«Наша экономика — как парусный корабль, обрастающий ракушками и идущий все медленнее»

«Наша экономика — как парусный корабль, обрастающий ракушками и идущий все медленнее»
Автор фото: Иван Карлышев. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Николай Кульбака, экономист: «Если Россия перестанет быть игроком глобального рынка, мир этого практически не заметит. Импортозамещение бессмысленно, в мире им никто не занимается».

За год в российской внешней торговле произошли тектонические изменения. Главный экономический партнер России, Европа, оборвала торговые связи. Страна взяла курс на Восток. Какие риски для России несет такая переориентация, насколько надежны партнерские отношения с Китаем и можно ли «отменить» на мировом рынке целую страну? Об этом говорим со спикером бизнес-форума «Будущее города», кандидатом экономических наук, автором книг и статей по региональной экономике Николаем Кульбакой.

Как изменилась внешняя торговля России прошлом году? В какой мере оправдались надежды на то, что Китай, Индия, Турция, Иран и прочие дружественные страны заместят нам Европу?

— Китай стал главным торговым партнером России, доля Турции в экспортно-импортных операциях незначительно выросла. Мы начали больше экспортировать и меньше импортировать — дружественные страны не смогли компенсировать тот объем товаров, которые поступали из Европы.  

Россия не является приоритетным торговым партнером для большинства из перечисленных стран. Возьмем Китай: в 2022 г. на него пришлось примерно 30% российского товарооборота, из чего следует, что для нашей страны он очень важен. Доля России в товарообороте Китая — всего 2%, поэтому мы для них мелкий игрок. Партнерские отношения с Европой и США для Китая в разы важнее, он не будет усердствовать, помогая нам в обходе санкций.

С Турцией схожая ситуация: в 2022 г. объем импорта турецких товаров в Россию вырос процентов на десять относительно пиковых значений до пандемии. Россия для Турции — важный партнер, но им тоже интереснее торговать с западным миром.

Существуют и серьезные логистические ограничения. Транссиб не резиновый, через него невозможно значительно нарастить поставки как из Азии в Россию, так и в обратном направлении. Лимит пропускной способности есть и у портов, и у ведущих к ним железнодорожных путей.

С Ираном мы взаимодействуем через Каспий, Россия для него — значимый политический и экономический партнер: мы можем обмениваться военными технологиями и каналами обхода санкций. Но иранская экономика не очень мощная.

Остается констатировать: никто не будет нас спасать. Крупным странам интереснее Европа и США, а небольшим эта задача не по силам.

Каковы сейчас экспортно-импортные отношения России с Европой: они полностью разрушены или всё-таки частично сохранены?

— Мы потеряли половину импорта из Европы, но некоторые позиции, не затронутые санкциями, сохранились. Около 70% населения России проживает в европейской части, для нас отношения с Европой критически важны. Германия, Польша, Италия, Венгрия оптимальны для России с точки зрения логистики, с кем-то из них мы торговали по морю, с кем-то — по суше, кому-то поставляли газ.

Значимость же России для европейских стран, скажем так, была несколько преувеличена, за исключением отдельных поставок нефти и газа. Вспомните 2014-15 годы: Россия отказалась от сельхозпродукции из Европы и получила серьезный рост цен внутри страны. Европа же легко компенсировала потери за счет других рынков сбыта. Сейчас происходит примерно то же самое: наверное, отдельные фирмы из числа работавших с Россией испытывают трудности, сокращают штаты, даже банкротятся. Но для европейской экономики в целом этот разрыв нетравматичен.

До начала СВО политики и экономисты говорили, что российскую нефть можно заместить, газ — нельзя. Они ошибались, или время энергетического коллапса еще не пришло? 

— И да и нет. С одной стороны, зима была довольно теплой, это способствовало снижению потребления энергоресурсов. С другой, понимая, что Россия может прекратить поставки газа, европейские страны активно заполняли хранилища. Этой весной они не смогут этого сделать, но решения ищутся, строятся терминалы сжиженного газа. Возможно, вырастут цены и какие-то отрасли столкнутся с проблемами, но в целом европейцы справятся: в ближайшие пару лет они окончательно «отцепятся» от российского газа, пусть и не без потерь.

Возникает вопрос: что делать с российским газом? Для переадресации на Восток, в Азию, нужны газопроводы. Такие проекты реализуются не за год и не за два. И нужны ли другим странам эти объемы? Тот же Китай покупает у России нефть и газ, но это не значит, что он готов брать в разы больше. Во время визита Си Цзиньпина в Россию было подписано несколько меморандумов, но это лишь договоры о намерениях, ничего конкретного. Похоже, будет готовиться проект газопровода «Сила Сибири-2», который должен пройти через Монголию в Китай. Но мы не знаем, в каком состоянии находится проектная документация. Возможно, в итоге проект не будет согласован, ведь Китай очень осторожен в своих действиях. Некоторые опасаются его экспансии в Россию вплоть до посягательств на ее территорию.

