Владимир Денисенко: «Обувь для военных надо менять. Но у нас боятся перемен»

«Спрос на полноценную розничную торговлю в офф-лайн-магазинах никогда не упадет. Обувь — это ведь особенный товар, это не телевизор, который включается или не включается».

Челябинская обувная фабрика «Юничел» приближается к вековому юбилею. На своем долгом пути компания пережила немало кризисов и как никто знает, с какими трудностями приходится справляться легкой промышленности. Как одновременно насытить потребности «военного» и «мирного» клиента, что победит — качество или контрафакт и одержат ли верх онлайн-маркетплейсы над традиционными магазинами? Об этом CHEL.DK.RU поговорил с Владимиром Денисенко, генеральным директором обувной фирмы «Юничел».

В этом году Челябинской обувной фабрике исполнилось 90 лет: мало кто задумывается, что она — такой же первенец промышленности города, как ЧТЗ или «Станкомаш». Как вы позиционируете свою компанию в ландшафте челябинской индустрии?

— Наше предприятие всё время стабильно работало на протяжении всех этих лет. Конечно, были и тяжелые годы: сперва Перестройка, затем «лихие девяностые», когда мы столкнулись с отсутствием заказов, падением производства, приходилось сокращать людей. Но мы это тяжелое время пережили, команда руководителей Челябинского обувного объединения сумела переломить ситуацию, и мы вошли в новую действительность, сумев перестроить абсолютно всё. И ассортимент, который прежде оставлял желать лучшего, и качество продукции, ставшее на голову выше; закупили новое оборудование — автоматический раскрой, швейные автоматы, затяжные машины, — чтобы стать наравне с итальянскими фабриками.

Сейчас на трех предприятиях «Юничел» работает почти две с половиной тысячи человек: 1400 человек на основном производстве в Челябинске, 600 человек на Златоустовской фабрике и 400 человек в Оренбурге. Плюс масштабная сеть розничной торговли — 630 магазинов. Каждый из них несет бренд «Юничел» («Юни» — «объединение», «Чел» — «Челябинск») как знамя Южного Урала по всей стране и даже за ее пределами.

Сейчас мы не только на первом месте в России по производству кожаной обуви, мы еще и самое большое по численности сотрудников предприятие легкой промышленности в стране. Когда-то было Свердловское обувное объединение, которое выпускало продукции в два раза больше, чем мы. А сейчас его нет вообще. Были крупные предприятия в Новосибирске, Кургане, Уфе — все они, к сожалению, не пережили 1990-е годы.

Владимир Денисенко: «Обувь для военных надо менять. Но у нас боятся перемен» 1

Сейчас тоже ведь непростое время. Не был ли этот год для предприятия сложнее, чем прошлые кризисы?

— Год был действительно сложный с самого старта, когда началась спецоперация и из-за санкций произошел обвал поставок. Очень многое мы до 2022 года закупали за рубежом, причем в Европе — в Италии и Германии: кожи, полиуретаны, химические реактивы, даже нитки. Тем не менее в течение года мы смогли решить эту проблему. Нас выручили российские производители. Если вспомнить, еще 10 лет назад мы 50% кожи закупали за рубежом: в Южной Корее, в Испании, в Турции. Сейчас же импорт кож занимает 3-5%.

Остальные 95% — это кожа российского производства и довольно приличного качества. Отечественные кожевенники подтянули качество своей продукции — мы совместно с ними вели эту работу, давали им задания, обсуждали, как повысить те или иные свойства сырья, чтобы оно устраивало нас как производителей, а качество конечной продукции — потребителей.

Нынешний кризис имеет свою специфику. Раньше всё зависело от курса доллара, теперь вмешались другие факторы: санкции, влияющие на логистику, взаимоотношения с зарубежными поставщиками. Падение покупательского спроса, конечно, тоже сыграло роль — люди стали экономнее. Но мы смогли перестроиться в ассортименте, делать то, что нужно людям, по более доступным ценам. Мы работаем только на рынок — «Юничел» не участвует в госзаказах — и в целом весьма достойно заканчиваем этот непростой год.

Что изменилось, когда в феврале началась спецоперация?  

— Мы сразу заметили рост спроса на берцы. Конечно, ботинки для охранных предприятий, трекинговую обувь для туризма и активного отдыха, резиновые сапоги мы выпускали и раньше. Но специальную продукцию для силовых структур мы никогда не производили, этим занимаются предприятия, работающие по госзаказу.

И в этом году, на фоне серьезно возросшего спроса, по требованиям рынка нам пришлось существенно переработать подход к сапогам и берцам. Сделать кожу более влагостойкой, устойчивой к повреждениям, экспериментировать с подкладкой — натуральным мехом, мембранными материалами типа gore-tex, — и всё это, не меняя цены, тогда как многие, кто занимался продажей аналогичной обуви, задрали цены в полтора-два раза.

