Торговля на маркетплейсах: как защитить право интеллектуальной собственности

Торговля на маркетплейсах: как защитить право интеллектуальной собственности
Иллюстрация: «Гаврюшкин и партнеры»

Торговля на маркетплейсах очень привлекательна для продавцов благодаря огромному спросу. На больших онлайн-площадках можно быстрее развивать бизнес и хорошо зарабатывать.

При этом к поставщикам товаров есть ряд жестких требований, которые необходимо выполнять.

Нарушение установленных правил грозит немалыми штрафами и даже запретом вести торговлю на маркетплейсе. Но в последнее время участились ситуации, когда торговая площадка нарушает права селлера. Рассматривая вариант выхода в онлайн-торговлю, первое, о чём должен позаботиться предприниматель, — защитить свою интеллектуальную собственность, права на обладание товарным знаком. Маркетплейсы не всегда соблюдают законы, регулирующие вопросы защиты интеллектуальной собственности. Добиться справедливости в современных судах и даже в суде по интеллектуальным правам совсем непросто, а зачастую и невозможно, объясняет руководитель юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин. Юрист приводит в пример одно из самых распространенных нарушений в сфере онлайн-торговли — использование другими продавцами фирменного наименования компании или уникального контента либо товарного знака.

Шок-вердикт: как решаются споры в судах

ООО «Шок цена» из Магнитогорска обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Wildberries о взыскании компенсации в размере 1 200 000 рублей за нарушение исключительного права на товарный знак. Правообладатель потребовал от торговой площадки удалить контент с дублирующим наименованием. Маркетплейс этого не сделал.

Однако суд в удовлетворении исковых требований ООО «Шок цена» отказал. Не согласившись с вердиктом Арбитражного суда, владелец торговой марки обратился в суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой. Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, заявитель попросил отменить прежние решения судов и направить дело на новое рассмотрение. По мнению же судов первой и апелляционной инстанций, продавец, предлагая к продаже свою продукцию на платформе Wildberries, самостоятельно и по своему усмотрению заполняет всю информацию о товаре. То есть ответственность ООО «Вайлдберриз» как информационного посредника носит ограниченный характер, а потому требование о взыскании компенсации не подлежит удовлетворению.

Также, по мнению судей, маркетплейс как информационный посредник не несет ответственности за возможное нарушение права на товарный знак, поскольку не осведомлен о возможном нарушении исключительного права на него.

Ну а как я тогда выиграл суд у ООО «ВКонтакте»? Ведь эта социальная сеть тоже является информационным посредником, однако победа была за мной. А победил я потому, что информационный посредник тоже несет ответственность, но не за то, что разместил, а за то, что не удалил контрафактный контент по требованию правообладателя, — недоумевает Сергей Гаврюшкин.

Суд по интеллектуальным правам указал, что слоган «Шок цена» широко используется другими компаниями, производителями и продавцами для информирования потребителей об акциях и снижении цен. Такая демонстрация не признается использованием товарного знака (ст. 1484 ГК РФ) и не приводит к нарушению исключительного права на него, если при этом не создается риск смешения, то есть такое использование не вводит потребителей в заблуждение. Поэтому в удовлетворении жалобы было отказано.

Есть огромная проблема, и она демонстрируется этим делом. По факту решение, которое вынесено судом, незаконно. В нём не соблюдены нормы действующего законодательства. К сожалению, суды идут по такому пути. Маркетплейс аргументирует тем, что у него мало данных о том, что ваш товарный знак нарушается, хотя правообладатель всю информацию, в том числе скриншоты, направил. Wildberries говорит, что он всего лишь информационный посредник и потому не несет ответственность за то, что кто-то что-то разместил. Но по закону маркетплейс как информационный посредник как раз несет ответственность за то, что не удалил контрафактный контент. Вот это важно. Никакого решения суда здесь не нужно. Это Wildberries обязан был сделать в силу закона, — комментирует проблему Сергей Гаврюшкин.

По словам юриста, складывается такая ситуация: суды отказывают в привлечении к ответственности непосредственных нарушителей товарного знака, к разбирательству их не привлекают, а информационный посредник не несет ответственности за то, что разместил контент, нарушающий интеллектуальные права.

Суды говорят о том, что товарный знак «Шок цена» был получен с нарушением права, что сочетание этих слов носит описательный характер. Но тогда это вопрос к Роспатенту, который зарегистрировал такой товарный знак. Приходится констатировать, что в части защиты интеллектуальных прав правосудие пока находится на низком уровне. В кассационной инстанции доводы юристов зачастую игнорируют. Возможно, просто не хватает компетенции, — говорит Сергей Гаврюшкин.

Как избежать нарушения авторских прав на маркетплейсах

Юрист рассказал, что нужно сделать, прежде чем регистрироваться на Wildberries, Ozon или любом другом маркетплейсе.

Общие правила до выхода на любую торговую площадку:

1. Заранее собрать информацию, проанализировать рынок, чтобы не нарушить в дальнейшем чьи-то права. Можно обратиться к патентному поверенному, попросить проверить, есть ли уже действующий бренд с аналогичным названием. Это лучше, чем потом, когда ты раскрутил свою марку или аккаунт, узнать, что не можешь торговать под этим названием, потому что оно защищено товарным знаком.

2. Если обнаружили, что ваши права владельца бренда нарушены, сразу же составьте подробную претензию к маркетплейсу. Приложите скриншоты и документы, подтверждающие ваши исключительные права на товарный знак. Обязательно отправьте претензию обычным почтовым отправлением, несмотря на то что всё это делается электронной почтой. Продублируйте Почтой России, составьте опись вложения, чтобы из нее следовало, что было вами направлено.

3. Постарайтесь привлечь в качестве соответчиков по вашему делу всех причастных: и продавцов, и сам маркетплейс. Чтобы суд не отказал в привлечении соответчиков, обращайтесь ко всем сразу с первого искового заявления.

4. Фиксируйте все нарушения. С 2019 года постановлением пленума Верховного суда РФ было отменено обязательное нотариальное удостоверение. То есть теперь достаточно просто сделать видео, фото, скриншоты: сайта, карточки, времени, когда был сделан скриншот, и т.д.

Спорные ситуации на марктеплейсах по поводу интеллектуальной собственности уже не редкость, и с ростом популярности онлайн-торговли они, очевидно, будут возникать всё чаще. Как отмечают эксперты, Wildberries охотно принимает новых продавцов и далеко не всегда запрашивает соответствующие документы о праве собственности. Впрочем, и маркетплейсы уже не готовы жертвовать своей репутацией. Сергей Гаврюшкин отмечает, что маркетплейсы стали стимулировать поставщиков регистрировать свои товарные знаки. Сейчас зайти на торговую площадку невозможно, если у производителя нет товарного знака.

Реклама
Рatent-law.ru.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.