Сергей Шаль: «Если есть дефицит кадров, значит, есть и спрос на жилье»

Сергей Шаль: «Если есть дефицит кадров, значит, есть и спрос на жилье»
Автор фото: Константин Карташкин. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Как меняется ситуация в строительной сфере Челябинской области? Почему объемы ввода индивидуального жилья превысили многоквартирные? Интервью вице-губернатора Сергея Шаля.

Строительный сектор Челябинской области по итогам 2023 г. перешагнул планку в 2 млн кв. м введенного жилья. В этом году ожидается реализация крупных проектов. К примеру, в марте будут сданы первые корпуса межуниверситетского кампуса. Это два общежития. Между тем бизнес говорит и о трудностях: дефицит кадров, удорожание ипотеки и т.д. О ситуации и перспективах отрасли в интервью «Деловому кварталу» рассказал заместитель губернатора Сергей Шаль. Он станет спикером сессии «Строим комфортный город» форума «Будущее города», который наше бизнес-издание проведет 23 апреля.

Сергей Вернерович, как вы оцениваете результаты работы строительной отрасли в Челябинской области в 2023 г.?

— Результаты впечатляющие, и они соответствуют федеральным трендам. Президент отметил в своем послании Федеральному собранию, что в стране введено свыше 110 млн кв. м жилья. В Челябинской области тоже установлен абсолютный рекорд — 2 млн 91 тыс. кв. м. Подобные результаты были в 2008-м и 2014-м годах.

На это повлияла господдержка ипотеки: семейной, сельской и для IT-специалистов. Минфин России считает, что эти меры в дальнейшем могут негативно отразиться на отрасли, так как произойдет избыток на рынке недвижимости. Однако мы следим за тем, сколько строится и продается в регионе. В среднем около 30% квартир, не проданных на момент ввода домов в эксплуатацию, распродается в течение нескольких месяцев, но не более полугода. Это контролируют участники рынка и органы власти в рамках, к примеру, создания банка земельных участков. При выдаче разрешительной документации на строительство, вовлечение земель в стройку органы власти учитывают перспективу и отрасли, и развития территорий.

Да, некоторые меры поддержки уже не являются актуальными, но президент страны заявил, что семейная ипотека продлена до 2030 г. Семьи — это основная категория, которая должна иметь возможность покупать жилье.

Отмечу, что в прошлом году введено в эксплуатацию 1,1 млн кв. м объектов индивидуального жилищного строительства. Лидером стал Сосновский район. Там же активно строится и индустриальная недвижимость. Много возводят в Копейске, Магнитогорске, Миассе, Златоусте. Эти показатели зависят от экономической ситуации в муниципалитете.

С чем связан такой рост ИЖС?

— Рост мы наблюдаем с 2020 г. Этому способствовали такие факторы, как льготная догазификация, льготное техприсоединение к электрическим сетям, которое осуществлялось до 2022 г. Я думаю, что в большей степени сыграло роль изменение модели финансового поведения жителей. Пандемия многое поменяла в нашей жизни, люди пересмотрели свои ценности и стали вкладываться в недвижимость.

В этой сфере стало работать больше профессиональных застройщиков, действует проектное финансирование через эскроу-счета, проводится госэкспертиза, официальное присоединение к коммунальным сетям и так далее.

Когда менялась система долевого участия покупателей в финансировании строительства, ходили разговоры, что рынок сильно изменится, уйдет много компаний. Какие перемены происходят в реальности?

— Механизмы привлечения средств клиентов через проектное финансирование (на эскроу-счета) позволили отсеять недобросовестных и безответственных, финансово неустойчивых застройщиков. Раньше некоторые предприниматели, имея только земельный участок, строили исключительно за счет средств дольщиков. Бывало, что продавали только половину квартир, а дом нужно было построить полностью. Работы замораживались, продажи прекращались, в итоге денег не хватало, появлялись долгострои. Были в этой истории, конечно, и мошенники. Теперь эти риски сняты. Банки предъявляют к застройщикам повышенные требования, но зато в этой сфере остаются только надежные компании.

Сергей Шаль: «Если есть дефицит кадров, значит, есть и спрос на жилье» 1

Участники рынка говорят и о высоких ставках по ипотеке. Как это может отразиться на строительной отрасли региона?

