Сергей Гаврюшкин: «Ушли Zara, Prada — ну и бог с ними, будет “Чебоксарский трикотаж”»

Юрист высказался о параллельном импорте, рассказал, как санкции открыли новые возможности для бизнесменов, и объяснил, почему интеллектуальная собственность становится всё важнее в новых реалиях.

Параллельный импорт — доказательство того, что Россия переиграла Запад в вопросах использования интеллектуальной собственности. Наша страна продолжает получать оригинальные товары из Европы и США, а иностранные производители лишь теряют деньги. Об этом заявил руководитель юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин.

Как объяснил эксперт, параллельный импорт базируется на международном принципе исчерпания прав. Его смысл в том, что товар под зарегистрированной товарной маркой могут ввозить в страну любые участники рынка, а не только те, кто получил разрешение правообладателя. Раньше продукция, импортированная подобным образом, автоматически оказывалась вне закона, теперь же попадает в рамки правового поля. Более того, урегулированы вопросы гарантийного обслуживания: в соответствии с постановлением правительства все обязательства берет на себя продавец.

Я опасался вала контрафакта, но этого не произошло. Товар, ввезенный по параллельному импорту, — это оригинал, и его всегда можно отличить от подделки. Таможня проводит экспертизы, да и сам рынок здесь выступает регулятором. Контрафактная продукция чаще всего оказывается некачественной, и второй раз покупатель уже просто не идет за ней, — прокомментировал юрист.

По мнению Сергея Гаврюшкина, введение параллельного импорта — адекватная ответная мера в текущей ситуации, но лишь с учетом того, что она носит временный характер. Если же всё затянется, то РФ рискует скатиться к неуважению авторских прав, а это повлечет за собой торможение научно-технического прогресса и творческого развития.

Пока в плане защиты интеллектуальной собственности в России ничего не изменилось, причем нормы распространяются как на отечественных, так и на зарубежных правообладателей, — отметил эксперт. — Конечно, были настораживающие прецеденты. Самый громкий из них — в Арбитражном суде Кировской области, который решил, что в деле можно не разбираться, поскольку истец находится в недружественной стране. К счастью, этот вердикт, как и все подобные, был отменен. Суд по интеллектуальным правам четко дал понять: у нас есть такое понятие, как исключительное право на товарный знак, и оно должно быть защищено внутри нашего государства независимо от того, где зарегистрирована компания.

Юрист подчеркнул, что в России также отказывают в регистрации товарных знаков, сходных до степени смешения с иностранными, и это играет на руку отечественным производителям. Так компании получают возможность заявить о себе и запомниться потребителям, а не просто заместить зарубежные фирмы.

Раньше импортозамещение было просто каким-то модным словом, а сейчас мы видим, что это реально работает. У нас, например, становится всё больше своих брендов одежды. Ушли Zara, Prada — ну и бог с ними, будет «Чебоксарский трикотаж». Предприниматели подтянули качество и уровень: исчезли конкуренты, спрос на их продукцию стал выше, вырос денежный оборот, появилась возможность вкладываться в развитие. Представляете, что будет дальше, если мы с этого пути не свернем? Может быть, когда-нибудь в условном Нью-Йорке или Майами появится сеть магазинов «Чебоксарский трикотаж». И это будет так же круто, как Zara, — заявил Сергей Гаврюшкин.

Эксперт уверен: сейчас российские компании очень много теряют только из-за того, что не уделяют должного внимания вопросам авторского права в целом и развитию бренда в частности. Капитализация интеллектуальной собственности — очевидный мировой тренд. Многие иностранные марки планируют бюджеты с учетом внушительного объема лицензионных платежей и компенсаций от нарушителей. А международные рейтинги самых дорогих компаний в последние годы возглавляют представители IT-отрасли, где большую часть стоимости составляет как раз интеллектуальная собственность.

Наши бизнесмены не всегда понимают, что результаты их работы представляют ценность. Сегодня невозможно представить компанию, у которой не было бы своего сайта или хотя бы аккаунта в соцсетях, а это уже объект авторского права. На таком маленьком примере я сразу объясняю, что любой предприниматель — уже владелец интеллектуальной собственности. Поэтому предпринимателям, конечно, нужно учиться, вникать в эти вопросы, — объяснил руководитель юридической фирмы «Гаврюшкин и партнеры».

Как указал юрист, уже сегодня без товарного знака сложно попасть на те же маркетплейсы. Дальше, по его мнению, эта история будет только набирать обороты.

В стране создали специализированный суд по интеллектуальным правам, наладили работу Роспатента, начали появляться школы частного права с факультетами интеллектуальной собственности, в некоторых вузах вводят отдельные предметы. Мы вошли в эпоху интеллектуальной собственности, и этот вопрос уже нельзя игнорировать, — резюмировал Сергей Гаврюшкин.

Реклама
Рatent-law.ru.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.