«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка»

Евгений Горелый, «ДСТ-Урал»: «С помощью телефона можно управлять трактором, не вставая с дивана. Любой ребенок, который целыми днями играет в телефон, — это потенциальный будущий тракторист».

2022 год продемонстрировал в России разворот государства лицом к промышленности, в частности к машиностроению. С усилением санкций радикально поменялся не только автомобильный рынок, но и рынок спецтехники. На этом фоне челябинский завод «ДСТ-Урал» вдвое увеличил выпуск гусеничных тракторов и погрузчиков. Мы поговорили с гендиректором предприятия Евгением Горелым о том, как небольшое ремонтное предприятие превратилось в одного из крупнейших производителей, за счет чего отечественные предприятия конкурируют с Китаем и как изменится образ тракториста через несколько лет.

Многие годы понятие «челябинский трактор» означало только одно — ЧТЗ. Да и, наверное, до сих пор так в массовом сознании остается. Почему решили запустить собственное производство тракторов?

— Мы начинали с небольшого ремонтного цеха — занимались капитальным ремонтом техники ЧТЗ. В процессе этой работы мы постепенно перешли к модернизации существующих тракторов: заменили двигатель и получили экономию, удешевление, повышение надежности. Затем начали менять систему управления, трансмиссию, элементы ходовой части. И постепенно от оригинальной машины ничего не осталось — мы пришли к полностью собственной разработке и приняли решение, что нужно запускать собственное производство.

Надо понимать, что тогда наблюдался дефицит всего, и после капитального ремонта коммерсанты продавали сделанные нами трактора фактически по цене новых. Находиться на этом рынке больше не было смысла, поскольку к тому моменту мы уже обладали компетенциями, чтобы делать эти машины самостоятельно.

После запуска мы без остановки модернизировали наше производство: станки, технологии — всё это надо постоянно обновлять. В итоге получилось создать достаточно обширную линейку тракторов и занять определенную нишу на рынке.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 1 «В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 2

Кто был вашим заказчиком на первоначальном этапе? Что поменялось впоследствии?

— Поначалу это были, разумеется, какие-то небольшие компании, которые покупали наши машины из соображений экономии — у производителя, который не был тогда широко известен, не наработал соответствующий опыт, но тем не менее мы брали тем, что наши трактора были не только дешевыми, но и надежными.

Постепенно мы стали выходить на более крупные заказы, и сейчас нашими тракторами пользуются «Газпром», «Роснефть», «Трансгаз», «ЛУКОЙЛ», МЧС, Министерство обороны РФ. И здесь на самом деле нет ничего удивительного: в свою репутацию надо вкладываться ежедневно своим кропотливым трудом.

На сегодняшний день мы выпускаем бульдозеры от 16 до 45 тонн, в ближайшее время, этим летом, выйдет машина массой 55 тонн, которая заменит тяжелые машины иностранного производства.

Но бульдозерами производство не ограничивается?

— В 2019 году мы начали работу по направлению погрузочной техники, сделали колесный и гусеничный погрузчики. Выпускаем их уже четвертый год.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 3 «В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 4

То есть еще до кампании импортозамещения?

— Да, санкции — они же не в 2022 году были введены. Закрытие рынка началось еще в 2014 году: экономика тогда дышала на ладан, промышленность чувствовала себя откровенно плохо. Ощущалась необходимость поддержки со стороны государства. И в 2016-м начали работать нетарифные меры в виде утилизационного сбора. Это значительно подхлестнуло интерес к технике отечественного производства. Тогда же федералы начали помогать производителям, финансируя НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Прим. ред.). Мы воспользовались ситуацией и вывели продукт на рынок.

Что изменилось в 2022 году, когда с рынка ушли западные компании?

— Основные производители западной гусеничной техники из США, Японии, Германии действительно освободили рынок и дали нам возможность захватить его в еще больших масштабах. На самом деле, эта ситуация для большинства наших корпоративных клиентов вовсе не стала неожиданностью: многие крупные заказчики еще до февраля 2022 года начали массово переходить на отечественную технику. Все понимали — что-то будет. Например, с «Газпромом» мы на тот момент уже два года работали в инвестиционном проекте по обновлению парка тракторов.