Зачем это Китаю? Всё, что нужно, он может купить. В современном мире есть четкая позиция: захват земли экономически не выгоден, сами по себе ресурсы ничего не дают. Предположим, в Сибири есть половина элементов периодической системы Менделеева. Возникает вопрос: сколько стоит их разработка и окупятся ли затраты? Например, огромное количество месторождений на севере Канады не разрабатывается — овчинка выделки не стоит.

Замечу также, что добычу газа можно снизить в моменте и после изменения конъюнктуры рынка нарастить. С нефтяными скважинами дело обстоит сложнее: после консервации Россия не сможет восстановить многие из них.  

Писали, что Россия приобрела массу танкеров… 

— Да, но какова рентабельность таких поставок? Эти танкеры эксплуатируются в полулегальном режиме, без транспондеров, страховок. Используются посреднические схемы, нефть надо где-то укрывать и как-то перекачивать клиентам. Это весьма затратные схемы. Мы видим, что объемы продаж нефти не упали, но поступления в бюджет резко сократились, то есть западные страны достигли цели: Россия получает меньше денег от продажи энергоресурсов. Уже в этом году в стране вырастет дефицит бюджета, который придется каким-то образом компенсировать. Ситуация не смертельная, но всё нам дается дороже, хуже и сложнее. Наша экономика, как парусный корабль, обрастающий ракушками и идущий всё медленнее.

Складывается ощущение, что большая Россия не так важна для мира с экономической точки зрения… 

— Единственное, в чём мы заметны миру, — нефть, газ, зерно, удобрения, отчасти металлы и ядерная энергетика. Россия занимает примерно 1,5% мирового ВВП, что не очень много. Здесь проживает 3-4% мирового населения — тоже мало. К тому же наше население сравнительно небогатое, значит, и рынок не очень интересный. Если Россия перестанет быть игроком глобального рынка, мир этого практически не заметит.

На ваш взгляд, есть ли успехи в импортозамещении или России придется закупать санкционные товары по серым схемам долгие годы?

— Попытки импортозамещения — довольно старая история, этим занимались многие страны. Успеха добивались единицы — в тех случаях, когда брали конкретную отрасль, применяли передовые зарубежные технологии и делали продукцию конкурентоспособной. Потом выходили с этой конкурентоспособной продукцией на глобальный рынок и в результате зарабатывали. Для современного производства важен эффект масштаба: продукция, которую мы покупали на Западе, была сравнительно дешевой, потому что ее выпускали для всех стран. Если делать всё то же самое, но у себя в стране и с прицелом на локальный рынок, это будет стоить в разы дороже.

В некоторых случаях импортозамещение невозможно — для него нужны технологии и оборудование. Если нет ни того, ни другого, на самостоятельную разработку уйдут годы, если не десятилетия. Кроме того, нужны соответствующие кадры.

Импортозамещение бессмысленно, поэтому в мире им никто не занимается. Существуют глобальные производственные цепочки: продукт собирается из компонентов, изготовленных в разных частях света. В создание любого авто или компьютера вовлечены десятки фирм из разных стран, и все они потихонечку на этом зарабатывают. Так устроена мировая экономика. Если вы вырежете себя из нее и попытаетесь сделать что-то для себя, внутри страны, получится дорого и неэффективно.

Некоторые успехи в области импортозамещения у России есть, но их мало. И мы видим, как импортную продукцию пытаются выдать за отечественную. Процессоры «Эльбрус» и автомобили «Москвич» — тому примеры.

Каков ваш прогноз на текущий год? К чему готовиться бизнесу и нам всем?

— Объем экспорта будет больше объема импорта. Большинство экономистов сходится во мнении, что санкции и дальше удастся обходить, но это повлечет за собой дополнительные затраты. Каналы поставок нефти и газа, скорее всего, перекрыты не будут. Но прибыль от экспорта ресурсов продолжит снижаться, и российские компании будут меньше зарабатывать и меньше платить в бюджет. Цены внутри страны продолжат расти, а доходы людей — падать.

В 2022 г. российский бизнес показал себя очень сильным, натренированным на выживание в экстремальных ситуациях: он смог стиснуть зубы и дальше зарабатывать деньги. Если государство не захочет выжать из него последние соки, увеличивая налоги, не станет регулировать цены, бизнес наполнит магазины товарами и худо-бедно всё будет идти так, как идет. Обвала не будет, будут стагнация и медленное ухудшение экономики по чуть-чуть.

Автор: Виктория Говорковская

Читайте также на CHEL.DK.RU: Будущее экспорта: что мешает росту поставок челябинских товаров в Китай и Турцию?

 

 

Самое читаемое
  • «Ситуация на рынке труда плохая, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда плохая, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.