С нейросетью на «ты»: кто такие промпт-инженеры?
Получают миллионы рублей в месяц, знают секретные лайфхаки, говорят с искусственным интеллектом на его языке — или нет? Вместе с экспертами поднимаем завесу мифов над «профессией будущего».
С ростом популярности нейросетей появилась потребность в умении писать запросы для искусственного интеллекта. Людей, которые владеют таким навыком, называют промпт-инженерами. Вокруг этой новой профессии уже ходят легенды. Одна из них, что такие специалисты зарабатывают от 2 млн рублей в месяц. Действительно ли это так? Стоит ли учиться на промпт-инженера и можно ли вообще считать это профессией? Выясняем у специалистов, которые постоянно общаются с искусственным интеллектом.
А есть ли такая профессия?
Промпт — это набор характеристик, которые позволяют нейросети выдать ожидаемый результат. Промпт-инженер ставит задачу искусственному интеллекту. Тот, кто хотя бы раз общался с ботами, знает, что получить от искусственного интеллекта соответствующую запросу информацию непросто. Нужно уметь сформулировать мысль так, чтобы ИИ правильно вас понял. По сути, ИИ — это как человек с небольшим жизненным опытом, который мало что понимает, но хранит в голове много разной информации. И чем точнее будет сформулирован запрос, тем лучше получится ответ.
Международный эксперт WorldSkills, директор digital-компании Sole IT, сертифицированный продакт-менеджер, автор книги по управлению цифровыми продуктами Леонид Лапидус отмечает, что «нейросеть» — понятие не новое и появилось еще в середине XX века.
Для того, чтобы качественно заниматься промпт-инжинирингом, совсем не обязательно быть программистом. Эксперты сходятся во мнении, что здесь скорее необходимы навыки гуманитария, хорошего коммуникатора, который может максимально точно сформулировать запрос.
Увидев слово «инженер» в названии профессии, важно не заблуждаться относительно знаний, которые нужны специалисту по общению с нейросетями. Промпт-инженер — это не программист, а мультидисциплинарный специалист, и чем больше в нём «гуманитария», тем он успешнее. Промпт-инженер должен уметь общаться с заказчиками, чтобы выяснять их потребности, чтобы понять, какой результат нужен. Нужно владеть обширным кругозором в искусствоведении, дизайне, коммуникациях, чтобы ответ нейросети был максимально точен и креативен. Однако это не исключает необходимости понимания того, как устроены нейросети, как они функционируют, почему дают те или иные ответы, и где границы их применимости, — объясняет Леонид Лапидус.
Разберем на примере: если попросить бота написать программу изучения английского языка без уточнения деталей, скорее всего, результат не оправдает ожиданий. Но если конкретизировать задание для ИИ, например, так: «Ты опытный педагог с 20-летним стажем, и тебе нужно составить программу изучения английского языка для 5 класса», — шансов получить нужный ответ, будет больше. Нейросеть найдет в огромном массиве информации конкретно то, что касается работы педагога, и это одна из хитростей общения с нейросетью. Список лайфхаков пока не очень большой, но специалисты постоянно работают над его пополнением.
Руководитель компании «ИИ-дизайнер презентаций» (Санкт-Петербург) Ренат Абясов развивает продукт, который помогает оформлять презентации. Их важная составляющая — дизайн изображений различных предметов. Нейросети как раз помогают найти многообразие вариантов макетов и интегрировать их внутрь продукта.
Среди предпринимателей, наверное, уже не встретишь человека, который не пробовал бы эту штуку в работе. Например, у меня была такая задача — разослать приглашения на презентацию нашего продукта. Я понимал, что если отправлю потенциальным партнерам типовое письмо, оно попадет в спам, поэтому подошел к решению задачи творчески, с точки зрения индивидуальности получателя: кто этот человек, как его зовут, чем он занимается. То есть решил написать содержательное письмо, упомянув опыт этого человека, его уникальные умения. Мы поставили перед искусственным интеллектом задачу составить такие письма, и он прекрасно с этим справился. Сейчас такой прием активно внедряют в СRM.