Безусловно, есть проблема: некоторые образцы западной техники вообще не имеют российских аналогов. И это по большому счету проблема потребителя, который все предшествующие годы не размещал заказы, не интересовался отечественным продуктом. В советское время у нас производили практически весь спектр строительной техники, но из-за того, что десятилетиями предпочтение отдавалось иностранным машинам, производственные цепочки деградировали, и сейчас приходится многое начинать с нуля.

На сегодняшний день в России осталось два производителя гусеничных тракторов: это концерн «Тракторные заводы» в Чебоксарах, который с прошлого года управляет производством на ЧТЗ, и мы. По производству в штуках мы идем примерно один в один, по валовому пока отстаем, потому что Чебоксары больше делают тяжелой техники. Но в следующем году, полагаю, мы займем и эту нишу.

Сколько это в цифрах?

— Сейчас мы выпускаем в месяц 45 тракторов. План на этот год — 800 единиц техники.

Насколько это больше, чем в прошлом году?

— В два раза. Стало вдвое больше заказов — мы в два раза увеличили производство.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 5

Беспилотный трактор — как появилась идея создать такую машину?

— Еще в 2009-м мы сделали первые трактора с автоматической коробкой. Сразу увидели, что такая машина обладает большей надежностью, управляемостью, точностью работы. И сейчас работаем в направлении программирования управлением. Так появились беспилотные машины — мы подключаем передатчик, настраиваем приемник и через дистанционный цифровой сигнал управляем трактором на расстоянии. Это не было сложной задачей, поскольку мы изначально придерживались модульной концепции с возможностью доукомплектования машины дополнительными механизмами. А все машины, которые мы выпускаем, оборудованы системой телеметрии, мы с точностью до десяти секунд знаем, что с ними происходит.

Кто производитель этого оборудования?

— Элементная часть электроники сейчас импортная, китайская. По контроллеру у нас есть своя разработка с собственной операционной системой, через три-четыре месяца мы планируем завершить ее создание и станем в этой части полностью независимыми.

Интерес к беспилотникам у потенциальных заказчиков уже есть?

— Да, безусловно. Здесь важно понимать следующее: мы, по сути, производим инструмент, который помогает эффективнее выполнять больший объем работы. Ведь одновременно можно управлять двумя, тремя, десятью подобными машинами. И чем больше возможностей у дистанционно управляемой техники, тем более сложный можно построить цикл управления для решения сложных задач с минимальным участием человека. Разумеется, такая концепция интересна заказчикам.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 6

Какие это могут быть задачи?

— В первую очередь разминирование — актуально на сегодняшний день. Есть заказчики в сфере добычи полезных ископаемых, работающие в сейсмических зонах, в районах Крайнего Севера — одним словом, везде, где работа и само пребывание человека сопряжены с определенным риском. Но можно эти решения расширить и на более стандартные отрасли — на дорожное строительство, коммунальное хозяйство.

Представить беспилотные трактора в ЖКХ непросто.

— Почему же? По Москве уже вовсю ездят курьеры-роботы «Яндекса» и развозят заказы. Значит, и в других сферах это скоро появится.

Простой пример: телефоном можно пользоваться, чтобы позвонить или что-то написать, а можно через него управлять трактором, не вставая с дивана — это же мощный вычислительный прибор. Любой ребенок, целыми днями играющий в телефон, — это потенциальный будущий тракторист, специалист, который будет управлять в дистанционном режиме десятком машин.

Ему понадобится именно такое рабочее место, где ему надо будет лишь нажать кнопку, как в игре, и всё поедет. А не «позвать Васю, чтобы он сказал Пете, а тот передал еще кому-то, чтобы тот сделал». Это ему неинтересно.

Сколько времени, на ваш взгляд, займет этот переход?

