«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара»

«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара»
Иллюстрация: «Синара»

В течение года в Челябинске планируется полностью обновить троллейбусную систему — для этого в городе даже построили завод по выпуску новых машин. Какими они будут и когда появятся на улицах?

В марте холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) открыл новое производство – «Челябинский завод городского электрического транспорта» (ЧЗГЭТ). На этой площадке уже начали собирать троллейбусы собственной конструкторской разработки «СИНАРА-6254». В конце лета первая партия машин уже будет курсировать по челябинским улицам, а до конца года на ЧЗГЭТ планируют произвести весь объем транспорта для обновления троллейбусного парка южноуральской столицы. О ходе реализации проекта, кооперации, вопросах с импортозамещением и перспективах экологичного городского транспорта мы поговорили с Ильёй Таболиным, руководителем обособленного подразделения Группы «Синара» в Челябинске.

Илья, на каком этапе сейчас находится реализация концессионного проекта по обновлению троллейбусного транспорта в Челябинске?

— Троллейбусное движение – это целая система: энергетическое хозяйство, несколько депо, контактная сеть, люди. И наше концессионное соглашение с правительством Челябинской области в лице Министерства дорожного хозяйства и транспорта охватывает как саму инфраструктуру, так и её дальнейшую эксплуатацию в течение 15 лет. В работу в рамках соглашения вовлечены порядка 30 тяговых подстанций, два депо: большая реконструкция в одном и строительство другого на участке земли в 1,5 га неподалёку от того места, где раньше было депо №1. Износ существующей контактной сети составляет около 90%. По результатам обследования оказалось, что около 30% опор из 3 тыс. нуждаются в замене.

В прошлом октябре мы начали строительно-монтажные работы по монтажу закладных для фундаментов опор контактной сети на маршрутах троллейбусов №12 и 19. Причём постарались сделать это максимально оперативно. Установили 157 опор, включая обустройство фундамента глубиной 4,5-5 м с учётом максимального запаса по нагрузке.

Стараемся вести работы по переустройству контактной сети так, чтобы горожане не сильно это замечали. Работаем в выходные дни, окнами, по ночам. Мы конечно же могли работать, закрывая движение на более длительные периоды, но в этом случае многие жители города остались бы без троллейбусного сообщения.

По маршрутам №12 и 19 планируем завершить все работы по контактной сети к осени. После этого компания-концессионер «Синара – Городские Транспортные Решения Челябинск» приступит к модернизации контактной сети на маршруте №14, который связывает ЧМЗ с Центральным районом и проходит по Курчатовскому и Калининскому районам. Это тоже протяжённый маршрут, требующий большой работы. В ходе проекта всего планируется заменить около 70-72 км контактной сети в двухпутном исчислении и около 500 опор.

Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура. Важно, чтобы контактная сеть располагалась там, где она должна быть по оси дороги, чтобы соблюдалась одинаковая высота ее размещения над уровнем дорожного полотна, чтобы было как можно меньше стыков контактного провода.

«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара» 1

Будет ли новая дорожная инфраструктура и контактная сеть отличается от той, что используется сейчас? Это стандартная замена старого на аналогичное, но новое? Или есть какие-то особенности?

— Контактная сеть воспринимается с земли, как нечто тонкое и невесомое. Но на самом деле там очень много крупных элементов. Это и опоры, и подвесы, и кронштейны, контактные провода – это очень серьёзная инфраструктура. Обслуживать её бывает не так-то просто, особенно на высоте при минус 20, ветре или дожде. Ещё на этапе проектирования работ по обновлению инфраструктуры мы постарались задействовать передовой опыт и самые современные технические решения. Они требуют гораздо меньших физических затрат от монтажников, обслуживание происходит быстрее. Например, новые подвесы можно перемещать по синтетическому тросу по ширине проезжей части за считанные минуты и фиксировать их с помощью стандартного ключа-шестигранника. Это большое удобство для обслуживающего персонала. По сути, контактная сеть становится мобильной. И в случае дорожных работ – расширения проезжей части, ремонт теплотрасс – мы очень быстро можем сместить провода в ту или иную сторону от оси дороги без остановки движения транспорта.

Новые решения дороже используемых сейчас?

— Новые литые подвесы, полимерные кронштейны, тросы из синтетики и другие элементы, которые мы сейчас монтируем на наиболее загруженных маршрутах, конечно, дороже того, что использовалось прежде. Но важно понимать, что сервис оказывается в разы дешевле и проще. Кроме того, надёжность новых узлов на порядок выше, а это увеличивает стабильность работы транспорта. С момента подписания концессии многое подорожало, но мы всё равно стараемся применять современные технические решения.