В итоге наша продукция оказалась востребована у призывников, у нас есть оптовые заявки от организаций, которые отправляют добровольцев в зону СВО, отдельных спецподразделений. Но, повторюсь, это всё рыночные отношения по различным каналам торговли.

Ваше неучастие в госзаказе — какая-то принципиальная позиция или это связано с какими-то другими нюансами?

— Чтобы производить обувь, которая предназначена специально для силовых структур, для использования в военных действиях, необходимо соблюдать определенные технические требования. В первую очередь это подошва — она должна быть из литой резины. Мы такую обувь никогда не выпускали: у нас просто нет такого оборудования. В то время как существуют большие производства, в Подмосковье, в Ростове-на-Дону, основной профиль которых — специальная обувь, которая производится по этой технологии.

Эта отрасль очень сильно регламентирована, и участвовать в госзаказе неспециализированным предприятиям весьма проблематично. Только на закупку оборудования и пресс-форм, которые позволят делать цельнолитую подошву, уйдет не меньше 100 млн руб. Это для нас как гражданского предприятия очень затратно и сложно. Если бы была поставлена задача и нам дали бы время — полгода-год, — по этому пути можно было бы пойти. Но такой задачи перед нами правительство не ставит.

Другая сторона вопроса — это то, что технические условия по обуви для военнослужащих рядового состава уже устарели и их надо менять. Эта обувь жесткая, неудобная, надо пересматривать регламенты. Может, непопулярное в нынешних условиях мнение выскажу — но приближать их к лучшим западным образцам по качеству и эргономике, к европейской обуви, которая является лучшей в данном сегменте.

К сожалению, у нас боятся перемен. Чтобы разработать новые технические условия, нужна масса времени для соблюдения всех формальностей: год на разработку, год на испытания, экспертизы, заключения. Я к тому, что есть специализированные предприятия, они перешли на трехсменные графики, увеличили выпуск. А то, что не хватает, закрывает рынок.

В сентябре, когда началась частичная мобилизация, спрос на берцы и подобную обувь взлетел еще сильнее. Как это отразилось на производстве «Юничел», пришлось пожертвовать «мирной» номенклатурой?

— По выпуску такой обуви мы прибавили 20 тыс. пар. В наших объемах производства — а это до 2,5 млн пар в год — это меньше 1%. Мы немного уменьшили поставки гражданской продукции для магазинов, поскольку картина спроса в период мобилизации изменилась, но в общем масштабе это ни на производстве, ни на торговле никак не отразилось.

Владимир Денисенко: «Обувь для военных надо менять. Но у нас боятся перемен» 2

Еще до спецоперации остро стояла проблема с контрафактной обувью. Вы и сами еще в мае говорили, что этот фактор остается значительным для российских обувщиков. За этот год, с учетом сокращения поставок импорта в Россию, эта ситуация как-то изменилась?

— На самом деле, если судить по статистике за январь-октябрь, официальные данные по импорту обуви не поменялись. А что касается контрабанды — как она была, так и есть. Ее объем сейчас примерно равен официальному производству в России: 100 млн пар. Примерно столько же низкопробной контрабандной обуви из вредных для здоровья материалов по-прежнему поступает в Россию и раскупается населением.

И это всё еще настоящая беда, с которой пока не придумали, как эффективно бороться. Сперва полагали, что спасет маркировка. Сейчас на оптовых рынках торгуют обувью и с маркировкой, но чаще — без нее. Случается, что маркируется одна пара — и по этим документам проходит целая партия в 10 тыс. единиц. По официальной маркировке обуви продается в два раза меньше, чем на самом деле!

А проверки в потребительском секторе сейчас отменили в рамках моратория. За малым и средним бизнесом по этому направлению фактически никто не следит. Разумеется, в этих условиях контрабанда расцветает пышным цветом.

И ведь всё это никакая не тайна — финансовые органы, таможня, силовые структуры это всё видят. Контрафакт идет целыми караванами фур из Китая напрямую или через Казахстан. И если взять данные китайской таможни по вывозу и нашей — по ввозу, получится весьма существенная разница. Это всё можно пресечь — и не было бы этого огромного объема торговли, который мы видим в расплодившихся «супермаркетах распродаж для всей семьи». Но кому-то это выгодно — поэтому ничего и не делается для пресечения контрабандных поставок.

Получается, что выпуск российских предприятий — 100 млн пар в год — не покрывает потребностей 140-миллионной страны?

— Это правда: здесь приходится компенсировать за счет импорта. Объем официальных поставок — порядка 250 млн пар обуви в год. В сумме, если считать 100 млн пар контрабанды, примерно и выходит по 3 пары на человека: это вообще вся обувь, от домашних тапочек до валенок. Но по официальным данным продается гораздо меньше — из-за неполного учета, как раз.

Государство как-то помогает исправить этот перекос и поддержать отечественных производителей?