— Как только появилась информация о частичной отмене ипотеки с господдержкой и повышении первоначального взноса с 15 до 30%, в крупных банках выросли ставки по программам проектного финансирования для строительных компаний. Застройщики стали искать более выгодные предложения, но менее крупные финансовые учреждения оказались не готовы к наплыву клиентов, начался ажиотаж.

Я уверен, что, несмотря на все обстоятельства, объем ввода жилья в Челябинской области не сократится. У населения довольно большой запас свободных денежных средств, растут реальные доходы граждан, повышается заработная плата во всех сферах экономики. Имеющийся дефицит кадров говорит о том, что высокие зарплаты будут сохраняться еще длительное время. Значит, будет спрос на жилье.

Сегодня обеспеченность жильем составляет 29,2 кв. м на человека. Это хороший показатель, но есть еще люди, которые нуждаются в жилье и хотят улучшить свои жилищные условия.

С точки зрения макроэкономической ситуации наша страна практически независима от международного финансового рынка. В стройке используются исключительно российские материалы. В этом рисков нет.

В условиях развития производства важно решение кадрового вопроса. Как вы считаете, нужно ли строить новое жилье рядом с крупными предприятиями? Могут ли это быть общежития и какие меры поддержки возможны со стороны региона или муниципалитета?

— Мы неоднократно проводили совещания с представителями крупных заводов. Да, в связи с ростом государственного и оборонного заказа кратно вырос набор сотрудников. Простого решения в этой ситуации нет. Далеко не все предприятия готовы финансировать строительство жилья для своих сотрудников.

Приток одной-трех тысяч человек на какое-либо из предприятий можно удовлетворить действующим предложением. К тому же далеко не все хотят жить непосредственно рядом с заводом. Высококвалифицированные специалисты, как правило, получают достойную заработную плату и имеют возможность выбирать жилье по своим предпочтениям.

Для расселения работников, которые трудятся вахтовым методом, лучше подходят общежития. В системе высших и средних специальных учебных заведений в муниципалитетах, как оказалось, есть свободный номерной фонд. Он предложен предприятиям, и этот вопрос решается в рабочем порядке.

Сергей Шаль: «Если есть дефицит кадров, значит, есть и спрос на жилье» 2

И всё же в регионе начинается комплексная застройка. Какие задачи по развитию КРТ ставятся на ближайшее время?

— Бесконечная гонка за квадратными метрами долгое время была связана с интересами отдельных застройщиков, и она закончилась разбалансировкой городской системы. Вокруг Челябинска построили много жилья, которое не было обеспечено необходимой инфраструктурой: ни новых дорог, ни учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Не создавалось мест для досуга, поэтому все ехали в Челябинск, чтобы погулять в парке или сходить в торговый комплекс.

Мы исправляем ситуацию. Построили уже много детских садов и школ в Сосновском районе, Парковом, Чурилово. Сейчас по концессии строятся четыре школы, детские сады, межуниверситетский кампус. Теперь при планировании территории и принятии градостроительных документов муниципалитет обязательно предусматривает все социальные объекты, в договоре о комплексном развитии территории это всё прописывается.

На данный момент в 13 городах и районах области заявлено о комплексном развитии 90 проектов. Решения о реализации приняты в шести муниципалитетах, это 26 КРТ на почти 2 млн кв. м жилья на территории около 200 га. Часть проектов уже реализуется, в первую очередь в Челябинске. Один дом на проспекте Ленина в прошлом году уже был введен. В 2024 г. ожидается решение о заключении договоров еще в 4-5 территориях на 500 тыс. кв. м. Также в этом году планируется выделение застройщикам субсидий через «Фонд развития территорий» на расселение аварийного жилого фонда в рамках КРТ.

Застройщики сегодня понимают, что комплексное освоение территорий в их интересах. При достаточно большом предложении люди будут голосовать рублем не за те проекты, в которых что-то обещают, а за те, где они уже видят детский сад, школу и так далее. Соответственно, продажи таких объектов идут значительно успешнее.

Насколько сегодня актуален вопрос создания рабочих мест в новых застраиваемых территориях?