Когда жители Челябинска смогут воспользоваться новыми троллейбусами?

— Чтобы троллейбус вышел на линию новая машина должна пройти достаточно объёмный комплекс пусконаладочных работ (ПНР). Комплекс ПНР представляет собой обширный чек-лист, который каждая машина должна пройти в соответствии с требованиями технического задания, транспортной безопасности и отраслевыми стандартами. Машина уже получила одобрение типа транспортного средства, прошла все испытания на полигоне и статические испытания. В рамках сертификации также прошла необходимую проверку и сама производственная линия «Челябинского завода городского электрического транспорта».

Обкатку первой машины серии мы планируем уже в апреле. Она выйдет на участок контактной сети, где движение не такое загруженное. Это будет не в центре. В качестве вариантов рассматриваем участок по Копейскому шоссе, который сейчас особо не используется. Есть участок на Бродоколмакском тракте в направлении ТЭЦ-3, где в летнее время работает садовый маршрут. Там есть возможность разогнаться, притормозить перед лежачими полицейскими. Для первых машин потребуется пройти минимум 300 км. Далее программа обкатки будет скорректирована в меньшую сторону.

В обязательном порядке должна пройти подготовка водителей и сотрудников сервиса. Квалифицированное обслуживание современного троллейбуса очень важно для качественного оказания транспортной услуги. Новая машина должна обслуживаться по стандартам производителя, а в нашем холдинге очень высокие требования.

После того как первые серийные троллейбусы пройдут успешную обкатку, мы совместно с ЧелябГЭТ планируем выпуск этих машин на городские маршруты. По предварительным планам, это должно случиться летом.

«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара» 2

Новые троллейбусы - это целиком разработка холдинга «Синара – Транспортные Машины»? Какие компании задействованы в проекте и из каких городов? Использовался ли опыт Москвы с их электробусами?

— «Синара – Транспортные Машины» – это крупный машиностроительный холдинг, который занимается производством и обслуживанием железнодорожных локомотивов, электропоездов «Ласточка», путевой техники и т.д. У него есть соответствующие научно-технические компетенции, производственный потенциал, высококвалифицированные команды специалистов, есть предприятия по инжинирингу. К слову, в Челябинской области мы сервисуем локомотивный парк ЮУЖД. Некоторое время назад мы также поставляли трамваи и оснащали их нашей инновационной разработкой в части накопителей электричества, что позволяло осуществлять движение на автономном ходу.

Всё это позволило нам взяться за проект и создать модель троллейбуса собственной конструкторской разработки. Была разработана конструкторская документация для универсальной колёсной платформы общественного транспорта. На базе этой платформы можно сделать обычный троллейбус, троллейбус с увеличенным автономным ходом, электробус и в перспективе газобус, а также дизельный автобус. Мы видим в этом рынке большую перспективу. Универсальность производства позволит гибко реагировать на запросы потребителей в различных городах.

Что касается кооперации, то сегодня при выпуске троллейбусов используется большое количество разных материалов и комплектующих с производственных предприятий Челябинской области. Это и метизы, и крепёж, литьё, механическая обработка деталей, колёсные диски, определённая часть телематической системы. Список очень большой, и мы рассчитываем его пополнять.

Есть ли какие-то фишки у новых троллейбусов?

— Наш троллейбус – это проект, созданный с нуля, а не реинкарнация какого-то существующего. Мы постарались учесть известные недостатки троллейбусов предыдущих поколений. У машины высокий потолок. Она объёмная и с увеличенной площадью остекления, поэтому внутрь проникает больше света. Продуманы места для маломобильных граждан, места для пассажиров с колясками. Машина отличается увеличенным проходом между сидениями, особенно в районе задних колес: там можно разойтись двум людям солидной комплекции.

Количество посадочных мест в троллейбусе увеличено до 33. Его энергоэффективность в среднем на 15% выше, чем у аналогов. В нашей машине нет вспомогательной дизельной установки, которая задействуется зимой под нужды тяговых батарей, потому что климатическая система троллейбуса обеспечивает необходимый температурный режим их работы.

Ещё хотелось бы отметить комфортное место водителя. Оно современное, его можно подстроить под себя, всё регулируется: кресло, руль, есть места для хранения личных вещей и верхней одежды. Очень красивая и наглядная цифровая приборная панель. Конструкторы постарались сделать так, чтобы вождение троллейбуса не было тяжёлым физическим трудом. Взять хотя бы токоприёмники, за которыми нужно постоянно следить. В нашей машине всё это автоматизировано. Штанги токоприёмников складываются автоматически, если троллейбус продолжает движение с использованием автономного хода. Есть и опция автоматического поднятия токоприёмников.

