«У нас есть не только хоккей». Николай Сандаков — о спортивном интересе бизнеса к клубу
«Перед нашим клубом стоит задача — демонополизировать информационно-спортивное пространство. Долгое время наш регион жил только хоккеем. Но надо учитывать, что есть люди с другими интересами».
БК «Челбаскет» появился три года назад и успел стать одним из ведущих клубов области. В рейтинге профессиональных команд, который составил Фонд поддержки спорта Челябинской области, «победная стая» обосновалась на первом месте. Прошлый сезон для челябинского баскетбольного клуба был успешным, впереди выход в Суперлигу. Когда интересы спортсмена могут быть выше общего результата, почему спорт и бизнес — одна команда и сколько можно заработать на продаже мерча и билетов? Об этом говорим с президентом Федерации баскетбола Челябинской области и БК «Челбаскет» Николаем Сандаковым.
Первое место в рейтинге профессиональных спортивных команд. За счет чего пришли к такому результату за один сезон?
— Наверное, за счет того, что всё делаем правильно (Улыбается. — Прим. ред.). А вообще, мы рады, что появился такой инструмент оценки эффективности профессиональных клубов. По словам представителей Фонда поддержки спорта, скоро появится еще и механизм мотивации: будут поощрять тех, кто грамотно использует государственные и негосударственные ресурсы с целью продвижения спорта.
Данный рэнкинг составлен не только на основании спортивных результатов. Среди критериев оценки есть финансовая деятельность, социальная активность клубов. На ваш взгляд, умение самим зарабатывать и взаимодействовать с аудиторией должно стоять наравне со спортивными показателями?
— Это хорошо, что в рейтинге эффективность работы клубов оценивали не только по спортивным результатам. Деятельность клуба — многогранная система, и то, как руководители управляют финансами, взаимодействуют с аудиторией, рассказывают о себе в медиа и соцсетях, тоже важно. Мы давно это поняли и работали в данных направлениях, поэтому и такой результат — первое место в рейтинге. Я уверен, что многих коллег это исследование подстегнет развиваться в тех направлениях, на которые они раньше не обращали внимания, и взглянуть на свою работу со стороны.
Перед нашим клубом стоит задача — демонополизировать информационно-спортивное пространство. Долгое время наш регион жил только хоккеем, я сам болельщик «Трактора» и люблю нашу команду. Но надо учитывать, что есть люди с другими интересами.
И когда появляется новый фокус внимания, разнообразие в спортивной среде — это интересно. К тому же это становится дополнительным толчком для развития массового спорта, чего мы и добиваемся.
Если говорить о спонсорах: у бизнеса есть интерес к спорту, если это не хоккей?
— Безусловно. Мы видим это по объему привлечения частных инвестиций в клуб: их становится больше, плюс предприниматели подключаются к реализации инфраструктурных проектов. У нас баланс средств, которые мы получаем из областного Фонда поддержки спорта, и тех, что привлекаем сами, один из самых эффективных.
Хочу отметить, что бизнес, особенно социально ориентированный, активнее откликается на предложение по сотрудничеству, когда видит, что клуб сосредоточен не только на профессиональном спорте и узкой аудитории, а есть система, которая позволяет привлекать детей с улиц на спортивные площадки. Ведь многие бизнесмены, руководители предприятий в прошлом тоже занимались спортом и понимают, что это их вклад в будущее. Например, с группой компаний «Конар» мы два года организуем детские соревнования, в которых участвуют команды со всей области. Совместно с «Уралэнергосбытом» мы активно развиваем уличный баскетбол 3x3. Насколько успешно мы это делаем, можно понять именно летом — большинство городских площадок заполнено.
Наша общая задача — формировать у детей желание быть активными, здоровыми и преодолевать трудности. Ведь спортивный человек — это совсем другая экономическая и социальная единица общества.
К тому же за историю существования БК «Челбаскет» мы сформировали качественные маркетинговые инструменты для бизнеса, поэтому точек соприкосновения много. Мы планируем дальше увеличивать количество партнеров, которые работают с клубом, а уже существующие отношения углублять. Я подчеркиваю, что именно партнеров. Наш случай — это не про благотворительность, а про то, чтобы вместе делать хорошее важное дело.
Организация любительских соревнований — это, скорее, соцнагрузка для клуба или одна из приоритетных задач?
