Алексей Ципордей: «У туризма есть не более трех лет, чтобы стать конкурентоспособным»

Алексей Ципордей: «У туризма есть не более трех лет, чтобы стать конкурентоспособным»
Иллюстрация: Катерина Пустынникова

Цивилизованному развитию туристической отрасли в регионе мешают нелегальные предприниматели и ограниченная конкуренция, заявили в правительстве Челябинской области.

Южноуральцев не устраивают устаревшие форматы организации отдыха и низкое качество сервиса. Например, отдыхающих на Таганае раздражают палатки с громкой музыкой и мангалами. Власти хотят изменить ситуацию. С этой целью планируется реализовать несколько инвестиционных проектов.

Общий объем вложений в них составит более 21 млрд рублей. Ожидается, что после открытия новых объектов номерной гостиничный фонд в регионе вырастет до почти двух тысяч единиц. Почему хороший сервис и дешевый отдых в родном регионе остаются для туристов мечтой и как отрасль адаптировалась к новым экономическим реалиям? Об этом говорили с генеральным директором компании «Вита трэвел» Алексеем Ципордеем.

Алексей Владимирович, вы как непосредственный участник туристического рынка в чём видите основную проблему отрасли?

— У каждого сегмента своя проблема. Для зарубежного туризма — это недостаток бортов для рейсов и ограничения полетов по политическим причинам со стороны других стран. Для внутрироссийского — недостаток средств размещения и инфраструктуры для рассредоточения турпотока из привычных точек и недостаток туристской инфраструктуры в большинстве регионов. Для нашего внутрирегионального туризма — недостаток классифицированных средств размещения среднего ценового сегмента и нерезультативная коммуникация власти с сообществом в целом.

Проблему низкой конкуренции и высоких цен власти планируют решать с помощью субсидий в открытие новых курортов, отелей и строительство глэмпингов. Как вы считаете, усиление конкуренции заставит предпринимателей снижать цены и улучшать качество услуг?

— Челябинская область находится в лидерах по привлечению федеральных средств на эти цели, что радует. Конечно, здоровая конкуренция ведет к увеличению эффективности бизнеса, клиенту это видно или через снижение цен, или через улучшение качества услуг за те же деньги, но для нашего региона лучше, конечно, второе, поскольку ощутимо не хватает трехзвёздочного номерного фонда. Удастся ли смягчить эту проблему с помощью субсидий, покажет время.

Как складывалась ситуация на рынке в этом году? Какие тенденции главенствовали?

— В этом году стало понятно, что отрасль, в отличие от туриста, адаптировалась к санкциям, к тому, что закрыты границы с Европой, ограничены авиаперевозки. Конечно, ограниченные авиаперевозки, очень высокие цены и инфляция, в том числе и за рубежом, влияют на стоимость туров. Я думаю, что через год и турист адаптируется. Похожая ситуация со скачками цен была и раньше: в 2005–2007 годах туристам пришлось отвыкать от Турции за 150 долларов, в 2009-м и в 2014 годах были резкие скачки валюты, три года назад случилась пандемия. В общем, не в первый и не в последний раз, что называется. Второй важный тренд этого года — развитие внутреннего туризма благодаря усиленным вливаниям государства. Сейчас реализуются различные программы, выделяются гранты, есть социальный заказ. Усилия власти и выделение средств на развитие туризма видны.

Как перераспределились потоки туристов на зарубежных и региональных направлениях?

— 95% тех, кто ездил в Европу, уже не стремятся туда: слишком долго, дорого и сложно. Поклонники отдыха за пределами России в этом году едут в основном в Турцию. Летом многие присматривались к Грузии, Армении, Узбекистану. То есть местам, где можно не только искупаться, но и что-то посмотреть. В сегменте с традиционно высоким чеком (Мальдивы, Сейшелы и Доминикана) особого перераспределения не произошло. Что касается отдыха в России, всё зависит от развития отрасли внутри каждого региона и, наверное, от желания их руководителей что-то менять.

Главное для внутреннего туризма — чтобы всплеск интереса со стороны отдыхающих не выливался в острый дефицит мест в гостиницах.

В России всегда самым больным вопросом в сфере обслуживания и отдыха был уровень сервиса, и, как мне кажется, эта проблема остается главной?

— Уровень сервиса зависит как от тех, кто руководит отелями, ресторанами и транспортными компаниями, так и от тех, кто контактирует с людьми: водителей, горничных, официантов, администраторов гостиниц, экскурсоводов. Здесь критичная проблема остается прежней: туризм как будущую специализацию часто выбирают абитуриенты, которые не поступили по другим направлениям. По своему опыту скажу, что 15 лет назад большинство всё-таки осознанно приходили работать в отрасль. Но нынешняя тенденция общемировая.