— Всё зависит от того, как быстро мы поймем, что надо меняться. Уровень автоматизации же зависит от уровня образования и компетенций руководства, которому надо быть готовым к трансформации самому и обучать персонал.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 7

Китайские трактора — насколько это серьезный конкурент для отечественных производителей?

— При нынешнем уровне поддержки со стороны государства они нам не конкуренты. Структура рынка гусеничной техники в России сейчас выглядит так: 30% — это «ДСТ-Урал», порядка 40% — Чебоксары, остальное — Китай. Сейчас мы фиксируем значительный переход интереса от китайской техники к российской, то есть в течение трех-четырех лет, если поддержка будет сохраняться, мы вытесним Китай с российского рынка.

Полагаю, что это ставит задачу расширения производства?

— Да, мы уже этим занимаемся. Вводили новые площади в прошлом году, в этом и в следующем году продолжим данную работу. Сейчас планируем оборудовать новую сборочную площадку на 20 тыс. кв. метров в Калачево, где у нас тестовый полигон и отгрузочный терминал. К осени следующего года она начнет работу, и в будущем мы перенесем туда основное производство.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 8 «В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 9

Расширение производства ведь подразумевает и набор новых сотрудников. Как находите персонал в условиях нынешнего дефицита?

— Производство делится на заготовительное и сборочное: первое напичкано автоматическим оборудованием, и там какой-то острой потребности в увеличении численности персонала нет. А на сборочном да, новые люди требуются пропорционально росту выпускаемой продукции. Есть, конечно, методики повышения производительности труда, мы их применяем, но основная проблема — это стоимость кадров. Заработные платы, которые предлагают оборонные предприятия, подстегнули рост интереса к рабочим профессиям, и мы стараемся поддерживать такой уровень зарплат, чтобы выдерживать эту конкуренцию.

В вашем конструкторском бюро работает около сотни человек. Как вам удалось сформировать такую команду?

— Над созданием конструкторского бюро мы кропотливо работали 15 лет, растили: многие из тех ребят, кто сегодня с нами, пришли еще студентами, а кто-то — со школьной скамьи. Также самостоятельно обучали. У нас есть корпоративный учебный центр, своя программа подготовки с включением в производственные процессы.

А вы сами по натуре больше инженер или предприниматель?

— Не знаю (Смеется. —Прим. ред.). Я инженер по образованию и лично принимаю участие в работе нашего конструкторского бюро. И вместе с тем, хорошо понимая рынок, определяю, на разработку какой машины в данный момент нужно направить усилия. Как любой коммерсант, я ищу нишу, в которой будет нужно то, что я произвожу, и как только я ее вижу, прикладываю усилия, чтобы ее занять.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 10 «В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 11

Как вам сейчас помогает государство?

— Наверное, самой ощутимой мерой поддержки был именно утилизационный сбор. Есть дешевые кредиты, промышленная ипотека — почему бы не пользоваться, если это выгодно? Промипотеку планируем взять на строительство новой площадки в Калачево. Не буду говорить, что всё абсолютно замечательно, но государство действительно развернулось лицом к промышленности, это заметно. И понятно: государству нужны танки, нужны свои трактора, другие машины.

Каких-то мер поддержки вам не хватает сейчас?

— В принципе, мы пользуемся полным спектром. Главная поддержка в том, чтобы наши решения были востребованы. Потому что, если завтра всё вернется на круги своя, произойдет откат… Ну что ж, будем работать как раньше.

В более рыночном формате?

— Да не было у нас никогда рынка, в том-то и дело. Невозможно на равных конкурировать с Китаем, его дешевой электроэнергией, дешевым металлом. Как бы то ни было, многое зависит от государства: если оно хочет существовать, оно должно быть конкурентоспособным. Должно регулировать рынки, формировать промышленную политику, создавать условия для подготовки кадров, чтобы людям было интересно здесь работать и жить.

«В течение трех-четырех лет мы вытесним Китай с российского рынка» 12

Другие интервью с челябинскими предпринимателями читайте на CHEL.DK.RU в рубрике #БИЗНЕС

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.