— Я считаю, что спортивные клубы имеют право существовать только в том случае, если, глядя на них, развивается массовый сегмент. Это правильно, когда дети идут заниматься спортом, следуя примеру своего кумира — футболиста, баскетболиста, хоккеиста.
Раньше существовали две противоположные позиции: первая — надо делать ставку на спорт высших достижений, а массовый сам прирастет, и вторая — надо больше внимания уделять массовому спорту, а будут ли профессиональные команды, неважно. Я считаю, что должны быть синергия и равномерное развитие этих двух направлений. Именно так мы и работаем: повышаем компетенции и медийность наших профессиональных игроков, при этом серьезно занимаемся в массовом сегменте баскетбола.
Помимо проведения детских соревнований, что еще делаете для любителей этого вида спорта и много ли их?
— Больше 20 000 жителей Челябинской области играют в баскетбол. Это школьный баскетбол, который у нас представлен в двух форматах— 3х3 и 5х5 — и насчитывает больше тысячи команд, а также любительский баскетбол, представленный 150 взрослыми командами. Серьезно занимаемся студенческим сегментом: организуем соревнования для учащихся вузов и ссузов. Всю эту работу «Челбаскет» проводит на регулярной основе, что позволяет создать определенный уровень игровой практики на каждом этапе. И мы видим результат: раньше команда спортивной школы в сезоне в среднем играла 3–5 матчей, сейчас — минимум 20. То же самое происходит в студенческом и любительском баскетболе.
Если говорить про спорт высших достижений, здесь подходы к воспитанию молодых игроков бывают разные. Какими принципами руководствуются в «Челбаскет»?
— Можно просто учить играть в баскетбол. Наша задача — растить образованных, воспитанных молодых людей, умеющих играть в баскетбол. Чувствуете разницу?
Мы всегда делаем акцент на индивидуальное развитие молодых игроков. Очень часто этим жертвуют и интересы спортсмена кладут на алтарь ради сиюминутных результатов команды. У нас на это прямой запрет.
На первом месте всегда стоит развитие компетенций, личных навыков игрока, а уже потом командные результаты. Здесь будет понятнее на примере: парень в 14 лет сильно вырос, и тренер не придумал ничего лучше, чем поставить его на позицию защитника, который прикрывает кольцо. Его основными задачами становятся подобрать мяч, поставить заслон, забить из-под кольца. При этом молодой человек умеет еще и быстро бегать, видеть площадку, хорошо бросать на средние и дальние дистанции. Но для результатов команды всего этого не нужно, поэтому он не развивается в этих компетенциях. Потом оказывается, что время упущено и состояться как спортсмен этот парень уже не может. Вот таких случаев мы не допускаем и спрашиваем за общий результат команды только после того, как игроку исполняется 18 лет.
Какой доход приносит клубу продажа билетов и мерча?
— Суммы пока небольшие, но и это уже хорошо. На «Финал четырех», который проходил здесь, в Челябинске, мы продали больше тысячи билетов. Для любого спорта, кроме хоккея, это очень хороший показатель.
Ведь раньше на баскетбольные турниры люди даже бесплатно не ходили, а сейчас полный зал.
Из всех профессиональных клубов области атрибутику продают только три: «Челбаскет», «Трактор» и «Метар». Где-то два миллиона рублей мы заработали с продажи мерча и билетов в сезоне. Если говорить про нашу Федерацию баскетбола, то по динамике показателей деятельности она признана одной из лучших в стране и области. Это не раз подчеркивал губернатор Алексей Текслер.
Серебро в «Финале четырех», золото в регулярном чемпионате Высшей лиги — это итог сезона 2022/2023. В новом «Челбаскет» идет в Суперлигу. Уже готовитесь?
— Мы обновили на 30% тренерский штаб, сменили главного тренера: им стал Евгений Горев — это один из самых перспективных тренеров в баскетболе, нам очень нравится его поход. Евгений несколько лет был игроком челябинского «Динамо-Теплостроя». Надеюсь, с таким подкреплением у нас получится всё, что запланировали, и в новом сезоне мы продолжим радовать болельщиков победами и настоящим спортивным театром.
Суперлига — вторая по значимости лига в структуре российского баскетбола. Челябинск впервые выходит на такой уровень в баскетболе, и это ко многому нас обязывает.
Это новый уровень испытаний и задач, причем не только для самих спортсменов. Это вызов для меня самого и всего нашего коллектива.