Антон Ковалёв: «Мы нашли нишу для молодых промышленников, которая была не занята»

Антон Ковалёв: «Мы нашли нишу для молодых промышленников, которая была не занята»
Автор фото: Юлия Чуличкова. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

В связи с разрывом привычных некогда экономических связей импульс развития получили российские предприятия. Челябинская область как промышленный регион оказалась особенно вовлечена в эти процессы.

В этой ситуации без трудностей не обходится. Решать их помогает Клуб молодых промышленников. Он появился в 2019 г., объединяет владельцев и директоров предприятий, притом не только на Южном Урале, но и по всей России. Его попечительский совет возглавляет вице-премьер — глава Минпромторга России Денис Мантуров. Идея создать межрегиональный союз для промышленников в возрасте до 40 лет принадлежит совладельцу ГК «Феррум» (предприятие по выпуску вентиляционного оборудования, г. Златоуст) Антону Ковалёву.

В интервью «Деловому кварталу» председатель Клуба молодых промышленников Антон Ковалёв рассказал об этом сообществе, о проблемах российских производителей, а также поделился мнением о том, что делать, чтобы в России развивался семейный бизнес, а наследники владельцев заводов продолжали развивать предприятия и свой регион.

Антон Иванович, какова была цель создания Клуба молодых промышленников? И чем он отличается от других общественных бизнес-объединений?

— Я начал заниматься общественной деятельностью в 2011 г. Тогда Илья Мительман создавал региональное отделение Ассоциации молодых предпринимателей России. Вскоре он передал мне руководство этой организацией. В Уставе был прописан возраст участников: до 35 лет. Я начал посещать деловые мероприятия в Москве как представитель Челябинской области, потом вошёл в федеральный президиум, стал ездить по регионам и понял, в чем сила таких объединений. Это возможность напрямую общаться с руководителями, которые принимают решения.

Позже стал членом генерального совета «Деловой России». В него входили представители крупного бизнеса, но не сырьевого. «Опора России» на тот момент позиционировала себя как объединение малого и микро-бизнеса.

Многие предприниматели входят сразу в несколько объединений, но порой бывает ощущение, что чего-то не хватает.

То есть нужен был новый подход к деловой общественной деятельности?

— Более эффективный и практичный. В 2018 г. на Российском инвестиционном форуме меня как активного промышленника из Челябинской области пригласили на закрытую встречу с Денисом Мантуровым. На тот момент я уже работал в семейном бизнесе и занимался поиском оборудования для завода. И с этим были проблемы. Я их обозначил.

Евросоюз субсидирует своим компаниям покупку крупного оборудования, и единственным условием, при котором субсидия не возвращается, является создание определённого количества рабочих мест. При этих условиях даже зарплаты с налогами выплачивается меньше, чем сама субсидия. Не очень понятно, как при этом конкурировать даже на рынке ближнего зарубежья, с теми же предприятиями Польши, Латвии, Литвы. Представляете, ваш сосед получает дорогостоящий станок от государства, бесплатно. Эти расходы не входят в стоимость продукции. 

Мы обсудили эти вопросы. И стало понятно, что такие встречи интересны и министру, и промышленникам. Тогда я и предложил создать Клуб молодых промышленников. Вскоре мы открыли общественную организацию, выбрали правление.

Денис Валентинович курирует ваш Клуб...

— Да. И мы поняли, что круг вопросов Клуба широкий, необходимо участие и других министров. Нужно было обсуждать ситуацию с кредитами, выделением земельных участков, были темы по цифровизации и так далее. Мы создали попечительский совет, в который вошли заместители пяти федеральных министров: Минэкономразвития, Минцифры, Минэнерго, Минстрой и конечно, Минпромторг. Возглавил его Денис Мантуров. Сейчас особенно актуальна тема кадров, поэтому обратимся ещё и в Минобрнауки с предложением тоже войти в этот совет. 

Как дальше развивался Клуб?

— В 2020 г. был запланирован первый крупный форум с участием нашей организации, но из-за пандемии мероприятия ушли в онлайн. А с 2021 г. начались живые встречи.

Сформировались принципы работы Клуба. Мы объединяем бизнес, связанный только с производством. У нас нет торговых компаний и оказывающих услуги, занимающихся добычей полезных ископаемых. Нет компаний из списка Forbes. Наша ниша была не занята.

Но есть же Союз промышленников и предпринимателей...

— В него входит крупный бизнес. В РСПП присутствуют богатейшие компании нашей страны. И возраст его участников повыше. И даже когда заходит более молодой руководитель, он встречается с разницей поколений.

Мы решили, что можем стать неким этапом в развитии следующего поколения. Часто основатели бизнеса задумываются, что же с их компанией будет дальше. К сожалению, далеко не всегда наследники смотрят на бизнес так же, как основатель. Как правило, они воспринимают его как какой-то крутой высоколиквидный объект, который можно будет продать и безбедно жить. Либо молодые люди говорят: мне это направление неинтересно, я хочу заниматься IT, разработкой мобильных приложений. Да и вообще не хочу жить в регионе, а уехать в Москву.

Какую можно предложить альтернативу?

— Мы решили быть таким объединением, где молодые руководители могут общаться, видеть, как можно развивать бизнес, расти. Это и создатели стартапов, кто открывает производство с нуля, и те, кто вырос в компании до руководителя, и наследники. Вопрос второго поколения очень важен, чтобы не потерять то, что сделано за 20-30 лет после перестройки, и дальше развивать промышленные предприятия России.

