Нужен ли риск-менеджмент собственникам бизнеса в Челябинской области?

Генеральный директор ПАО «АСКО» Аркадий Любавин
Генеральный директор ПАО «АСКО» Аркадий Любавин. Автор фото: Юлия Чуличкова. Иллюстрация: «Деловой квартал-ЧБ»

Генеральный директор ПАО «АСКО» Аркадий Любавин — о важности профессионального анализа и предотвращения опасных ситуаций на предприятиях малого бизнеса.

Вопрос от «Делового квартала». Прошло более двух лет с тех пор, как «АСКО», наряду со страхованием совместно с компанией «ЮГОРИЯ», анонсировала в нашем журнале второе направление бизнеса — консалтинг в сфере риск-менеджмента для предприятий среднего бизнеса Челябинской области.

Аркадий Маркович, оправдались ли ваши ожидания?

— В 1990-х годах, когда мы начинали со страхования, конкурентного рынка в этой сфере не было, но была одна компания («Росгосстрах»), которая 70 лет предоставляла эти услуги клиентам. Сейчас, пообщавшись с несколькими десятками собственников, мы увидели пустоту в нише риск-менеджмента среднего бизнеса, хотя в России с 2010 г. существует ГОСТ Р ИСО31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», а крупнейшие промышленные предприятия и финансовые организации в последние 10 лет начали уделять внимание этой сфере. Аналогичная ситуация была описана О. Генри в романе «Короли и капуста», когда два авантюрных бизнесмена решили наладить обувной бизнес в стране, где население в основном ходило босиком, не испытывая никаких неудобств.

Благодаря члену наблюдательного совета «АСКО» Семену Мительману наша компания осуществила пилотный проект на предприятии «Политранс», выпускающем автоприцепы. Это было очень интересно. Мы выполнили три этапа работ: выявили и описали более 50 рисков в сфере производства и управления, проанализировали ключевые риски и предложили перечень мероприятий для их снижения, а также провели обучение руководящей команды. При этом активно самообучались, развивая свои компетенции.

После этого заключили договоры и провели работы на предприятиях разного профиля — пищевой, электротехнической и горнодобывающей промышленности. Сейчас начинаем работу с крупной муниципальной организацией.

Параллельно встречались с собственниками и руководителями среднего бизнеса (а таких предприятий и организаций в Челябинской области более 900), пропагандируя полезность риск-менеджмента для обеспечения непрерывности деятельности организаций и снижения возможных потерь.

Надо сказать, что за 30 лет эпохи возвращения и развития частной собственности постепенно наступает осознание бизнесменами того факта, что собственность требует защиты. Поэтому увеличиваются объемы корпоративного страхования, прежде всего основных фондов, транспорта, грузов, ответственности и т. д. Решения по страхованию соответствующих рисков, безусловно, относятся к сфере риск-менеджмента. Однако даже страховая защита предприятий среднего бизнеса организована далеко не у всех и, как правило, не является всеобъемлющей.

Что же касается общего подхода в отношении к рискам, то, к сожалению, философия русского «авось» превалирует в мышлении большинства собственников. Мы видим, что 30 лет — срок пока недостаточный. Ирония судьбы состоит в том, что история доказывает, что никакие происшествия и катаклизмы, приведшие к потерям (вплоть до банкротства) у других, никого ничему не учат.

Рассуждая после проведенных встреч о причинах такого парадокса, включая наглядные презентации по проблематике риск-менеджмента, мы пришли к выводам о том, что собственники действующего бизнеса находятся в плену следующих представлений:

  • предприятие давно и успешно работает без включения этой тематики в процессы управления, а значит, так будет продолжаться и дальше;
  • все риски своего бизнеса собственникам известны, и ничего нового для них никакой консультант открыть не может;
  • если внезапно случаются какие-то глобальные неожиданные события (COVID, СВО, сильная волатильность рубля, рост инфляции и снижение платежеспособности населения, давление Китая на российском рынке, существенное изменение климата, не говоря уже о метеорите и наводнениях), то попытки спастись от них с помощью риск-менеджмента бессмысленны, даже если есть интерес и понимание собственника и топ-менеджеров;
  • любые мероприятия по снижению рисков требуют вложений, а создание и функционирование системы риск-менеджмента не только дорого, но и невозможно без привлечения команды топ-менеджеров, а значит, их отвлечения от привычных процессов управления;
  • эффективность внедрения риск-менеджмента трудно оценить, так как затраты будут очевидны, а методология определения эффекта нестандартна — нужно посчитать не прибыль, а разницу в потерях при реализации рисков с определенной вероятностью в случае отсутствия или выполнения мероприятий по их снижению.

Не буду приводить здесь контраргументы против приведенных тезисов. Множество примеров из жизни известных людей, долго и успешно развивавших свой бизнес, в том числе и автора этих строк, доказывают, что недооценка рисков, особенно в наше турбулентное время, может быть очень опасной. Уверен, если можно было бы повернуть время вспять, большинство пострадавших без колебаний изменили бы отношение к этой проблеме.

Как оцениваете результативность проводимой вами работы: что получилось за эти два года, а что — нет?

Нужен ли риск-менеджмент собственникам бизнеса в Челябинской области? 1

— Картина точно не является черно-белой. С одной стороны, результаты нашей работы были интересны заказчикам. Они позволили увидеть широкий спектр рисков, многие из которых, конечно, не были для них откровением, но работа по их снижению всё время отходила на второй план из-за приоритетности решения оперативных задач.

А наша деятельность подтолкнула к реализации мероприятий по снижению рисков прямо во время выполнения проекта. Примечательным также оказался тот факт, что многие значимые риски, например, в сфере управления персоналом, в IT-сфере, можно нивелировать организационными мероприятиями с несущественными затратами.

При этом наши компетенции как экспертов по риск-менеджменту сейчас несравнимы со стартовыми. В частности, мы конкретизировали методологию выявления и анализа рисков, наладили работу с заказчиком с минимальным отвлечением специалистов, отработали методики мозгового штурма для выбора приоритетных задач по работе над критическими рисками и обучения персонала на реальных кейсах.

С другой стороны, основным недостатком можно считать то, что завершение проекта на стадии проведенного анализа и курса обучения для топ-менеджеров не привело к системным изменениям в управлении предприятием.

В настоящее время мы уверены, что для перехода к риск-ориентированному управлению (а именно оно способствует непрерывности бизнеса) формат нашей работы с заказчиками должен быть перестроен. Этапы выявления и анализа рисков в режиме «ловли нами рыбы для клиента» должны стать первой частью построения системы риск-менеджмента, в которой заказчик при нашем консультировании по настройке системы в течение 1-2 лет должен сам «научиться ловить рыбу».

Мы готовы к дальнейшим контактам с собственниками, заинтересованными в развитии своего бизнеса и укреплении его надежности.

Реклама, ПАО «АСКО», ИНН 7453297458, erid: LjN8K4fk5

Самое читаемое
  • В Челябинской области растёт спрос на услугу «Наличные на кассе»В Челябинской области растёт спрос на услугу «Наличные на кассе»
  • Главы двух силовых структур Челябинской области покинули свои постыГлавы двух силовых структур Челябинской области покинули свои посты
  • Имущество сына экс-главы Челябинской области оценили для продажиИмущество сына экс-главы Челябинской области оценили для продажи
  • В Челябинской области резко выросло число желающих работать на производствеВ Челябинской области резко выросло число желающих работать на производстве
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.