В 2023 году представительству ВТБ Факторинг в Челябинске исполняется 10 лет. За это время компания выплатила предприятиям нашего региона около 140 млрд рублей факторингового финансирования.
Специализируясь на работе со системообразующими предприятиями и их поставщиками, ВТБ Факторинг имеет успешный опыт реализации совместных проектов практически со всеми крупными компаниями из «Книги рейтингов — 2023». Ольга Ростовцева, бессменный руководитель представительства, управляющий директор ВТБ Факторинг по развитию бизнеса на Южном Урале, рассказала о том, как за это время изменились факторинг, компания и ее клиенты.
Урал пользуется заслуженной репутацией металлургического центра России. А факторинг ассоциируется с финансированием поставок для торговых сетей. Нет ли здесь противоречий, насколько факторинг востребован в нашем регионе?
— Действительно, факторинг по инерции воспринимается как финансовое решение для сферы оптовой торговли. Но на самом деле это уже давно не так. Доля оптовиков в суммарном рыночном портфеле факторов по итогам 2022 г. не превышает 30%, а в портфеле ВТБ Факторинг колеблется в пределах 15–25%. Ключевыми условиями для использования факторинга являются наличие отсрочки платежа и ритмичность взаиморасчетов между контрагентами. Поставщики и заказчики продукции челябинских металлургических предприятий полностью соответствуют этим базовым условиям, поэтому ВТБ Факторинг одним из первых в России вышел к ним с предложением.
Как одно из ведущих предприятий машиностроительной отрасли мы взаимодействуем с широким кругом заказчиков и поставщиков из смежных отраслей и нефтегазового комплекса. Многоуровневая производственная цепочка завода определяет сложную систему расчетов с контрагентами в части закупок и реализации готовой продукции. В 2014 году мы решили попробовать факторинг для повышения качества управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Активно пользуемся им до сих пор, — Марина Новикова, заместитель директора по финансам и экономике ПАО «ЧКПЗ».
Отраслевая структура портфеля ВТБ Факторинг полностью отражает региональную специфику: более половины в нём занимают металлурги и поставщики соответствующего оборудования, до 30% приходится на поставщиков компаний нефтегазового сектора. Наименьшая доля у предприятий агропромышленного комплекса. Причина в том, что кредитные ставки для аграриев субсидируются государством. Однако факторинг — это не только про деньги, но и про операционные выгоды. Поэтому в определенных ситуациях представители аграрного бизнеса тоже его используют.
Факторинг не является основным источником финансирования для нашего предприятия. Но его способность бесшовно встраиваться в бизнес-процессы и синхронизировать операционные и финансовые циклы, безусловно, имеет для нас ценность. В частности, мы используем безрегрессный факторинг для взаиморасчетов с торговыми сетями и агентский факторинг для финансирования поставщиков, — рассказал Виталий Зяблин, генеральный директор ООО «Ресурс» («Увелка»).
Вы сказали, что факторинг — это не только про финансирование. Для чего ещё компании используют факторинг?
— Факторинг позволяет решать целый комплекс задач. В первую очередь привлечение профессионального финансового посредника повышает уровень финансовой дисциплины заказчиков и поставщиков, снижает риски неплатежей и кассовых разрывов. Он помогает выполнять KPI на собираемость дебиторки в компаниях, где такой показатель отслеживается. Безрегрессный факторинг, например, превращает дебиторскую задолженность в выручку, что улучшает структуру финансовой отчетности, или, как образно говорит один из наших клиентов, делает make-up баланса.
Нередко компании используют факторинг сразу в две стороны: для финансирования продаж (дебиторской задолженности) и закупок (кредиторской задолженности). В части финансирования кредиторской задолженности эффективен агентский факторинг. Заказчики поручают нам рассчитаться с их поставщиками, а мы предоставляем им отсрочку платежа вплоть до одного года. Так у заказчиков появляется комфортный для них график платежей за совершенные поставки, а подрядчики получают деньги раньше, чем это сделал бы заказчик.