То есть это такой в хорошем смысле бизнес-инкубатор? Готовите кадры для РСПП?

— Можно и так сказать. В дальнейшем члены нашего Клуба становятся более состоятельнымии, открывают новые производства, новые бизнесы и переходят на следующий уровень.

С Президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным мы подписали соглашение – между РСПП и Клубом, который стал молодым крылом РСПП. Год назад я вошёл в члены правления Союза.

В марте мы уже провели молодёжный промышленный форум на площадке РСПП. Там мы предложили разработать молодёжную промышленную политику, ввести отдельный статус "молодой промышленник" и даже создать ряд мер поддержки для них. Эта резолюция была направлена президенту Владимиру Путину и принята. Мы с Росмолодежью, Минэкономразвития и корпорацией МСП в этом направлении работаем. 

Старшим не обидно, что вам создаются преференции?

— Старшее поколение понимает, что чем больше молодых людей будет вовлечено в промышленную отрасль страны, тем лучше.

Антон Ковалёв: «Мы нашли нишу для молодых промышленников, которая была не занята» 1

Сегодня очень важен вопрос кооперации предприятий. Как у вас налажена эта работа?

— Вопрос кооперации родился в 2021 г. Сегодня он занимает бОльшую часть работы Клуба, это уже отдельное направление. Мы проводим биржи промышленной кооперации. В сентябре на площадке МГТУ им. Баумана собрали более 100 компаний среднего бизнеса, потенциальных поставщиков, и около 30 представителей крупного бизнеса, которые могут стать заказчиками. Кому-то нужно заместить импортную продукцию, кому-то что-то построить и так далее.

Корпорация МСП оценила наш опыт и пригласила на форум в Белоруссию: предприниматели там тоже договаривались о сотрудничестве. Потом мы проводили встречи в рамках газового форума в Санкт-Петербурге: там был день молодого промышленника в нефтегазовой отрасли, также с биржей. Две компании членов Клуба через проектный офис «Энерготехнохаб» получили зеленый свет на апробацию и внедрение своих инновационных разработок в «Газпром нефти».

Недавно вы участвовали в Русском экономическом форуме, который впервые проходил в Челябинске. Вы выступали спикером на некоторых площадках. Каковы, по вашей оценке, основные итоги?

— Состоялся очень серьёзный форум по наполнению и качеству проведения. Если он, как планируют организаторы, станет ежегодным, то это повысит узнаваемость Челябинска. Будет много визитов высокопоставленных лиц, бизнеса, а это большие перспективы.

Какие ещё итоги работы в 2023 г. вы бы отметили?

— Из важных событий отмечу организованную нами при поддержке Минпромторга Вторую всероссийскую премию «Молодой промышленник года». Участвовали руководители компаний из 89 регионов, включая новые территории.

А как в этом году менялся портфель заказов? Задействованы ли компании Клуба в выпуске оборонной продукции?

— Да, есть такие. Какие-то напрямую выполняют оборонные заказы, некоторые входят в цепочку подрядчиков, которые в конечном счёте делают такие работы.

Вообще текущая ситуация благотворно повлияла на промышленность: предприятия загружены, выполняется реконструкция зданий, ввозится новое оборудование. Государство, видя это, вводит различные программы поддержки. Это и промышленная ипотека, и субсидирование ставки, и помощь в закупе оборудования из-за рубежа. 

Какие ещё возможности появились у южноуральских предприятий в связи с уходом иностранных?

— Раньше, когда ты занимался выпуском продукции, тебе говорили: зачем, вон же сколько всего европейского и азиатского на рынке. Конкуренция была высочайшая. Когда недружественные страны закрыли сотрудничество с Россией, твой товар стал уникальным, востребованным, и заказы невероятно выросли. 

Но есть и другая сторона. Некоторые компании выпускали экспортоориентированную продукцию, хорошего качества, но она не была востребована здесь. У нас есть такие участники Клуба, и они ещё не до конца загружены. Мы стараемся показать заказчикам их возможности, доступные мощности.

А компетенции не были растеряны?

— Частично растеряны, конечно, но наработать можно. Дело в том, что европейские поставщики приучили нас к тому, что мы получаем комплексный продукт, который они же обслуживают. И мы не должны были вмешиваться. Сломалось что-то — вызываешь сервис-мена, он говорит: сломался, например, блок, надо заменить, а стоить будет 100 тысяч. Ты говоришь: вариантов нет, меняем. А на самом деле, возможно, внутри этого блока требовалось всего лишь заменить одну деталь, которая стоит 100 евро, ну может быть тысячу.

Ряд наших компаний тоже занимается инжинирингом. И это огромная экономия для завода-заказчика, в том числе времени, потому что всё рядом. И это новая ниша для наших промышленников, которым не нужны миллиардные заказы, которые готовы работать на среднем рынке, развивать свои производства, зарабатывать свои деньги.

Вы уже 20 лет работаете на предприятии в Златоусте, вместе с сестрой продолжая бизнес отца. Вас тоже коснулись все эти процессы с санкциями и т.п.?

— Мы занимаемся промышленной вентиляцией. В ходе работы о нас узнали немецкие, итальянские компании, и мы стали поставлять продукцию и им. В 2021 г. манера ведения бизнеса европейскими компаниями поменялась, работать стало сложно.

Удалось ли переориентировать ваш бизнес на работу с другими партнёрами и рынками?

— Да. Пришли индийские, китайские компании. Строительство заводов возобновилось. Так что в целом ситуация выравнивается.

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.