«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара» 3

Есть ли какие-то зарубежные комплектующие, узлы и агрегаты в вашем троллейбусе?

— Когда мы проектировали машину и создавали конструкторскую документацию, конечно же, ориентировались на лучшие доступные мировые решения. Но в текущий момент все производители колёсного транспорта сталкиваются с тем, что поставки из недружественных стран прекращены или сведены к минимуму. По этой причине мы активно ищем замену на альтернативных рынках или внутри нашей страны. Например, передняя подвеска изначально была немецкой компании ZF, сейчас – российский Ростар. Задний мост пока заменили на изделие китайского производителя, но недалёк тот момент, когда будет использоваться равнозначный аналог, выпущенный в России. Мы над этим работаем. Тормозная система, ABS, система пневмоподвески, книлинг – это то оборудование и компоненты конструкции, которые требуют импортозамещения. Но заместить некоторые узлы быстро крайне сложно. Например, ABS и пневмоподвеска – это ещё и программное обеспечение, микроконтроллеры, процессоры, которые анализируют условия, в которых движется троллейбус. Здесь требуется длительное тестирование при внедрении отечественных аналогов.

Скажется ли отсутствие комплектующих из недружественных стран на объёмах и сроках производства?

— Коллеги ищут альтернативы. Но на сроках производства это не должно кардинально сказаться. Уже больше года мы живём в новых реалиях, выстраиваем логистику по-новому. Это, конечно же, может влиять на стоимость, но подобные вопросы решаемы.

«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара» 4

Любая новая техника имеет свойство выходить из строя. Кроме того, практически всегда требуется адаптация под условия городской среды, климата, особенностей дорожной инфраструктуры. Кто будет заниматься сопровождением, обслуживанием транспорта и сопутствующей инфраструктуры после его поставки? Чья эта зона ответственности, и кто будет нести расходы?

— Во-первых, машина уже прошла полный комплекс ходовых испытаний и те решения, которые были заложены в конструкцию, полностью подтвердились. Троллейбус СИНАРА-6254 получил сертификат одобрения типа транспортного средства в Росстандарте. Во-вторых, мы действует строго в рамках технического задания, согласованного с региональным Миндортрансом. Там отдельно прописано, что вся техника должна исправно работать в климатической зоне Челябинска. Кроме того, троллейбусы будут выходить на участки с новой контактной сетью с приведёнными в порядок энергетическими установками. Увы, но про тяговые подстанции многие забывают. А для качественной работы машин важно стабильное напряжение, в противном случае электроустановка может быстро выйти из строя.

Понятное дело, что после обкатки у нас появится материал для дальнейшей оптимизации конструкции. После начала эксплуатации машин и пробега 50, 100 и 150 тыс. км и так далее на протяжении всего жизненного цикла мы будем анализировать, как работают основные узлы и агрегаты. По условиям концессионного соглашения сервисом выпущенных для города троллейбусов будет заниматься «Синара – ГТР Челябинск», это большой плюс, потому что мы сможем понять, как эксплуатировать машину лучше и надёжнее. Сопровождением будет заниматься также отдельная сервисная служба компании-концессионера. Она будет работать в новом и реконструируемом депо, проводить текущий, ежедневный осмотр, разного рода ремонты и т.д.

Сколько всего троллейбусов будет выпущено в Челябинске в этом году? Сформированы ли планы на следующий год?

— Производство, которое совсем недавно мы открыли, рассчитано на максимальную производительность в 350 машин в год при работе в две смены. Сейчас предприятие работает в одну смену, сборка осуществляется на стапелях. Тут всё стандартно. При необходимости на нашей площадке можно запустить вторую очередь. Прямо сейчас в высокой степени готовности есть 20 единиц. До конца года планируется выпуск ещё 148 машин.

Будет ли предприятие поставлять троллейбусы в другие города? Возможно, есть какие-то твёрдые контракты?

— Контракт на поставку троллейбусов в Челябинск предусматривает 168 единиц, и холдинг СТМ, конечно, нацелен на поставки колесной техники в другие города. Коммерческая служба компании работает с потенциальными покупателями продукции в муниципалитетах ряда регионов, где имеются троллейбусные сети. Проект абсолютно коммерческий, он получил хорошие отзывы на ПМЭФе и Иннопроме. Потенциал высокий, рынку нужны новые машины. Например, в работе находится проект по возможной поставке троллейбусов «Синара» в Калугу и еще несколько городов, но пока договоренности не достигнуты, я бы не хотел раскрывать детали. Считаю, что у наших машин есть и экспортный потенциал.

