Подготовка к отопительному сезону в условиях кризиса. Опыт компании «Перспектива»

Владимир Киленский
Владимир Киленский. Иллюстрация: «Перспектива»

О специфике и нюансах подготовки к отопительному сезону с нами поделился директор теплоэнергетической компании «Перспектива» Киленский Владимир Николаевич.

Отопительный сезон начинается при снижении наружной температуры воздуха и наступлении холодов. Подготовка к отопительному сезону должна быть начата заблаговременно и проведена профессионально, чтобы населению было тепло и комфортно зимой.

Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, что представляет собой подготовка теплоснабжающих предприятий, в частности компании «Перспектива», к отопительному сезону?

— Деятельность любой теплоснабжающей организации, в том числе и компании «Перспектива», всегда сопряжена с высочайшей социальной ответственностью перед потребителями, населением. Мы являемся единой теплоснабжающей организацией в Троицке, Карабаше, Каслях, селе Миасском и поселке Октябрьском. Главнейшая наша задача — непрерывно обеспечивать население теплом в холодное время года и не допускать аварийных ситуаций. Поэтому к вопросу качественного содержания оборудования подходим очень серьезно и ответственно. И значительную долю усилий для этого мы прикладываем именно при подготовке к отопительному сезону.

Процесс этот начинается весной и является комплексной работой, которая включает как техническую, так и нормативно-документальную составляющие. Ревизии подвергаются абсолютно все производственные элементы и процессы в компании, начиная от оборудования и заканчивая компетенциями наших сотрудников. Безусловно, первостепенной является надежность оборудования в зимний период, в связи с чем мы проводим тщательный анализ и проверку всех инженерных систем. Производим ремонт оборудования, замену труб, запорной арматуры, монтаж теплоизоляции и многое другое.

Далее проводится проверка готовности оборудования к началу отопительного сезона. К сентябрю должны быть проведены все работы и устранены все недочеты в работе отопительных систем. Таким образом, летний период для теплоснабжающих предприятий является наиболее затратным в финансовом плане, поскольку выручка таких предприятий летом существенно ниже, а ремонтные работы требуют значительных финансовых затрат.

Как отразились введенные западные санкции на работе вашей компании?

— Поскольку в настоящее время в России значительное количество оборудования для производства электроэнергии зарубежное, то санкционные ограничения, введенные странами Запада, безусловно, оказывают влияние на российские энергокомпании. Основной трудностью, с которой сейчас сталкиваются наши предприятия, является доступность к запчастям и услугам для проведения технического обслуживания и ремонта оборудования. Плюс к этому произошел значительный рост цен на материалы и комплектующие. Конечно, эти обстоятельства затронули и нас, поскольку «Перспектива» — это современное и технологичное предприятие. Производство энергии у нас происходит на современных газопоршневых установках в режиме когенерации — это комбинированное производство тепловой и электрической энергии. Но здесь могу сказать, что с большей частью возникающих вопросов мы справляемся достаточно успешно.

Как выходите из сложившейся ситуации?

— Активно работаем с рынком в поисках каких-то альтернативных решений, замене иностранных комплектующих, значительную часть сервисных работ научились делать самостоятельно. Российские предприятия готовы предоставить аналоги зарубежных запчастей, но для этого необходимо время, возможно, несколько лет. Простой пример: у нас возникала необходимость в специальных болтах из сверхпрочной стали. Отечественные металлурги готовы их производить, но для этого необходимо понимать объем потребности рынка, а потом наладить производство. Из-за условных 10 болтов никто этим заниматься не будет, поскольку необходимо перенастраивать производственный процесс, тем не менее по многим позициям мы уже активно работаем с нашими предприятиями, в том числе челябинскими. Они изготавливают запчасти по нашим образцам, совместно проводим необходимые испытания и уже используем в своей работе. К примеру, валы и торцевые уплотнения для насосов, воздушные фильтры для газопоршневых установок. Могу сказать, что по некоторым запчастям цена получается в несколько раз ниже. Также местные предприятия сейчас для нас производят ремонт генераторов, электродвигателей, модулей зажигания.

Вы сказали, что цены на материалы выросли. Но ведь все затраты на ремонт оборудования заложены в тариф, который растет ежегодно?

— Это верно отчасти. Действительно, затраты на содержание оборудования заложены в тариф, который индексируется примерно на 3-4% в год, то есть за последние, скажем, 5 лет накопительным эффектом тариф вырос процентов на 25%. А какая у нас инфляция в стране была за эти 5 лет? Полагаю, это далеко не 25%. Вся эта информация доступна в открытых источниках, в отраслевых справочниках. Стоимость стальной трубы, к примеру, только за последние 2 года выросла на 50-60%, на трубопроводную арматуру, задвижки, фитинги — та же история, не говоря уже о скачке цен с марта прошлого года, где на отдельные позиции цены выросли в 2-3 раза. Как раз в период подготовки к отопительному сезону. И здесь мы говорим только о российской продукции (металл и изделия из него, бетон и так далее). Но ведь есть еще и санкционная составляющая. Многое оборудование и комплектующие либо стали недоступны, либо также выросли в цене в несколько раз ввиду изменившихся логистических цепочек. Таким образом, тариф хоть и включает затраты ресурсоснабжающих организаций, но вряд ли его размер на сегодня можно считать справедливым.