— Меры поддержки, конечно, есть: в рамках Союза кожевенников и обувщиков мы активно работаем с правительством, чтобы оно нам помогало. Это и льготы по лизингу оборудования в 50% — очень существенная помощь, мы дважды ей воспользовались, на 300 млн руб. в общей сложности. Это и субсидирование кредитной ставки для легкой промышленности. На региональном уровне еще в 2019 году принят комплекс мер для легпрома: субсидируется закупка оборудования за счет части налога на прибыль, который мы платим в бюджет. Всё это позволяет нам находиться впереди по техническому перевооружению — что необходимо, поскольку иначе мы бы концы с концами не свели.

Владимир Денисенко: «Обувь для военных надо менять. Но у нас боятся перемен» 3 Владимир Денисенко: «Обувь для военных надо менять. Но у нас боятся перемен» 4

Другой больной вопрос нашей легкой промышленности — это кадры, без которых немыслимо развитие производства. Где вы сейчас ищете новых сотрудников и чем мотивируете работать у себя?

— Раньше набиралась группа по нашей специальности в нашем колледже «Сфера», в Омске есть заочный факультет для подготовки специалистов с высшим образованием, другие вузы тоже выпускают технологов. С рабочими специальностями сложнее — раньше было СПТУ для легкой промышленности, но его перепрофилировали под парикмахеров и прочие, более массовые специальности.

Приходится набирать людей самим, проводить обучение, с теоретической и практической частью. У нас выстроена очень мощная система наставничества – мера вынужденная, но вполне эффективная. Причем, когда мы говорим о рабочих, это далеко не всегда подразумевает ручной труд: очень много автоматизированных, даже роботизированных процессов в технологии. Дефицит кадров, конечно, есть: за последние два года произошел массовый отток, мы лишились около 100 человек, спрос на людей вообще очень высок — вы же знаете, что безработица в Челябинской области сейчас одна из самых низких в России.

Но прирост всё же есть: в ноябре пришло на 20 человек больше, чем уволилось. Мы соблюдаем все нормы по условиям и охране труда, по социально-бытовым условиям. У нас стабильная загрузка и зарплата — в этом году мы подняли ее на 15%. Да, она меньше по сравнению со средней зарплатой по региону, но для уровня легкой промышленности она достойная, и мы ее постоянно наращиваем.

Значительная часть бизнеса «Юничел» — крупная сеть фирменных магазинов. А как обстоят дела с онлайном: с выходом на маркетплейсы и прочими современными каналами дистрибуции?

— Есть интернет-магазин «Юничел», также наша обувь представлена на Wildberries, Lamoda и других площадках. Но на онлайн-сектор у нас сейчас приходится около 4% продаж. Это немного, и мы ставим задачу увеличения продаж, доведения до рыночных 10-15%. В дальнейшем оно может быть и 20%. Но мы стараемся, чтобы это был органичный, постепенный рост.

К тому же спрос на полноценную розничную торговлю в офф-лайн-магазинах никогда не упадет. Обувь — это ведь особенный товар, это не телевизор, который включается или не включается. Это кожа, которую важно взять в руки, ощутить качество. Это колодка, которая может подходить или не подходить — даже при одинаковом размере. Обувь нужно мерить! Мы и производство свое ведем с учетом мнения потребителей, которые посещают наши магазины, делаем обмеры, проводим опросы.

Другое дело в том, что каких-то позиций в том или ином магазине может не быть — и мы работаем с персоналом, чтобы они предлагали покупателям ознакомиться с полным каталогом коллекций он-лайн и могли купить, как им удобно, с доставкой домой или в магазине. Это тоже рабочая схема.

Владимир Денисенко: «Обувь для военных надо менять. Но у нас боятся перемен» 5

Возвращаясь к производству: с какими планами идете в Новый год?

— Год показал, что нам необходимо делать хорошую трекинговую обувь с использованием современных мембранных материалов. Когда ноги мерзнут? Когда они становятся влажными, промокают или потеют. А мембрана обеспечивает повышенную влагостойкость и воздухообмен. Проблема в том, что этот материал пока весь импортный — Корея, Китай, Турция. В России есть такое производство, но оно еще небольшое, так что здесь без импорта пока не обойтись. Планируем заказать в Турции кожи и нубуки повышенной влагостойкости, работаем с нашими кожзаводами в этом направлении.

Спрос на такую обувь на самом деле не завязан прямо на спецоперацию и мобилизацию: комфортные и теплые ботинки, с повышенной стойкостью к нагрузкам нужны и в мирной жизни. И мы видим, что в магазинах спрос растет, молодежь интересуется: туризм, активный отдых, охота, рыбалка. Спрос на такую продукцию будет только расти и наша задача его удовлетворить.

Другие интервью на актуальные темы читайте на CHEL.DK.RU в рубрике #МНЕНИЯ

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.