- С какими сложностями вы сталкиваетесь в рамках проекта? Как решаются эти вопросы?

- Я бы не называл это сложностями. Это просто задачи, которые требуют своего решения. В проекте много участников, и все они работают сообща. Есть помощь со стороны правительства региона, муниципалитета, потому что троллейбусы передвигаются по дорожной сети города Челябинска. Организуются выделенные полосы, что позволит увеличить скорость движения транспорта и соблюдать расписание. Я считаю правильным, что завод по производству троллейбусов открыт в Челябинске, поскольку здесь реализуется концессионный проект. Мы сможем исследовать и обсуждать опыт использования нового подвижного состава с конструкторами и инженерами ЧЗГЭТ и улучшать конструкцию машин, в этом я вижу значительный синергетический эффект.  

«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара» 5

Как вообще организована работа компании «Синара — Городские Транспортные Решения» в Челябинске? Какие производственные площадки для этого используются? Сколько людей работает в штате? Чем они занимаются?

— Как правило, под любую концессию создаётся SPV – компания с нулевой историей, у которой нет никаких обременений. В нашем случае – это «Синара – Городские Транспортные Решения Челябинск». В этой компании работает менеджмент, который заточен на решение юридических, финансовых и административных вопросов, а также вопросов, связанных с проектированием и строительно-монтажными работами. Это очень высококвалифицированные специалисты, которых мы достаточно долго искали. Они находятся в постоянном контакте с концедентом – Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области». Помимо этого, работает служба технического заказчика, которая ранее уже реализовывала самые сложные инвестиционные проекты. По сути, это экспертная группа, которая ведёт проект с самого начала до получения заключения о его соответствии проектным решениям.

Если говорить о самом производстве троллейбусов, то оно организовано на «Челябинском заводе городского электрического транспорта» (ЧЗГЭТ). На его создание направлено порядка 1,2 млрд рублей. Проект ЧЗГЭТ не входит в концессионное соглашение, это собственные средства холдинга «Синара - Транспортные Машины». На производство мы набираем специалистов базовых рабочих профессий: сварщиков, слесарей, электромонтажников, наладчиков технологического оборудования. За кадры мы сейчас конкурируем с другими челябинскими предприятиями. У нас интересные условия работы и инновационный продукт. До конца года штатная численность работников ЧЗГЭТ составит до 400 человек, однако в дальнейшем она может быть увеличена до 700 сотрудников.

Вообще нам повезло, что в Ленинском районе Челябинска такое сосредоточение предприятий, которые связаны с металлообработкой и машиностроением. Во многом это условие повлияло на выбор Челябинска в качестве базы для размещения ЧЗГЭТ, это позволит активно выстраивать производственную кооперацию.

Каким вы видите общественный транспорт в Челябинске в горизонте 2-3 лет? Каким он станет?

— Я с оптимизмом смотрю на развитие общественного транспорта в Челябинске. Как вы видите, руководство региона уделяет этому направлению серьёзное внимание. Новые автобусы большого класса, современные трамваи, а теперь ещё и троллейбусы нового поколения - такого раньше не было. Исторически Челябинск был троллейбусным городом. 20 лет назад пассажиропоток этого вида транспорта в год составлял около 150 млн пассажиров. Сейчас это чуть больше 20 млн пассажиров, показатель снизился почти в семь раз. Троллейбус первым пострадал после того, как под контактную сеть запустили автобусы большого класса, а потом появились многочисленные маршрутки. Трамвай тоже потерял пассажирский поток, но не так сильно из-за обособленностей путей: на проспекте Победы, например, до сих пор нет никакой альтернативы трамваю.

Сейчас потенциал челябинского троллейбуса начинает реализовываться. Экономика у него гораздо лучше, чем у автобуса. Он живёт дольше, чем автобус, который нужно в обязательном порядке обновлять каждые 7 лет. Срок эксплуатации троллейбуса – 15 лет. Кроме того, новые машины могут работать на автономном ходу, а это позволяет использовать их даже там, где нет контактной сети. Это повышает маршрутную гибкость.  И мне очень приятно, что я имею к этому отношение. Это дело, где виден результат. Вся наша команда на это нацелена.

«Новому троллейбусу нужна новая инфраструктура», — Илья Таболин, «Синара» 6

Автор: Иван Кущ

Другие материалы по теме читайте на CHEL.DK.RU в рубрике #КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.