В продолжение темы про тарифы: насколько сфера теплоснабжения сегодня недофинансирована?

— Вы очень точно сформулировали вопрос. Отрасль теплоэнергетики является одной из самых недофинансированных в отечественной экономике. Экспертами называются разные цифры, но все они измеряются в триллионах рублей.

Безусловно, эти цифры отражают накопленный эффект многолетней нехватки финансовых ресурсов у теплоснабжающих компаний, которая была предопределена сдерживанием тарифов в течение последних десятилетий. Это, безусловно, является сдерживающим фактором для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, поскольку индекс роста тарифа не покрывает даже рост инфляции.

Для сравнения: ежегодные траты европейских граждан на тепловую энергию в 2 и более раз превышают затраты россиян. Для корректности, конечно, мы сравниваем аналогичные системы теплоснабжения, централизованные. Но при этом необходимо учесть, что зимы там очень мягкие. Даже в Скандинавских странах (в крупных городах), как принято считать, с северным климатом, средняя температура в зимние месяцы составляет минус 5 — минус 8 градусов. В Прибалтике немного теплее. И что уж говорить про страны Западной Европы, где зимы по большей части с плюсовой температурой, которая редко опускается ниже минус 5 градусов.

То есть нагрузка на оборудование несравненно ниже, чем в российских городах с нашим климатом. А система теплоснабжения того же Челябинска не дешевле, чем финская или немецкая. Мы используем примерно одинаковое оборудование, котлы, насосы. Теплосетевые компании также покупают трубопрокат, бетон, оборудование, специализированную технику. У нас затраты ниже только на газ и зарплату персонала. Остальное обходится дороже, в том числе из-за логистики и режимов использования оборудования. У нас в Челябинске средняя температура в зимние месяцы держится на уровне минус 15-20 градусов. Про Сибирь и северную часть страны вообще можем не говорить. А средний платеж за отопление в год в Европе выше, чем в российских городах, минимум в два раза.

А когда накладываем на это еще и низкую платежную дисциплину наших потребителей, то и получаем очень ограниченные финансовые возможности для инвестиций в основные средства.

То есть из-за низкого тарифа и плохой платежной дисциплины трудно вовремя проводить модернизацию оборудования. Какие последствия могут быть для жителей региона?

— Совершенно верно. Всё это усложняет процессы обновления хозяйства теплоэнергетиков. К примеру, в Троицке до того, как мы в 2017 году модернизировали систему теплоснабжения, уровень потерь достигал 40%. Что это значит? Температура теплоносителя на входе в дом на 40% ниже, чем на выходе из коллектора ТЭЦ. Всё это происходило из-за морального износа оборудования и тепловых сетей. Доходило до того, что жители Троицка оставались без горячей воды на всё лето, поскольку потери в горячем водоснабжении были больше, чем потребление. А потери эти ложатся на ресурсоснабжающую организацию сверхнормативом, который не компенсируется тарифом. То есть эти потери являются чистым убытком теплоснабжающей компании. И здесь у нас замкнутый круг. Недофинансирование приводит к потерям, потери съедают выручку компании и лишают ее возможности проводить модернизацию.

После того как мы стали единой теплоснабжающей организацией в Троицке, вложили сотни миллионов рублей из собственных средств и в 2017 году через механизмы государственно-частного партнерства построили новую котельную, жизнь местных жителей поменялась в лучшую сторону. Потери снизились до нормативных, аварийные ситуации практически свелись к нулю, горячая вода летом отключается только на две недели при подготовке к отопительному сезону.

Как прошла подготовка к текущему отопительному сезону и какие ремонты предстоят в будущем?

— На сегодняшний день всё наше оборудование работает в штатном режиме. Всю подготовку провели качественно и в нужные сроки. В этом году планируем провести большую ремонтную работу в рамках технического регламента. Конечно, из-за текущей ситуации подготовкой к этим работам мы занимаемся уже сейчас. Точнее, начали в конце прошлого года. Заблаговременно формируем необходимый запас материалов, заключаем контракты на поставку необходимых запчастей, чтобы к концу апреля начать подготовку к следующему отопительному сезону.

Подготовка к отопительному сезону в условиях кризиса. Опыт компании «Перспектива» 1454112, г. Челябинск,
пр. Победы, 290, 8-й этаж;
Sinergia74.ru.

 

Реклама
Sinergia74.ru.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.