Как разрешать корпоративные конфликты без ущерба для бизнеса и нервов
Разногласия с партнерами по бизнесу не редко приводят к многолетним судебным тяжбам, разделу компании и банкротству. Опытные юристы рекомендуют не доводить дело до суда.
Любые споры лучше разрешать на этапе первых взаимных претензий, еще лучше — их предупредить и снизить возможные риски. Все это можно сделать еще в момент становления бизнеса. Российское корпоративное право эффективно и прогрессивно, однако не все предприниматели умеют им пользоваться, утверждают основатели адвокатского бюро «ЛЕ-АРМ» Евгений Чуркин и Сергей Горшков.
В 2015 году в России была проведена масштабная реформа в области гражданского и корпоративного законодательства. С 1 июня 2015 года в нашей стране стали применять различные юридические инструменты, наработанные в других странах, которые позволяют гибко регламентировать управление предприятием, хеджировать риски, защищаться от недружественного поглощения или захвата, структурировать инвестиционные сделки, защищаться от рисков банкротства. Как с помощью этих инструментов избежать многих проблем и сохранить бизнес? Об этом говорили со специалистами по корпоративному праву.
Какие проблемные вопросы в управлении бизнесом вам приходится решать чаще?
Е. Чуркин: с одной стороны, сейчас, на фоне внешнеполитических событий, происходит много сделок передачи собственности или управления различными активами в ведение российских компаний и государства. Поэтому растет количество сделок по продаже бизнеса с участием западного капитала российскому менеджменту. С другой стороны, традиционно возникают запросы на качественное оформление партнерских отношений. Когда партнеры открывают совместный бизнес, они находятся в некоторой эйфории и нацелены на реализацию бизнес-идеи. Немногие задумываются о том, что любое партнерство должно иметь механизмы урегулирования партнерских конфликтов. Конечно, неприятно думать о том, что между вами и партнером может возникнуть недоверие, что зачастую мешает заранее оговорить неудобные вопросы. Поэтому желательно иметь советника, способного помочь правильно поставить вопросы, которые совладельцы бизнеса не решаются задать друг другу.
Евгений Чуркин
А какая роль у этого советника? Он будет общаться с каждым из партнеров отдельно и давать каждому из них рекомендации?
Е. Чуркин: в таких ситуациях мало быть хорошим юристом. Необходимы навыки психолога и медиатора. Роль советника — выяснить, на какие вопросы партнеры смотрят по-разному, выявить проблемные места в их отношении к общему делу и предложить механизмы разрешения разногласий. Разногласия могут быть связаны с распределением между партнерами компетенций в управлении, с участием в бизнесе супругов, родственников, возможности заключения сделок с аффилированными контрагентами. Партнерам важно договориться заранее, как компания будет управляться в случае, если один из партнеров попадет в зависимое положение от недружественно настроенных внешних акторов.
Почему лучше воспользоваться помощью внешнего консультанта, чем собственных юристов?
Е. Чуркин: штатным юристам зачастую сложно говорить работодателю всю правду и какие-то неприятные вещи, которые важно высказать, но они могут иметь оценку личности работодателя. Поэтому у владельца бизнеса все время на подкорке вопрос: всю ли информацию он получил. У юриста другая мысль в голове: могу ли я ему это сказать? Неизвестно, как он отреагирует. Поэтому бизнесмены и нанимают внешнего консультанта.
Какие законодательные новеллы можно использовать при оформлении внутрикорпоративных правил?
С. Горшков: одним из привлекательных инструментов регулирования отношений между партнерами является опцион. Этот вид договора позволяет заранее оговорить, что один партнер может при наступлении какого-либо условия либо купить, либо продать свою часть бизнеса за заранее определенную или определимую цену. Это может использоваться в самых разных ситуациях, например, в случае, когда один из партнеров является венчурным инвестором, т.е. намерен продать свою долю в бизнесе при достижении определенных финансовых показателей. Опцион также может применяться при невозможности избрать директора или в случае иного корпоративного конфликта.
Сергей Горшков
Распространенная ситуация: группа компаний попадает в кризис из-за недостатка оборотных средств. Текущая деятельность не позволяет бизнесу обслуживать свои кредиты. Собственник видит выход в продаже бизнеса. Активы и обязательства группы структурированы по разным компаниям. Покупатель хотел бы приобрести сначала компании с активами, а потом — с обязательствами, т.к. чтобы рассчитаться с долгами, новому собственнику нужно вложиться в производство. У продавца возникает риск, что после покупки активов покупатель откажется от приобретения компании с обязательствами.
В таких ситуациях и помогает опционный договор, в котором прописано, что в случае отказа от приобретения компании с обязательствами покупатель обязан продать обратно компании с активами.
