Екатерина Карпенко: «Выражение “мы не школа” должно исчезнуть при подборе кадров»

Екатерина Карпенко: «Выражение “мы не школа” должно исчезнуть при подборе кадров»
Иллюстрация: «ТИРС»

Директор и управляющий партнер рекрутинговой компании «ТИРС» Екатерина Карпенко — об амбициях молодых специалистов, новом взгляде на авторитеты и о престиже рабочих профессий.

Екатерина, кадровый дефицит в России подталкивает работодателей брать молодых новичков? Или их по-прежнему неохотно берут на работу?

— Молодых специалистов берут, и работодатели готовы взращивать их по себя. Мы видим этому яркие подтверждения. Так, участники премии «Человек года — 2023» в номинации «Профориентация» развивают масштабные проекты по подготовке и воспитанию молодых специалистов, планируют расширять свои программы, включая в них младших школьников.

Крупный бизнес перестраивается достаточно быстро, создает центры наставничества и обучения, что позволяет работать даже с соискателями без опыта. Работодатель набирает производственные кадры и для этого выстраивает плотные связи в рамках системы «Профессионалитет» с колледжами, различными образовательными кластерами. Студенты учатся и одновременно работают по получаемой специальности.

А что со средним бизнесом?

— Он еще находится в позиции, когда главный аргумент — это уровень зарплаты. Но молодежь ориентируется на желаемый уровень жизни, а не на осознание своих компетенций. С соискателями нужно много работать, ресурсов на это у среднего бизнеса обычно всегда не хватает.

Есть мнение, что молодежь не готова преодолевать даже небольшие трудности в работе.

— Это правда. Им сложно объяснить, что успех приходит с рутиной, что сталкиваться со сложными моментами — это нормально. Когда они спотыкаются о первые «рабочие кочки», у них тут же пропадает желание что-либо делать.

Разве так не всегда было?

— Нет. Я отслеживаю тренд с 2016 г. До того момента молодые специалисты были готовы прилагать усилия, не звучало слово «выгорание» спустя год работы, не было запроса на некую легкость бытия. Соискатели были готовы трудиться и зарабатывать.

Как думаете, почему так произошло?

— Я не социолог, я рекрутер и могу поделиться только собственными наблюдениями. Наши бабушки и дедушки были по-настоящему людьми «из железа и стали». Советских школьников не жалели, рассказывая о военных и трудовых подвигах детей и подростков. Поколение наших родителей (шестидесятники) воспитывалось на высоких амбициях: полететь в космос, совершить невероятное в мире науки, техники, медицины. Мы видели невероятных звезд в культуре, искусстве, спорте. У страны были глобальные планы, в которые старались вовлекать каждого. Отсутствие активности в социуме было неприемлемо.

Вот этих вызовов, этих новых амбиций на государственном уровне нам сейчас очень не хватает. Мы были потомками победителей, а стали какие-то… средненькие. Целое поколение привыкло к тому, что всё можно купить за границей. В информационном поле насаждается принцип «уезжай на Бали, работай три часа в день». Молодежь нужно отвлекать от такого блогерства. Им нужны другие ориентиры. Для нас это были Сахаров, Солженицын, Плисецкая, Гагарин... А у современных ребят кто? Моргенштерн и Блиновская?

Что интересно молодым соискателям?

— Как минимум уровень средней зарплаты (не всегда соизмеримый с их реальными компетенциями). Раскрутка IT-индустрии тоже подстегивает многих, кто хочет на удаленке зарабатывать 300–400 тысяч рублей. Но как только кандидат начинает пробовать себя в учебе, становится трудно.

Внушительная доля соискателей говорит, что хочет сначала попробовать, подойдет ли ему та или иная работа. То есть хотят обучаться, получать при этом зарплату, и совсем не факт, что потом сотрудник останется с вами. Мы начали предлагать бесплатную двухдневную стажировку, чтобы соискатель мог принять решение.

В какие сферы хочет идти молодежь?

