Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона»

Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона»
Иллюстрация: архив Ирины Чирковой

Как развиваются и с какими трудностями сталкиваются компании из сферы креативных индустрий? Интервью заместителя директора Агентства международного сотрудничества Челябинской области Ирины Чирковой.

Развитию креативных индустрий в Челябинской области и России уделяется особое внимание. В их основе лежат творческая, интеллектуальная составляющая и ее монетизация. В этом году «Деловой квартал» впервые ввел одноименную номинацию в премию «Человек года». В состав экспертного совета премии вошла заместитель директора по развитию креативных индустрий Агентства международного сотрудничества региона Ирина Чиркова. В интервью она рассказала об особенностях и перспективах бизнеса в этой сфере.

Как в Челябинской области представлена сфера креативных индустрий?

— Сами по себе креативные индустрии в Челябинской области существуют давно, но сейчас это понятие закрепляется на федеральном уровне. Эта сфера находится на стыке авторского права, творчества и бизнеса. Приведу в пример две профессии. Художник, который в большей степени руководствуется своим вдохновением и часто пишет картины, не зная, сколько они будут стоить, в каком интерьере существовать, кто его целевая аудитория. Это человек творческой профессии, но он не субъект креативных индустрий. А вот дизайнер-художник — субъект. Он работает под определенного заказчика, понимает, кто и для каких целей приобретет его работу и сколько она будет стоить.

Выделяются разные направления креативных индустрий. Классический вариант включает в себя 16 направлений, каждое из которых в той или иной степени представлено в Челябинской области. Мы стали целенаправленно работать с ними полтора года назад и начали с комплексного исследования рынка, которое позволило нам ответить на ряд вопросов: что представляет собой креативное предпринимательское сообщество в регионе, какие сферы приносят больше прибыли и могут стать креативной специализацией Челябинской области?

По данным исследования, в 2022 г. выручка предприятий креативных индустрий составила 67 млрд руб. В этом году продолжим аналитику, и я рассчитываю увидеть положительную динамику.

Однако точной статистики по креативным индустриям нет даже на федеральном уровне. Пока лишь предпринимаются попытки сбора подобных данных.

В чём основная сложность сбора этих сведений?

— У креативных индустрий нет отдельного ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Прим. ред.). К примеру, знаменитая златоустовская гравюра — это определенно продукт креативных индустрий. Ее выпускают оружейные фабрики, которые имеют основной вид деятельности «Обработка металлов». Аналогичная ситуация с гастрономической сферой: в нашу категорию попадает не весь общепит, а только рестораны с авторским меню.

Какие отрасли из числа креативных доминируют в экономике региона?

— Исследование, которое мы провели, помогло нам определиться с приоритетными направлениями в креативных индустриях региона. Прежде всего это IT-сектор — в Челябинской области он хорошо развит, это более 3 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей.

Также это мода. В Челябинской области исторически сложилась сильная школа конструирования одежды, которая сейчас нашла себя в десятках авторских брендов. Многие из них известны по всей стране: SelSovet, Stylish, BabyBorz и многие другие.

Это дизайн, в том числе промышленный, который сейчас становится всё более востребованным. То, как потребитель увидит продукт, насколько этот продукт будет удобным в использовании — всё это результат работы промышленных дизайнеров.

Это та ниша, которую можно и нужно развивать, так как запрос от предприятий есть. В Челябинской области производят большегрузные автомобили, дорожную технику, общественный транспорт, и потребитель хочет, чтобы эти машины были не только функциональными, но и красивыми. Сейчас промдизайн становится настолько востребованным, что открываются соответствующие специальности в вузах, в том же МИДиСе например.

Следующее направление — это видео- и кинопродакшен. Специалисты этих компаний конкурентоспособны на федеральном уровне: качество их продукции высокое, а цены ниже, чем, скажем, в Москве.

Далее отмечу такие сферы, как архитектура и урбанистика. В регионе есть примеры хорошей организации городских пространств, жилых комплексов, и это очень перспективное направление.

Однако определение креативной специализации региона вовсе не значит, что остальные отрасли будут обделены вниманием. Если говорить с экономической точки зрения, то доля, например, народно-художественных промыслов в ВРП незначительна. Но это наше достояние, традиции и история, поэтому они тоже получают поддержку.

Кстати, о поддержке. На какую помощь в Челябинской области может рассчитывать креативный бизнес?

— С предпринимателями в регионе ведется комплексная работа через центр «Мой бизнес», который предоставляет достаточно широкий перечень адресных услуг: это и льготные займы, и консультации, и помощь в продвижении, и многое другое.

Агентство международного сотрудничества Челябинской области оказывает нефинансовые меры поддержки. Общаясь с представителями бизнеса, мы поняли, что порой им не хватает ресурса для коллаборации с другими компаниями. Для оказания информационной поддержки мы создали интернет-портал www.kicho.ru, посвященный креативным индустриям региона, где есть визитки предприятий и самозанятых специалистов и где потенциальный заказчик услуг может изучить существующие в этой сфере компании, выбрать подрядчика.