— При разработке генерального плана эти вопросы учитывались. Мы понимаем, что это могут быть только экологически чистые производства или предприятия сферы обслуживания. Никто не хочет жить рядом даже с кондитерской фабрикой. Вспомните скандал с переносом Каширинского рынка. Заметьте, что на прежнем месте, внутри города, объект никому не мешал.

Необходимо решать проблему маятниковой миграции. Для этого, к примеру, в поселке Западном мы строим детские сады и школы. Но вот нужно ли там строить производства?

Люди, которые заселились в эти квартиры, имеют разные профессии. Невозможно угадать с набором рабочих мест. Да, можно создать небольшие локальные организации, такие как IT-кластер. Но есть вероятность того, что туда будут ездить на работу люди, например, из Ленинского района.

Какие есть варианты повышения транспортной доступности таких населенных пунктов?

— Я считаю, что совершенно правильно и удачно мы расширили улицу Худякова, построили часть малого обхода Челябинска от Белого Хутора до Северного, продолжаем строить дорогу до Новоградского тракта с выходом на Шагол.

Сейчас в пригородных поселках работают маршруты с автобусами среднего класса, но при реконструкции улично-дорожной сети мы планируем пустить туда транспорт большого класса. Мы просчитываем множество вариантов и проводим социально-экономический, финансовый аудит.

Каковы ближайшие перспективы развития общественного транспорта в Челябинской агломерации?

— Трамвай — это самый экономически эффективный вид транспорта. Несмотря на то, что его стоимость в 2,5 раза выше стоимости автобуса, срок службы трамвая значительно больше. По решению губернатора Алексея Текслера закупается много трамваев и обновляется сеть.

Что касается автобусов, то в первом квартале 2025 г. в Челябинске не останется ни одного нерегулируемого маршрута. К примеру, мы переводим на регулируемые маршруты № 3, 24, 58, 125: конкурсы объявляем в марте, а с 1 сентября рассчитываем на то, что уже поедут новые автобусы.

Сегодня основной проблемой остается нехватка водителей. Дефицит доходил до 40%. Мы развернули большую кампанию по привлечению сотрудников, предлагаем им достойную зарплату, подъемные, обучение и стипендии, предоставляем общежитие, в том числе для тех, кто готов работать вахтовым методом.

Когда в области количество вакансий доходит до 50 тыс., люди уходят туда, где платят в полтора-два раза больше. Работа водителя очень тяжелая и ответственная.

В сфере строительства тоже говорят о нехватке кадров...

— Как и во всех других. Одна из наших задач — это подготовка кадров. В этом помогает Южно-Уральский технический колледж: там созданы 14 новых аудиторий, лабораторий и полигонов для обучения востребованным специальностям. Строительные компании активно поддерживают учебное заведение, есть целевой набор. Хорошо взаимодействуют Министерство образования и Управление по труду и занятости.

Кстати, об образовании: на каком этапе находятся работы по строительству межвузовского кампуса?

— Кампус строится, в марте введем первые два объекта. Госстройнадзор подтвердил, что все работы идут в соответствии с графиком. Процесс лично контролирует глава региона.

Как вы оцениваете уровень цифровизации строительной отрасли?

— Мы полностью переходим на цифровую экспертизу и надзор. Все реестры и ценообразование давно ведутся в электронном виде. Государство сделало всё возможное для перехода на современные форматы. Бизнес тоже в этом заинтересован: кто лучше строит, тот больше цифру внедряет, и наоборот: проектирование, контроль, учет и т.д. давно не ведутся на бумаге.

На форуме «Будущее города» мы будем говорить и о строительстве, и о благоустройстве. Как, на ваш взгляд, меняется запрос населения на качество окружающей среды?

— Роль благоустройства невозможно переоценить. Если человек приехал с работы домой, а рядом есть сквер или парк, где можно погулять, то ему не нужно будет ехать в центр города. Значит, решается не только транспортный вопрос, но и вообще восприятие человеком города, в котором он живет.

Ответственные застройщики сегодня не просто высаживают деревья и ставят лавочки, а создают настоящий ландшафтный дизайн. И это лучше продается, кстати! В результате наш регион становится всё более привлекательным для жителей.

Подписывайтесь на нас в Telegram.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.