Опционный договор помогает также мотивировать сотрудников. Например, к вам пришел способный менеджер, который предлагает открыть новый бизнес и хочет иметь в нем долю. Вы понимаете, что готовы вложить в это дело 100 млн руб., но хотите разделить риски с менеджером, который тоже не хочет оказаться в ситуации, когда он реализовал бизнес-идею в действующее производство, а доли в нем не получил. Опционный договор позволяет убрать эти риски. Вы инвестируете, менеджер управляет, и если он в указанный срок добивается запланированного результата, вы продаете ему часть бизнеса за условные 10 руб. Если же бизнес не достиг нужных показателей, автор идеи покупает его у вас за цену, компенсирующую ваши потери или их часть.
Какие еще есть способы защиты инвестиций?
С. Горшков: в 2021 г. в закон об ООО была введена новая статья, которая защищает интересы инвестора. Речь идет о таком механизме как конвертируемый заем. Закон предусматривает, что если компания взяла заем и не возвратила его в срок, кредитор вправе претендовать на заранее обусловленную долю в уставном капитале компании. Фактически инвестор при невозврате займа может приобрести корпоративный контроль над предприятием со всеми вытекающими последствиями. В значительной части случаев такой подход к перераспределению бизнес-активов имеет существенные преимущества по сравнению с процедурой банкротства с его уже неотделимой частью — субсидиарной ответственностью акционеров и директоров.
Кстати, а каким образом можно защититься бывшему собственнику бизнеса от претензий кредиторов, которые не были оплачены новым акционером?
Е. Чуркин: В своей практике мы имеем кейсы, в которых успешно структурировали сделки продажи бизнеса в кризисной ситуации. В последнее время довольно часто бывших владельцев бизнеса стали привлекать к субсидиарной ответственности, которую им предъявляют напрямую кредиторы. Поэтому информированные и ответственные бизнесмены зачастую выбирают не банкротство компании, а ее продажу с целью погашения долгов новым акционером. При этом многие собственники понимают, что если новый владелец компании после продажи компании не рассчитается по ее долгам, то кредиторы придут с иском о субсидиарной ответственности, в том числе и к бывшим акционерам. Во избежание таких ситуаций применяется механизм, который называется независимая гарантия. Этот документ выдается новым акционером предыдущему владельцу. В нем прописано, что новый владелец гарантирует лично погасить долги кредиторам при наступлении согласованных условий или сроков. Механизм похож на поручительство, но выгодно отличается от него тем, что запуск гарантии в действие зависит не от кредитора, а от принципала (старого акционера).
В чем нюанс независимой гарантии?
Е.Чуркин: представьте, что вы продаете мне стрессовый бизнес, то есть я обязан рассчитаться и с вами, и с вашими кредиторами. Вы нервничаете, потому что вас беспокоят кредиторы и риски банкротства, я готов купить бизнес, но хочу рассчитываться со всеми постепенно. Кредиторы настроены решительно, но готовы и подождать, понимая, что дешевле и перспективнее дать рассрочку новому акционеру, чем банкротить компанию. Если кредитор узнает о гарантии нового акционера, он, конечно, предъявит ее гаранту к оплате. Но момент, когда он об этом узнает, зависит от вас. Таким образом, у нового собственника возникает страховка от жадных и нетерпеливых кредиторов, которая перестанет работать, если он с ними не рассчитается в сроки, согласованные с вами.
Еще один инструмент, который позволяет более гибко подходить к решению сложных вопросов, возникающих при продаже бизнеса, — возмещение потерь. Это похоже на внутреннее страхование старым акционером нового от внешних рисков. К примеру, приобретая бизнес, вы опасаетесь, что после покупки к компании будут предъявлены налоговые претензии. Вдруг выявятся какие-то новые обязательства, о которых вы не знаете. Это удерживает вас от сделки. В таком случае в рамках соглашения предусматривается условие о том, что продавец бизнеса компенсирует компании возможные будущие издержки от претензий налоговых органов.
Почему необходима формализация партнерских договоренностей?
С. Горшков: Механизмы разрешения наиболее вероятных разногласий важно правильно и своевременно оформлять в акционерных соглашениях, в учредительных или других специальных бумагах. Это связано с тем, что наличие пробелов и «дыр» в корпоративных документах при возникновении эмоционально окрашенных конфликтов между партнерами, соблазняет к агрессивному способу их разрешения, что вызывает встречную агрессию. У партнеров нет заранее согласованного сценария выхода из кризиса, который мог бы охладить эмоции. Они перестают искать компромисс. И вот бизнес уже зависит не от качества корпоративного управления, а от исхода корпоративной войны, в которой выгоды извлекают не партнеры, а кто-то третий.
Адвокатское бюро "ЛЕ-АРМ" Челябинск
ул.Красная, д.63 тел. +7 (351) 220-02-95
e-mail: info@le-arm.ru
Реклама, адвокатское бюро «ЛЕ-АРМ», ИНН 7453990895, erid LjN8Jzkao
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.