В каких сферах активно используются роботы? В чём особенность их разработки и как игроки рынка оценивают состояние отрасли? Подробности — в интервью Евгения Дудорова, Консорциум робототехники России.
Президент России Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию обозначил цель вхождения в число 25 стран-лидеров по производству промышленных роботов. Это направление активно развивается и в Челябинской области. О его перспективах в интервью «Деловому кварталу» рассказал председатель правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров. Он станет одним из спикеров форума «Будущее города: точки роста — 2024», который состоится в Челябинске 23 апреля.
Евгений Александрович, каковы основные точки роста сферы робототехники в России?
— Можно выделить несколько направлений. Для России это прежде всего сервисная робототехника. Эти разработки используются в медицине, пищевой промышленности, космической отрасли и т.д. Такие роботы дешевле в сравнении с промышленными и продаются в большем объеме. В этом секторе сейчас работает более 500 компаний.
Растет запрос и на промышленных роботов. Они используются на производственных площадках в совершенно разных отраслях, в том числе в станкостроении и автомобилестроении, электронике и микроэлектронике и т.д.
В азиатских странах, таких как, например, Южная Корея, очень высокий уровень плотности применения роботов, так как там сосредоточены основные производства бытовой техники и электроники. У нас же ситуация другая, так как превалируют сырьевая экономика и тяжелое машиностроение. Однако такие сферы, как железная дорога, металлургия и ряд других в нашей стране всё больше внедряют робототехнику в технологические процессы предприятий.
Думаю, что будущее за неким симбиозом промышленной и сервисной робототехники. Сегодня такие устройства крайне необходимы на производствах. Но и использующие их компании должны быть достаточно гибкими и учитывать нахождение человека в производственных процессах, чтобы роботы были для них безопасны.
На форуме «Будущее города» мы планируем рассмотреть перспективы роботизации сферы здравоохранения. Как вы оцениваете это направление?
— Производство медицинских роботов начало развиваться не очень давно, однако уже есть предприятия-лидеры в этой сфере. Многим хорошо известны, например, хирургические роботы, такие как Да Винчи. Есть комплексы для реабилитации людей после инсульта и травм, для пациентов с детским церебральным параличом, и они не имеют мировых аналогов. Мы развиваем устройства с искусственным интеллектом, в том числе для решения проблем пациентов, которые перенесли инсульт.
Пожалуй, практически каждый день в медицинской робототехнике появляются новые разработки, потому что этот пласт очень обширен: востребованы реабилитационные комплексы, роботы используются в малоинвазивной и полостной хирургии, есть спрос на бионические протезы, в том числе рук, ног и даже внутренних органов. Протезы рук, например, становятся настолько совершенными, что позволяют человеку чувствовать объекты взаимодействия, а искусственный глаз может сформировать картинку в голове.
Мы идем к тому, что будет создаваться симбиоз человека и машины. Пока в медицинских целях, а впоследствии — и в специальных.
Ваша компания прославилась созданием робота Fedor. Какими вы видите перспективы этого направления?
— Сейчас мы находимся на передовых позициях в роботостроении для космоса. При должном стимулировании и финансировании данного направления мы можем стать мировыми лидерами и продолжить развиваться. Без роботов освоение Луны, Марса, космического пространства не представляется возможным, потому что крайне сложно создать систему жизнеобеспечения скафандров, которые позволят человеку нормально существовать и работать в условиях космоса. Все понимают, что в таких условиях людям необходима защита, а вот роботов мы можем отправлять такими, какими они созданы для этой среды.
Также я бы отдельно выделил такое направление, как создание беспилотных систем для Крайнего Севера и Арктики. Это сейчас крайне необходимо и актуально, потому что там сложно найти специалистов разных отраслей, заработные платы очень высокие, а обычная техника долго не живет и выходит из строя. Экономика там становится безальтернативной, и развивать эти территории можно только с использованием беспилотных роботизированных систем. Потенциально они могут использоваться и в других условиях и территориях.
Какие нужны условия для развития робототехники?
— Необходимо создавать индустрию, стимулировать развитие технологий и компонентной базы. Сегодня это одна из ключевых проблем: нехватка собственной электроники и ряда других систем, датчиков, материалов. Такая база уже создается, и мы в том числе активно в этом плане работаем, но надо это всё усиливать.
Каково состояние отрасли в Челябинской области? Какие есть сложности и преимущества ведения здесь такого вида бизнеса?
— Нашей компании в этом году будет уже 15 лет. Несмотря на то, что сегодня есть возможность работать в любой точке страны, мы хотим развивать локацию именно у себя на родине. Хотя мы и имеем московскую регистрацию, 98% сотрудников трудится в Магнитогорске — в обособленном подразделении, где есть производственные комплексы «Андроидной техники». Здесь создаются все наши технические решения.
Для нас это очень удобно с точки зрения логистики. Очень важны наличие специалистов, уровень оплаты труда. В Москве же более высокие цены и затраты. В Магнитогорске у нас работают сотрудники из Томска, Владивостока, Липецка, других городов страны. Иногда наши коллеги по семейным обстоятельствам принимают решение переехать в Москву, тогда мы стараемся оставить их в компании и найти в столичном филиале рабочее место без отрыва от основного цикла деятельности предприятия.
Каковы ваши планы развития бизнеса?
— Мы планируем выходить на более обширное серийное производство. Сегодня налажен выпуск медицинских комплексов, бесколлекторных моментных электродвигателей. В ближайшее время мы планируем запустить серийное производство двигателей для беспилотных летательных аппаратов. Пока мы создали единичные пробные образцы, которые успешно прошли проверку. Сейчас прорабатываем с регионом различные меры поддержки в этом направлении.
Как выстроена ваша работа с образовательными центрами, вузами, учеными?
— Мы стараемся привлекать их к нашим разработкам. У нас есть хороший опыт взаимодействия с Магнитогорским государственным техническим университетом. Мы стараемся удовлетворить запрос вуза на стажировку студентов. При этом являемся и заказчиком вуза на те или иные работы. Например, в создании двигателя БПЛА они помогали нам в разработке математической модели, проработке материалов, которые должны использоваться в электродвигателях. Также мы взаимодействуем с ЮУрГУ, специалисты которого разрабатывают для нашего проекта «Теледроид» (робот космического назначения) — математическую модель антропоморфного робота. К нам обращаются вузы Москвы и других регионов. Мы ведем переговоры с Санкт-Петербургским политехническим университетом о том, чтобы давать им задачи для кафедры, которая занимается промышленным дизайном. Для робототехники это крайне актуально.
Вузам важно иметь технологических партнеров, которые в том числе могут устроить их студентов на производственную практику по профессии. Еще лучше, когда создается специализированный набор группы для обучения той или иной специальности. Учебные заведения стали очень активно реагировать на запрос и формировать совместные образовательные программы.
Очень плотно работаем не только с вузами, но и среднеспециальными учебными заведениями. Например, совместно с колледжем при МГТУ им. Г. И. Носова мы реализовали программы обучения программистов и руководителей проектов. Как правило, один-два человека потом остаются у нас работать. Думаю, такое взаимодействие будет расширяться и укрепляться в будущем.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.