Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона»

Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона»
Иллюстрация: архив Ирины Чирковой

Как развиваются и с какими трудностями сталкиваются компании из сферы креативных индустрий? Интервью заместителя директора Агентства международного сотрудничества Челябинской области Ирины Чирковой.

Развитию креативных индустрий в Челябинской области и России уделяется особое внимание. В их основе лежат творческая, интеллектуальная составляющая и ее монетизация. В этом году «Деловой квартал» впервые ввел одноименную номинацию в премию «Человек года». В состав экспертного совета премии вошла заместитель директора по развитию креативных индустрий Агентства международного сотрудничества региона Ирина Чиркова. В интервью она рассказала об особенностях и перспективах бизнеса в этой сфере.

Как в Челябинской области представлена сфера креативных индустрий?

— Сами по себе креативные индустрии в Челябинской области существуют давно, но сейчас это понятие закрепляется на федеральном уровне. Эта сфера находится на стыке авторского права, творчества и бизнеса. Приведу в пример две профессии. Художник, который в большей степени руководствуется своим вдохновением и часто пишет картины, не зная, сколько они будут стоить, в каком интерьере существовать, кто его целевая аудитория. Это человек творческой профессии, но он не субъект креативных индустрий. А вот дизайнер-художник — субъект. Он работает под определенного заказчика, понимает, кто и для каких целей приобретет его работу и сколько она будет стоить.

Выделяются разные направления креативных индустрий. Классический вариант включает в себя 16 направлений, каждое из которых в той или иной степени представлено в Челябинской области. Мы стали целенаправленно работать с ними полтора года назад и начали с комплексного исследования рынка, которое позволило нам ответить на ряд вопросов: что представляет собой креативное предпринимательское сообщество в регионе, какие сферы приносят больше прибыли и могут стать креативной специализацией Челябинской области?

По данным исследования, в 2022 г. выручка предприятий креативных индустрий составила 67 млрд руб. В этом году продолжим аналитику, и я рассчитываю увидеть положительную динамику.

Однако точной статистики по креативным индустриям нет даже на федеральном уровне. Пока лишь предпринимаются попытки сбора подобных данных.

В чём основная сложность сбора этих сведений?

— У креативных индустрий нет отдельного ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Прим. ред.). К примеру, знаменитая златоустовская гравюра — это определенно продукт креативных индустрий. Ее выпускают оружейные фабрики, которые имеют основной вид деятельности «Обработка металлов». Аналогичная ситуация с гастрономической сферой: в нашу категорию попадает не весь общепит, а только рестораны с авторским меню.

Какие отрасли из числа креативных доминируют в экономике региона?

— Исследование, которое мы провели, помогло нам определиться с приоритетными направлениями в креативных индустриях региона. Прежде всего это IT-сектор — в Челябинской области он хорошо развит, это более 3 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей.

Также это мода. В Челябинской области исторически сложилась сильная школа конструирования одежды, которая сейчас нашла себя в десятках авторских брендов. Многие из них известны по всей стране: SelSovet, Stylish, BabyBorz и многие другие.

Это дизайн, в том числе промышленный, который сейчас становится всё более востребованным. То, как потребитель увидит продукт, насколько этот продукт будет удобным в использовании — всё это результат работы промышленных дизайнеров.

Это та ниша, которую можно и нужно развивать, так как запрос от предприятий есть. В Челябинской области производят большегрузные автомобили, дорожную технику, общественный транспорт, и потребитель хочет, чтобы эти машины были не только функциональными, но и красивыми. Сейчас промдизайн становится настолько востребованным, что открываются соответствующие специальности в вузах, в том же МИДиСе например.

Следующее направление — это видео- и кинопродакшен. Специалисты этих компаний конкурентоспособны на федеральном уровне: качество их продукции высокое, а цены ниже, чем, скажем, в Москве.

Далее отмечу такие сферы, как архитектура и урбанистика. В регионе есть примеры хорошей организации городских пространств, жилых комплексов, и это очень перспективное направление.

Однако определение креативной специализации региона вовсе не значит, что остальные отрасли будут обделены вниманием. Если говорить с экономической точки зрения, то доля, например, народно-художественных промыслов в ВРП незначительна. Но это наше достояние, традиции и история, поэтому они тоже получают поддержку.

Кстати, о поддержке. На какую помощь в Челябинской области может рассчитывать креативный бизнес?

— С предпринимателями в регионе ведется комплексная работа через центр «Мой бизнес», который предоставляет достаточно широкий перечень адресных услуг: это и льготные займы, и консультации, и помощь в продвижении, и многое другое.