Ведем просветительскую работу: запустили онлайн-курс «Школа креативных индустрий», в котором ответили на базовые вопросы начинающих предпринимателей, а также серию видеоподкастов «Штаб-квартира креатива», где уже опытные бизнесмены делятся своим опытом. Их можно посмотреть и на портале, и в наших соцсетях. Также рассказываем о существующих грантовых конкурсах и о том, как принять в них участие.

Челябинская область по итогам 2023–2024 гг. занимает шестое место по количеству грантов Президентского фонда культурных инициатив, полученных на креативные и творческие проекты. Это пока единственный фонд в стране, который отдельно выделяет креативные индустрии.

В 2024 г. в рамках заявочной кампании ПФКИ поддержал 24 проекта из Челябинской области. Это анимационный фестиваль «Мульти-Пульти», всероссийский литературный форум «Рыжий фест», проект по самопродюсированию молодых модельеров и кутюрье «Пространство моды», проект «Яркий след» (создание городского мозаичного панно), съемки короткометражного фильма «Сердце леса», фестиваль керамики «Рукотворное кино» и многое другое.

Челябинская область вошла также в тройку лидеров Фонда президентских грантов по количеству поддержанных заявок. Одиннадцать из них — из сферы креативных индустрий.

Также вы проводите и поддерживаете различные мероприятия…

— Да, мы ведем эту работу, чтобы у наших креативных предпринимателей было как можно больше площадок для знакомства и обмена идеями, «взаимоопыления», как мы говорим.

Например, в апреле в Челябинске состоялся форум «Российская креативная неделя — Урал». Это федеральное событие, которое на Урале проходило впервые. Оно собрало более 1500 креативщиков и стало импульсом для новых проектов. На форуме родилась идея провести в селе Париж Челябинской области собственную Неделю моды. И уже 1 июня под сводами Эйфелевой башни мы провели показ от-кутюр и показали, что у нас в регионе есть не только массмаркет-бренды, но и дизайнеры, которые создают люксовую одежду.

В мае мы стали соорганизаторами большой конференции маркетологов «Завод». Она объединила более тысячи человек. Инициатором мероприятия стала предприниматель, абсолютный профессионал в этой теме, Елена Быкова.

1 июня по инициативе и при непосредственном участии первой леди области, общественного деятеля Ирины Текслер мы провели первую Парижскую неделю моды в селе Париж Нагайбакского района Челябинской области. Более тысячи гостей, 14 удивительных коллекций, подиум, освещенный закатным солнцем, атмосфера фешен-праздника и, конечно, Эйфелева башня — всё это о нашей Парижской неделе моды.

В состав креативных индустрий входит кино. Со стороны кажется, что этому направлению сложно развиваться в регионе, ведь все именитые актеры, деньги и пр. сосредоточены в Москве. Есть ли перспективы у мастеров на местах?

— Безусловно, Южный Урал может занять свою нишу на этом рынке. Якутия, например, завоевавшая себе имидж региона артхаусного кино, тоже не сразу пришла к этому. В Челябинской области есть и интересные локации, и компетенции, и оборудование, чтобы снимать в регионе классные фильмы. В этом году должен выйти в прокат сериал, который снимали в Троицке, о нашем земляке — известном адвокате Фёдоре Плевако. В главной роли снялся популярный актер Сергей Безруков.

Есть такой проект «Незримое кино», который получил несколько грантов. Это создание тифлокомментариев к короткометражным фильмам уральских режиссеров для людей с ограничениями по зрению. Их озвучено уже порядка пятнадцати, а сейчас команда «Незримого кино» выходит с новыми проектами: инклюзивным кинофестивалем, брайль-граффити и т. д. И это можно масштабировать, связывать с онлайн-кинотеатрами, стриминговыми платформами. Мы ведем переговоры об этом с бизнесом.

Вы помогаете компаниям с выходом на федеральный или мировой уровень?

— В прошлом году начали продвигать наши компании на международном рынке. Первую поездку организовали в 2023 г. для фешен-дизайнеров в Казахстан на показ Sisters Fashion Weekend. Это было очень интересно. Модельеры адаптировали свои коллекции под требования modest fashion («скромной моды»).

В июне 2024 г. мы совместно с LFWteam организовали гастроли южноуральских брендов в Белоруссию, на показ «Свята льну. Роднае-моднае». Все наши коллекции произвели фурор, потому что, помимо качества, зрители оценили стиль. На маркете к участницам из Челябинской области выстраивались очереди. Будем масштабировать эту работу.

Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона» 1

Но, наверное, регион больше заинтересован в том, чтобы бизнес оставался здесь?

— Да, конечно. Мы работаем для того, чтобы создавать условия для развития креативного бизнеса внутри региона, чтобы творческим людям здесь было интересно, чтобы были понятны пути развития. При этом они могут открывать дополнительные офисы и шоурумы по всей стране.

