института культуры. Начало в 17:00. Возрастной ценз зрителей (6+).