Агентство международного сотрудничества Челябинской области оказывает нефинансовые меры поддержки. Общаясь с представителями бизнеса, мы поняли, что порой им не хватает ресурса для коллаборации с другими компаниями. Для оказания информационной поддержки мы создали интернет-портал www.kicho.ru, посвященный креативным индустриям региона, где есть визитки предприятий и самозанятых специалистов и где потенциальный заказчик услуг может изучить существующие в этой сфере компании, выбрать подрядчика.

Ведем просветительскую работу: запустили онлайн-курс «Школа креативных индустрий», в котором ответили на базовые вопросы начинающих предпринимателей, а также серию видеоподкастов «Штаб-квартира креатива», где уже опытные бизнесмены делятся своим опытом. Их можно посмотреть и на портале, и в наших соцсетях. Также рассказываем о существующих грантовых конкурсах и о том, как принять в них участие.

Челябинская область по итогам 2023–2024 гг. занимает шестое место по количеству грантов Президентского фонда культурных инициатив, полученных на креативные и творческие проекты. Это пока единственный фонд в стране, который отдельно выделяет креативные индустрии.

В 2024 г. в рамках заявочной кампании ПФКИ поддержал 24 проекта из Челябинской области. Это анимационный фестиваль «Мульти-Пульти», всероссийский литературный форум «Рыжий фест», проект по самопродюсированию молодых модельеров и кутюрье «Пространство моды», проект «Яркий след» (создание городского мозаичного панно), съемки короткометражного фильма «Сердце леса», фестиваль керамики «Рукотворное кино» и многое другое.

Челябинская область вошла также в тройку лидеров Фонда президентских грантов по количеству поддержанных заявок. Одиннадцать из них — из сферы креативных индустрий.

Также вы проводите и поддерживаете различные мероприятия…

— Да, мы ведем эту работу, чтобы у наших креативных предпринимателей было как можно больше площадок для знакомства и обмена идеями, «взаимоопыления», как мы говорим.

Например, в апреле в Челябинске состоялся форум «Российская креативная неделя — Урал». Это федеральное событие, которое на Урале проходило впервые. Оно собрало более 1500 креативщиков и стало импульсом для новых проектов. На форуме родилась идея провести в селе Париж Челябинской области собственную Неделю моды. И уже 1 июня под сводами Эйфелевой башни мы провели показ от-кутюр и показали, что у нас в регионе есть не только массмаркет-бренды, но и дизайнеры, которые создают люксовую одежду.

В мае мы стали соорганизаторами большой конференции маркетологов «Завод». Она объединила более тысячи человек. Инициатором мероприятия стала предприниматель, абсолютный профессионал в этой теме, Елена Быкова.

1 июня по инициативе и при непосредственном участии первой леди области, общественного деятеля Ирины Текслер мы провели первую Парижскую неделю моды в селе Париж Нагайбакского района Челябинской области. Более тысячи гостей, 14 удивительных коллекций, подиум, освещенный закатным солнцем, атмосфера фешен-праздника и, конечно, Эйфелева башня — всё это о нашей Парижской неделе моды.

В состав креативных индустрий входит кино. Со стороны кажется, что этому направлению сложно развиваться в регионе, ведь все именитые актеры, деньги и пр. сосредоточены в Москве. Есть ли перспективы у мастеров на местах?

— Безусловно, Южный Урал может занять свою нишу на этом рынке. Якутия, например, завоевавшая себе имидж региона артхаусного кино, тоже не сразу пришла к этому. В Челябинской области есть и интересные локации, и компетенции, и оборудование, чтобы снимать в регионе классные фильмы. В этом году должен выйти в прокат сериал, который снимали в Троицке, о нашем земляке — известном адвокате Фёдоре Плевако. В главной роли снялся популярный актер Сергей Безруков.

Есть такой проект «Незримое кино», который получил несколько грантов. Это создание тифлокомментариев к короткометражным фильмам уральских режиссеров для людей с ограничениями по зрению. Их озвучено уже порядка пятнадцати, а сейчас команда «Незримого кино» выходит с новыми проектами: инклюзивным кинофестивалем, брайль-граффити и т. д. И это можно масштабировать, связывать с онлайн-кинотеатрами, стриминговыми платформами. Мы ведем переговоры об этом с бизнесом.

Вы помогаете компаниям с выходом на федеральный или мировой уровень?

— В прошлом году начали продвигать наши компании на международном рынке. Первую поездку организовали в 2023 г. для фешен-дизайнеров в Казахстан на показ Sisters Fashion Weekend. Это было очень интересно. Модельеры адаптировали свои коллекции под требования modest fashion («скромной моды»).

