Грамотно поставленный учет позволяет предприятию встроиться в цепочку кооперации по выполнению госконтрактов и получить новый импульс для развития.
За 8 месяцев 2023 г. почти все регионы отчитались о значительном росте показателей в производственных сферах. При этом большинство участников рейтинга крупнейших компаний Урала и Западной Сибири увеличило выручку за счет участия с гособоронзаказе (ГОЗ).
Работа с государственными заказами и оборонными контрактами требует от исполнителей не только раздельного учета расходов, контроля за целевым использованием бюджетных средств, но и составления отчетности для государственных заказчиков ГОЗ. Задача усложняется, если организация — исполнитель ГОЗ — является государственной корпорацией или публично-правовой компанией.
О специфике таких контрактов мы разговаривали с исполнительным директором ГК «ВнешЭкономАудит» Татьяной Лобко.
Насколько успешно, по вашим наблюдениям, компании справляются с исполнением гособоронзаказа?
— С технической точки зрения проблем нет. У многих есть опыт организации производства изделий, необходимые технологии. Но далеко не у всех достаточно знаний и специалистов для выполнения специфичных требований к участникам таких контрактов. Среди них — обязанность вести раздельный учет. Предприятию нужно разделить финансовые потоки, которые получены от государства, и поступления от других видов деятельности. При этом нужно разделить не только выручку, но и затраты. И на этом уровне часто возникают проблемы. Например, компания занимается производством нескольких видов изделий и для этого закупает бобину проволоки. На исполнение оборонного заказа из нее уходит только 3 метра. Но это нужно грамотно отразить в учете. И часто без квалифицированного консультанта предприятию с этой задачей не справиться. В этом случае важно сразу же правильно составить договоры и учесть все нюансы законодательства.
Другой распространенный блок проблем связан с вопросами ценообразования. Государство и так в целом жестко отслеживает детали исполнения своих заказов, а гособоронзаказа — особенно.
Для бюджета важно, чтобы себестоимость изделия или выполненных услуг не была искусственно завышена, потому контролирующие органы внимательно следят за тем, сколько денег фактически предприятие потратило на исполнение контракта. А для этого предприятию нужно обосновать, по каким ценам оно приобретает сырье или материалы для изготовления продукции.
Хорошо, если у этой товарной позиции есть биржевая цена, а если нет, приходится применять метод сравнимой цены или затратный метод. Мы в этом случае можем помочь в составлении расчетно-калькуляционных материалов, которые показывают, какую цену на этапе обоснования лучше всего заявить и быстрее согласовать с контролирующими органами.
Чем может обернуться отсутствие раздельного учета?
— Предприятию придется заплатить достаточно серьезные штрафы: около 300 тыс. рублей, если при обосновании цен допущены небольшие ошибки, и до 1 млн рублей за грубые нарушения.
Вообще, как показывает наша практика общения с бизнесом, компании до сих пор пугает большой объем отчетности при взаимодействии с государством по любым вопросам. Насколько обоснованны эти страхи?
— В отношении гособоронзаказа требования действительно серьезные. Да, это специальная отчетность, которая разработана Министерством обороны. Но если знать тонкости, то никаких трудностей не возникает. Главное — уложиться в сроки. Крупные предприятия регулярно сдают специальную отчетность, а их субподрядчики должны быть готовы сдать отчет по первому требованию. Прокуратура может запросить у них отчет, и они в течение десяти дней должны подготовить подтверждающие документы. Опять же, без квалифицированных помощников это требование сложно выполнить.
По вашим наблюдениям, в чём заключается сложность в части выстраивания бухгалтерского учета при выполнении гособоронзаказа?
— Как правило, этим занимается бухгалтер, а отчет по гособоронзаказу, по большому счету, не бухгалтерское дело. В больших компаниях эти функции выполняют профильные специалисты, а малые и средние предприятия просто не имеют возможности их содержать на постоянной основе. Поэтому они и решают эти вопросы с помощью консультантов-аудиторов, сегодня это уже довольно распространённая практика.
К примеру, к нам обратилась организация, которая занимается производством продукции, в том числе и для оборонного сектора. В рамках гособоронзаказа она получает 60% своей выручки. Их продукция, проходя технологический цикл, поэтапно изготавливалась в нескольких цехах. Компания вела раздельный учет, но только по последнему из производственной цепочки цеху. И однажды им пришло предписание из прокуратуры с требованием предоставить отчет по гособоронзаказу и подтверждающие документы. Компания сразу поняла, что своих знаний у сотрудников недостаточно. Мы с ними совместно на основе бухгалтерского учета составили регистры и нашли алгоритм, как правильно поделить затраты других цехов. В итоге их раздельный учет был подтвержден и никаких штрафов платить не пришлось.
Так много нюансов вокруг бухгалтерской отчетности, вам не кажется это излишним?
— С точки зрения государства мотивы понятны — оно должно контролировать все ресурсы и тратить их грамотно. Но на самом деле отчетность нужна не только государству, но и собственнику предприятия. Ведь в основе любого управленческого решения находится анализ информации. А для того, чтобы принимать качественные управленческие решения, информация должна быть достоверной, а это означает, что она должна основываться на точных фактах и доказательствах. К тому же она должна быть оперативной, своевременной и понятной.
Мы на своем опыте видим, что система учета на предприятиях через различные формы отчетов становится основным поставщиком информации для принятия решений — как для управления процессами внутри компании, так и при выстраивании работы с потребителями и контрагентами.
Реклама
ООО «Управляющая компания «ВнешЭкономАудит»
Ural-audit.ru.