Предприниматель отмечает, что искусственный интеллект помогает сэкономить массу времени, когда нужен быстрый результат. Например, необходимо создать компьютерную игру с множеством персонажей. Можно попросить это сделать дизайнера, который потратит на работу несколько дней, а можно поставить задачу перед нейросетью. При грамотном промпте искусственный интеллект сгенерирует несколько сотен изображений всего за одну секунду. Нейросеть хороша и в том случае, если нужно составить стандартный текст с описанием товара. Если у вас сотни единиц продукции, то без автоматизации процесса здесь не обойтись. Вообще нейросеть, которая всегда под рукой (в телефоне), постепенно становится более совершенным аналогом «Алисы» Яндекса.
Меня пригласили на конференцию по креативности нейросетей. Времени на подготовку к выступлению не было, и пока я ехал на встречу, на светофорах было несколько минут, чтобы задать нужный вопрос нейросети. Искусственный интеллект выдал мне ровно то, что было необходимо. Эту информацию я и озвучил на конференции. Профессиональные дизайнеры, искусствоведы, специалисты в области креативности аплодировали мне, потому что я говорил правильно. В конце я признался, что мое выступление сгенерировала нейросеть. Все посмеялись, решив, что этого не может быть, что я так сказал ради прикола, но это действительно правда, — признается Леонид Лапидус.
Есть ли спрос на промпт-инженеров и где этому учат?
Если сравнивать развитие промпта в России и за рубежом, разницы нет, говорят эксперты. Массовый промпт-инжиниринг на Западе более распиарен и там можно найти вакансии с оплатой около $30 тыc. в месяц (примерно 2,5 млн руб.). Но это, скорее, редкость. Количество предложений на рынке постепенно растёт, требования, как и оплата, стабилизируются.
В России запрос на промпт-инжиниринг невысокий: чаще всего эти навыки востребованы как составная часть ряда других профессий. Например, в числе требований к специалисту, который создает карточки товаров на маркетплейсе — умение пользоваться ChatGPT. Среди работодателей бытует мнение, что человек меньше трудится, перекладывая часть обязанностей на ИИ. Видимо, поэтому зарплата промпт-инженера в среднем по стране чуть больше, чем у контент-менеджера (50-60 тыс. рублей в месяц).
На крупнейших мировых образовательных онлайн-площадках появились курсы по промпт-инжинирингу. Все они в основном рассказывают, как устроены нейросети, показывают примеры хороших промптов. В России такие курсы тоже есть, но пока их единицы. Видимо, сказывается недостаток специалистов.
Очевидно, что человек, обучившийся промптингу, будет взаимодействовать с нейросетями лучше, чем тот, кто это не изучал, как минимум потому, что будет применять какие-то шаблонные подходы. Но чтобы выйти за рамки шаблонов, нужно нечто большее, чем просто курсы. Необходимо владеть контекстом предметной области, нужно представлять, каким мог бы быть ответ нейросети, — объясняет Леонид Лапидус.
Тему быстро подхватили и «инфоцыгане», которые продают в социальных сетях курсы за бешеные деньги, пользуясь новизной тренда и неосведомленностью в этом вопросе большей части населения.
Не вижу смысла покупать такие курсы, если можно научиться этому бесплатно. Если погуглить, курсы по содержанию все одинаковы. И ничему особому не научат, потому что все предельно просто. Основных приемов, которые важно знать, буквально 3-5, их просто нужно попробовать. Поэтому, я думаю, что промптинга как профессии, в дальнейшем не будет. Для большинства людей это станет обычным навыком, — комментирует Ренат Абясов.
Сейчас нейросети блестяще генерируют изображения, пишут тексты и разрабатывают дизайн. Эксперты уверены, что ИИ учится лучше понимать человека, а со временем промпт-инжиниринг станет массовым явлением.
Промптинг как инструмент будет совершенствоваться. Запросы становятся проще, и этим инструментом будет пользоваться все больше людей так же, как в свое время учились пользоваться компьютерами. Второй сценарий — машины продвинутся в понимании людей и станут ассистентами. Есть режим «вопрос — ответ», а есть «диалог». Хочешь сделать продукт — нейросеть помогает тебе: с одной стороны, достает какие-то данные, а с другой, сама задает правильные вопросы, — считает Ренат Абясов.
Не исключено, что в недалеком будущем нейросети смогут участвовать наравне с человеком в сложных мыслительных процессах и подключаться к решению рабочих задач.
Автор — Светлана Манцурова.