Профессии, связанные с сервисом, всё менее популярны. Но сервис в туризме — это отрасль, где человека нельзя заменить машиной. Если человек приехал в другой город или страну в качестве туриста, вряд ли ему захочется заказать доставку еды, он хочет отдохнуть в новом месте, и те же рестораны являются местом приятного времяпрепровождения, а не просто способом поесть. А ресторан — это повара, официанты, индивидуальный подход.

Вторая проблема в том, что те же гостиницы очень зависят от налогообложения на труд, а оно довольно существенное. Поэтому нужно увеличивать эффективность за счет автоматизации, онлайн-бронирования и перестройки каких-то внутренних процессов и, конечно, улучшать и обновлять инфраструктуру. Рано или поздно границы откроются, и российский туризм может остаться в аутсайдерах для собственного же туриста: когда есть что посмотреть, но негде жить или отдых гораздо дороже, чем в той же Турции. Поэтому я думаю, что у нас есть не более трех лет, чтобы всему российскому туризму успеть стать конкурентоспособным. Для государства сейчас основная задача —рассредоточение потоков.

Алексей Ципордей: «У туризма есть не более трех лет, чтобы стать конкурентоспособным» 1

Вы уже не один год работаете со студентами. Ведете совместные проекты с Международным институтом дизайна и сервиса и в этом году номинированы на получение премии «Человек года». Помогает сотрудничество с вузами решать вопрос подготовки хороших специалистов?

— По номинации на премию получилось забавно. Я помню, как убеждал после прошлой премии вашу редакцию добавить номинацию про туризм в этом году, чтобы отметить лучшие проекты, что наша сфера этого достойна. Не знаю, добавил ли я на ваши весы пару граммов аргументов, но когда объявили номинации на этот год, мои сотрудники сказали: «Ну вас точно надо выдвинуть!» И я им прямо запретил это делать, так как в моем понимании эта премия о том, насколько твоя работа видна не внутри коллектива, а больше за его пределами.

А потом мне сообщили, что коллеги от региона выдвинули меня на данную номинацию. Шорт-лист отличный, приятно быть в компании таких профессионалов.

Что касается работы со студентами, я как представитель работодателя пытаюсь расширить рамки в их головах, чтобы мыслили масштабнее, просчитывали максимально наперед, учитывали то, что пока не могут учесть из-за отсутствия опыта. Но на самом деле, если уж говорим о студентах, то критичная проблема, конкретное решение которой мы предлагали уже давно, именно с системой прохождения практики. Мы её предлагали нашим «туристам» от региона и два года назад, и год назад, хотя пока и не во всех кабинетах. Обратной связи пока не получили. Недавно решил выйти с этим на Министерство образования. Вдобавок именно эту проблему при подготовке молодых кадров как ключевую озвучил буквально месяц назад губернатор, и шанс, что наши предложения возьмут в доработку и на реализацию, есть.

Последний год что-то изменил в работе компании?

— До пандемии у нас было 3 собственных офиса и 13 — под нашей франшизой, 10 из которых смыл ковид. Поскольку бизнес сложный, я бы сказал, нелинейный, необходимо, чтобы у франчайзи были высококвалифицированные кадры. Кто не прислушивался к нашим рекомендациям, пострадал сильнее. Поэтому мы поняли, что франчайзинг для нас не в приоритете. В какое-то время была мысль ускорить развитие в других городах, выделив в отдельное юрлицо и направление с привлечением соинвесторов, но тогда это оставили на уровне «возможно в будущем», так как на тот момент нам не хватало системности.

Сейчас дорабатываем систему онлайн-бронирования для автобусных туров и планируем открывать собственные офисы в других городах вдобавок к существующим в Москве и Екатеринбурге. Первым в списке пока Санкт-Петербург, также интересны для нас Казань, Тюмень, Сочи, поскольку эти города мы изучали. Формат франшизы, возможно, преобразуем из турагентского в турагентско-туроператорский, чтобы франчайзи смогли использовать по максимуму свои город и регион, что будет явной новинкой на рынке. Если рынку франчайзинга или нам самим такой формат не понравится, переживать не будем, продолжим развивать собственную сеть офисов.

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Вандалы разрубили золотого льва Андрея СимановскогоВандалы разрубили золотого льва Андрея Симановского
  • После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?
  • Проблемы в сфере образования списали на мигрантов. Их детей слишком многоПроблемы в сфере образования списали на мигрантов. Их детей слишком много
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.