А если года отсрочки недостаточно, можно рассмотреть долгосрочный факторинг с рассрочкой платежей на 3–5 лет. Им обычно пользуются для реализации проектов повышения энергоэффективности или в сфере ЖКХ, например при замене лифтов. Буквально на днях мы заключаем соглашение о сотрудничестве с компанией «Уралэнергосбыт» и будем рассматривать возможности финансирования их проектов.
Судя по всему, факторинг очень изменился за эти годы. Что будет востребовано в ближайшем будущем?
— Факторинг активно развивается не только как продукт, но и как сервис. И ВТБ Факторинг является драйвером этого процесса. Начнем с того, что каждая сделка — это ювелирная работа, успех которой зависит от умения понять и решить задачу клиента. Это трудозатратный процесс, зато он позволяет нам постоянно выводить на факторинговый рынок новые продукты, а современные технологии через автоматизацию и цифровизацию процессов помогают их масштабировать.
Приведу пример. 2016 год. ВТБ Факторинг реализовал первую сделку агентского факторинга, юридическая конструкция которого позволяет финансировать неограниченное количество поставщиков без подписания отдельного договора с каждым из них, что ранее было недоступно. Мы выпустили этот продукт, несмотря на то, что имеющиеся на тот момент правила обработки реестров и преимущественно бумажный документооборот нивелировали это преимущество. Сначала темп распространения агентского факторинга был невысоким, но уже по итогам 2019 года благодаря автоматизации и переходу на электронный документооборот этот продукт обеспечил нам около 30% портфеля.
Наша компания преимущественно использует агентский факторинг для расчетов с подрядчиками и поставщиками сырья и материалов. Для финансирования контрактов с длительным сроком выполнения заказа (вплоть до 9 месяцев) интересен предзакупочный факторинг. И, конечно, классика жанра — безрегрессный факторинг для получения платы уже за наши поставки компаниям нефтегазового сектора, — рассказал Илья Тихонов, директор по финансам и инвестициям АО «Конар».
Аналогичная судьба, по нашему мнению, ждет и ABL (asset based lending). Это относительно новый продукт, который мы вывели на рынок факторинга несколько лет назад. Сейчас он используется преимущественно автопроизводителями для стимулирования сбыта готовых автомобилей в дилерских сетях, но может применяться и в закупках с целью разгрузить баланс в части запасов. В целом потенциал рынка ABL сравним с факторингом и оценивается в несколько триллионов рублей.
Какие тренды на рынке являются ключевыми и каков ваш прогноз касательно объема факторингового бизнеса до конца года в нашем регионе?
— Ключевой долгосрочный тренд — цифровизация, которая качественно меняет продуктовый ландшафт на финансовых рынках. Год назад ВТБ Факторинг провел первую сделку с цифровыми финансовыми активами (ЦФА). Сегодня объем сделок ЦФА с участием нашей компании превышает 16 млрд рублей. Мы являемся самыми опытными участниками этого рынка среди факторинговых компаний. Челябинский бизнес в плане внедрения инноваций не отстает от московского. Например, в мае мы выкупили ЦФА на сумму 35 млн рублей, эмитентом которых стала группа компаний «РИМЕРА». И это только начало.
Сегодня факторинг предоставляет финансистам широкий инструментарий для работы с оборотным капиталом, охватывая дебиторскую и кредиторскую задолженности, а также запасы и склад готовой продукции. Высокая концентрация промышленных предприятий на Урале определяет его значение и место региона для рынка факторинга. В течение многих лет УФО занимает второе место среди всех российских регионов по объему факторингового портфеля с долей от 17 до 25%. С учетом этих нюансов и прогнозируемой динамики развития рынка суммарный факторинговый портфель на Урале может достичь 250 млрд рублей к концу текущего года.