— По-прежнему рабочие профессии для нее трудны и непрестижны, но это связано, на мой взгляд, с отсутствием грамотной пропаганды со стороны предприятий и государства. Нет проектов, визуализации, медиаконтента, которые бы привлекали. Достаточно сильно снизился интерес к профессии учителя, врача, экономиста, водителя, работника сферы продаж. Зато хотят работать в сфере IT и программирования, рекламы, контент-менеджмента, дизайна, бьюти-индустрии, путешествий, фешен.

Многие предпочитают работать курьерами или в пункте выдачи товаров маркетплейса.

— Они воспринимают курьерскую работу как занятость. Ты какое-то время поездил с доставкой еды в Челябинске, а завтра можешь делать то же самое в другом крупном городе. Молодежи сложно думать на перспективу: для них постоянное место работы, так же, как и брак, семья — это очень абстрактные вещи.

Чем это опасно?

— В первую очередь это большая потеря для рынка труда. Можно переучить тех, кому сейчас 45+, но только на ограниченный круг профессий. Часто новички пытаются пробовать разные профессии, и это занимает драгоценное время. Перебрав профессии на своем опыте, можно потерять время для освоения сложных навыков профессий врача, летчика и других.

Поэтому с больших экранов всё чаще поднимают вопрос ранней профориентации — с детского сада, со школы. Начали говорить о возрождении системы учебно-производственных комбинатов, станций юных техников и прочего. Это действительно нужно: в каждом ребенке живут любознательность и колоссальная энергия, и ее важно как можно раньше направить в нужное русло.

Но ведь наверняка и у молодежи есть свои сильные стороны. Что может сделать работодатель, чтобы всё-таки воспитать из молодого новичка классного специалиста?

— Действительно, у нового поколения есть свои ресурсы. Например, они быстро обучаются работе с цифровыми продуктами, для них это естественная среда. Да, молодежь, возможно, требует к себе больше внимания, чем раньше, но ей важно задать вектор развития. Многие компании малого и среднего бизнеса еще не осознали, что выражения «мы не школа», «устали учить кадры» должны исчезнуть из политики подбора кадров. Борьба идет за всех, и нужно подумать о том, как в рамках даже маленькой компании наладить наставничество, создать некий учебный центр.

Следующий год объявлен в России Годом семьи. Можно ли использовать эту возможность, например, для возрождения престижа трудовых династий?

— Конечно. Профессиональная династия может стать еще одной точкой опоры для подрастающего поколения. Делиться опытом старшего поколения, развивать духовное наставничество, выявлять и поощрять через конкурсы НКО талантливых ребят и помогать в их обучении было бы здорово. Вспоминаю, как моя бабушка уже после войны взяла на воспитание двух девочек. Она научила их шить, дав, по сути, профессию и возможность заработка. Есть похожие примеры в челябинской бизнес-среде, когда люди помогают получить образование подросткам, у которых нет на это средств. Участники номинации «Трудовая династия» ежегодной премии «Человек года», особенно победители (семья Видгоф), служат замечательным примером для многих семей в деле воспитания отличных трудовых династий! Это благородная миссия, и чем большее развитие мы ей дадим, тем лучше для собственников бизнеса и их потенциальных сотрудников.

Реклама
ООО «ТИРС-Аутсорсинг»,
Тирс-работа.рф.

Самое читаемое
  • Страсти по трамваям. Когда у нас будут новые трамваи и где проложат новые линии для них?Страсти по трамваям. Когда у нас будут новые трамваи и где проложат новые линии для них?
  • В Кольцово умерла пассажирка. Ее рейс задержали больше, чем на пять часовВ Кольцово умерла пассажирка. Ее рейс задержали больше, чем на пять часов
  • Новый премьер России предложил Путину кандидатуры будущих замов и министровНовый премьер России предложил Путину кандидатуры будущих замов и министров
  • Как на Среднем Урале создают будущее атомной энергетикиКак на Среднем Урале создают будущее атомной энергетики
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.