Однако представители креативных индустрий говорят и о проблемах. Например, модные дизайнеры испытывают нехватку швей.

— Да, есть такая проблема. Но она характерна не только для Челябинской области и касается подготовки кадров, несмотря на то, что у нас существовал НИИ «Уралшвейпром», который был в свое время серьезной базой развития легкой промышленности.

Сегодня многие хотят сразу стать дизайнерами, а сидеть за швейной машинкой молодежи неинтересно. Мы обсуждаем эту ситуацию с образовательными организациями и предлагаем вводить определенные направления обучения, чтобы возродить профессию.

Кстати, отмечу, что именно в Челябинской области работает один из шести пилотных колледжей креативных индустрий России. В нём открыто несколько специальностей, связанных с дизайном, анимацией, кино. Руководство учреждения понимает, что есть запрос и на технических специалистов в разных отраслях.

Одна из задач нашего агентства — обеспечение связи предприятий-заказчиков с исполнителями, а также со студентами профильных направлений обучения. Кто-то получает опыт и проходит производственную практику, а кто-то найдет будущее место работы.

Какие еще наиболее значимые задачи сейчас стоят перед КИЧО?

— Прежде всего это создание регионального стандарта развития креативных индустрий. Это 12 шагов, разработанных Агентством стратегических инициатив, которые должны быть реализованы в каждом субъекте Российской Федерации. У нас подписано соглашение с АСИ о плане внедрения регстандарта, сформирована рабочая группа из представителей креативного бизнеса (не чиновников). Есть задача создания акселератора для креативных индустрий, сейчас занимаемся подбором площадки.

Какого масштаба бизнес входит в число креативного в Челябинской области?

— Преимущественно это малый и средний. Крупный бизнес единичен, в качестве примера, наверное, можно привести Каслинский завод архитектурно-художественного литья.

Кроме того, в креативных индустриях задействовано огромное количество самозанятых (фотографов, графических дизайнеров, копирайтеров и т. д.). Но статистика ФНС, к сожалению, имеется только по общей численности самозанятых граждан, а не по отдельным направлениям деятельности.

У занятых в этой сфере предпринимателей появилась возможность заявить о себе участием в премии «Человек года». В этом году мы впервые учредили номинацию «Креативные индустрии». Как вы считаете, чем это будет полезно для бизнеса?

— Зачастую компаниям в креативном секторе не хватает информационной поддержки, веры в себя.

Премия «Человек года» зарекомендовала себя как престижная награда, и участие в ней поможет заявить о себе, уверенно шагая дальше. Многие предприниматели хотят развития и признания, и, уверена, они обязательно воспользуются этой возможностью. Самое главное, что южноуральским креативщикам действительно есть о чём рассказать.

В числе интересных проектов отмечу компанию «Инновации детям»: это интерактивные образовательные комплексы, которые поставляются в девять стран и практически во все регионы России. Интернет-провайдер «Интерсвязь» производит умные домофоны — новое слово в безопасности общественных пространств и дворовых территорий. Есть интересный журнал с видеоинструкциями «Я шью», который распространяется в том числе на маркетплейсах. Наши фешен-дизайнеры прославлены за пределами региона, представляют свои коллекции на Московской неделе моды.

Можно ли сказать, что для креативных предпринимателей общественное признание имеет особое значение?

— Бесспорно! В данном случае мы говорим не только о бизнесе и его продвижении. Продукты креативных индустрий транслируют традиционные российские ценности через фильмы, музыку, анимацию. На этих ценностях нужно воспитывать молодое поколение, передавать ему наш культурный код.

Ирина Чиркова: «Создаем условия для развития креативного бизнеса внутри региона» 2

И это уже происходит. К примеру, мода сегодня возвращается к русским истокам через дизайн платьев, аксессуаров. На той же Парижской неделе моды, которая в начале лета впервые прошла в нашем уральском Париже, специальным событием стал показ коллекции «Эрмитаж» дизайнера из Санкт-Петербурга Ольги Маляровой — платья «Корона Российской Империи», «Царевна-лебедь» и другие. И это вызывает гордость за страну и людей, которые это создают.

Самое читаемое
  • В центре Екатеринбурга на берегу Исети построят высоткиВ центре Екатеринбурга на берегу Исети построят высотки
  • В Екатеринбурге отдадут под КРТ еще два участка. На месте одного из них появится скверВ Екатеринбурге отдадут под КРТ еще два участка. На месте одного из них появится сквер
  • «Рынок грузоперевозок вступает в кризис, но необычный. Кто сможет на нем заработать?»«Рынок грузоперевозок вступает в кризис, но необычный. Кто сможет на нем заработать?»
  • «Фабрику здорового питания» в Верхней Пышме запустят до конца года«Фабрику здорового питания» в Верхней Пышме запустят до конца года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.