В июне 2024 г. мы совместно с LFWteam организовали гастроли южноуральских брендов в Белоруссию, на показ «Свята льну. Роднае-моднае». Все наши коллекции произвели фурор, потому что, помимо качества, зрители оценили стиль. На маркете к участницам из Челябинской области выстраивались очереди. Будем масштабировать эту работу.

Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона» 1

Но, наверное, регион больше заинтересован в том, чтобы бизнес оставался здесь?

— Да, конечно. Мы работаем для того, чтобы создавать условия для развития креативного бизнеса внутри региона, чтобы творческим людям здесь было интересно, чтобы были понятны пути развития. При этом они могут открывать дополнительные офисы и шоурумы по всей стране.

Однако представители креативных индустрий говорят и о проблемах. Например, модные дизайнеры испытывают нехватку швей.

— Да, есть такая проблема. Но она характерна не только для Челябинской области и касается подготовки кадров, несмотря на то, что у нас существовал НИИ «Уралшвейпром», который был в свое время серьезной базой развития легкой промышленности.

Сегодня многие хотят сразу стать дизайнерами, а сидеть за швейной машинкой молодежи неинтересно. Мы обсуждаем эту ситуацию с образовательными организациями и предлагаем вводить определенные направления обучения, чтобы возродить профессию.

Кстати, отмечу, что именно в Челябинской области работает один из шести пилотных колледжей креативных индустрий России. В нём открыто несколько специальностей, связанных с дизайном, анимацией, кино. Руководство учреждения понимает, что есть запрос и на технических специалистов в разных отраслях.

Одна из задач нашего агентства — обеспечение связи предприятий-заказчиков с исполнителями, а также со студентами профильных направлений обучения. Кто-то получает опыт и проходит производственную практику, а кто-то найдет будущее место работы.

Какие еще наиболее значимые задачи сейчас стоят перед КИЧО?

— Прежде всего это создание регионального стандарта развития креативных индустрий. Это 12 шагов, разработанных Агентством стратегических инициатив, которые должны быть реализованы в каждом субъекте Российской Федерации. У нас подписано соглашение с АСИ о плане внедрения регстандарта, сформирована рабочая группа из представителей креативного бизнеса (не чиновников). Есть задача создания акселератора для креативных индустрий, сейчас занимаемся подбором площадки.

Какого масштаба бизнес входит в число креативного в Челябинской области?

— Преимущественно это малый и средний. Крупный бизнес единичен, в качестве примера, наверное, можно привести Каслинский завод архитектурно-художественного литья.

Кроме того, в креативных индустриях задействовано огромное количество самозанятых (фотографов, графических дизайнеров, копирайтеров и т. д.). Но статистика ФНС, к сожалению, имеется только по общей численности самозанятых граждан, а не по отдельным направлениям деятельности.

У занятых в этой сфере предпринимателей появилась возможность заявить о себе участием в премии «Человек года». В этом году мы впервые учредили номинацию «Креативные индустрии». Как вы считаете, чем это будет полезно для бизнеса?

— Зачастую компаниям в креативном секторе не хватает информационной поддержки, веры в себя.

Премия «Человек года» зарекомендовала себя как престижная награда, и участие в ней поможет заявить о себе, уверенно шагая дальше. Многие предприниматели хотят развития и признания, и, уверена, они обязательно воспользуются этой возможностью. Самое главное, что южноуральским креативщикам действительно есть о чём рассказать.

В числе интересных проектов отмечу компанию «Инновации детям»: это интерактивные образовательные комплексы, которые поставляются в девять стран и практически во все регионы России. Интернет-провайдер «Интерсвязь» производит умные домофоны — новое слово в безопасности общественных пространств и дворовых территорий. Есть интересный журнал с видеоинструкциями «Я шью», который распространяется в том числе на маркетплейсах. Наши фешен-дизайнеры прославлены за пределами региона, представляют свои коллекции на Московской неделе моды.

Можно ли сказать, что для креативных предпринимателей общественное признание имеет особое значение?

— Бесспорно! В данном случае мы говорим не только о бизнесе и его продвижении. Продукты креативных индустрий транслируют традиционные российские ценности через фильмы, музыку, анимацию. На этих ценностях нужно воспитывать молодое поколение, передавать ему наш культурный код.

Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона» 2

И это уже происходит. К примеру, мода сегодня возвращается к русским истокам через дизайн платьев, аксессуаров. На той же Парижской неделе моды, которая в начале лета впервые прошла в нашем уральском Париже, специальным событием стал показ коллекции «Эрмитаж» дизайнера из Санкт-Петербурга Ольги Маляровой — платья «Корона Российской Империи», «Царевна-лебедь» и другие. И это вызывает гордость за страну и людей, которые это создают.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.