Елена Фельдман, учредитель «ЦКБ» — о киберсеке и компьютерной криминалистике

Специалисты компании проводят судебные компьютерно-технические экспертизы, а также разрабатывают новейшие продукты в области информационной безопасности.

Елена Фельдман после школы должна была поступить на хореографа, но неожиданно для себя выбрала совсем другую сферу. Сейчас она руководит «Центром Кибербезопасности» — одной из ведущих российских компаний, занимающихся проблемой защиты информации. Среди их клиентов государственные организации и крупные коммерческие структуры, в том числе банки из топ-10. Практически со всеми заказчиками организация работает на условиях неразглашения информации, поэтому многие продукты и услуги остаются закрытыми для обсуждения. Но даже в такой ситуации «ЦКБ» есть о чём рассказать.

— Вы начинали с компьютерной криминалистики: в 2011 году появилась ваша первая компания F-LAB. Расскажите подробнее об этом направлении.

— За последние 15 лет преступность всё активнее стала использовать киберпространство. Популярными видами деятельности в криминальной среде стали интернет-мошенничество, бесконтактное распространение наркотических средств, взломы, распространение вредоносного программного обеспечения. На этом список не заканчивается. В ходе расследования подобного рода уголовных дел для сбора доказательной базы следователь назначает компьютерную экспертизу. К сожалению, в России мало квалифицированных специалистов, которые могут ее сделать качественно. Особенно если речь идет о каких-то сложных вещах: например, вредоносном программном обеспечении. В этом случае эксперту необходимо практически «препарировать» подобную программу: установить, каковы ее функции, соотнести их со статьями из Уголовного кодекса и так далее. Для этого эксперт должен обладать серьезными техническими навыками и компетенциями. Решение подобного рода задач и было в основе деятельности F-LAB. Вначале выполнение экспертиз лежало исключительно на мне. Одновременно мне приходилось заниматься решением сложных задач сетевой архитектуры для местных телекоммуникационных компаний. Позже штат сотрудников F-LAB расширился за счет приема талантливых специалистов. Компания постепенно разрасталась. Это дало мне возможность сосредоточится на проблемах информационной безопасности.

— В марте 2020 года заработал «Центр кибербезопасности». Чем занимается эта компания?

— Деятельность компании сосредоточена на решении различных задач в области информационной безопасности, а также проведении научно-технических исследований в данной сфере и разработке уникального программного обеспечения.

Справка

 
В «Центре Кибербезопасности» работают 85 сотрудников. Штаб-квартира компании расположена в Челябинске, также есть офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. «ЦКБ» оказывает услуги организациям по всей России.
 

— Появились ли какие-то новые продукты в связи с хакерскими атаками на российские сервисы, участившимися после начала спецоперации?

— В конце февраля мы вышли на рынок с эксклюзивным продуктом, направленным на борьбу со специфическими хакерскими атакаками, в результате которых стартовая страница сайта заменяется на другую, которая может нести антисоциальный, криминальный или экстремистский контент. Программа мониторит ситуацию, фиксирует взломы и уведомляет об этом заказчика. Несмотря на казалось бы элементарный функционал, наша программа решает важную и трудную задачу: в онлайн-режиме определить взлом сайта клиента, не анализируя файлы на сервере компании. На сегодняшний день наш программный продукт уже внедрен и используется различными организациями и коммерческими структурами. Например, он активно применяется в работе административных органов Москвы.

Нашей новейшей инновационной разработкой является первый антитеррористический комплекс. Это программное обеспечение нацелено на обнаружение членов экстремистских и террористических группировок. Комплекс представляет собой разработку программного обеспечения нового поколения, которое ведет автоматический сбор и анализ информации из различных источников. В разработке применяется порядка 20 наших уникальных разработок и ноу-хау, в том числе такая программа, как «Химера». Данное программное обеспечение проводит мониторинг социальных сетей и новостных сайтов.

Елена Фельдман, учредитель «ЦКБ» — о киберсеке и компьютерной криминалистике

 1

— Какие из открытых разработок сейчас наиболее популярны?

— У нас есть целый ряд собственных программных продуктов, которые помогают решать пользователю различные специальные задачи. Большинство из них занесены в реестр отечественного программного обеспечения.

Например, программа «Стенографист». Она помогает переводить аудио- и видеофайлы в текстовый формат. «Стенографист» может быть использован в широком спектре видов профессиональной деятельности. Программа сокращает трудозатраты и экономит финансы.

На протяжении десятка лет мы постоянно взаимодействуем со следственными органами и видим, что у них есть потребность в цифровизации. Наша компания разработала программный комплекс «CRM-следователь». Данный продукт позволяет автоматизировать работу следователя. В прошлом году на профильной выставке мы представили допрос голосом. Человек говорит в микрофон, и его ответ автоматически протоколируется. Нецензурные выражения при этом вырезаются, а всё остальное переводится на юридический язык. Пилотные версии данной программы уже используются в практической деятельности следственных органов. Для улучшения работы комплекса в данное время мы проводим дополнительное тестирование, собираем отзывы, адаптируем продукт под отечественные операционные системы, которые используются в госучреждениях и ведомствах. Несмотря на то что это сложный и трудоемкий процесс, мы уже находимся на финишной прямой.

Также «Центр кибербезопасности» создал уникальный и удобный продукт для служб безопасности и кадровых структур крупных коммерческих организаций. Он называется «Досье». Это комплекс для сбора, аналитики и мониторинга информации о сотруднике на основе анализа информации о нём в открытых источниках. Программа позволяет экономить время работников соответствующих подразделений компаний, предоставляя выкладку из большого объема данных в короткие сроки.

Одним из принципов нашей компании является необходимость слушать и слышать наших заказчиков и разрабатывать продукты под их потребности.

— Вы единственная в Челябинской области компания, получившая лицензию, позволяющую осуществлять мониторинг компьютерных инцидентов: организовать полноценный так называемый Security Operational Center. Что это такое?

— Это ситуационный центр информационной безопасности, который мониторит работу систем защиты информации и реагирует на возникающие киберинциденты у заказчика. А также позволяет нам оперативно разбираться в ситуации: как это произошло, каковы параметры используемой вредоносной программы, источники ее происхождения и управления, пути и адреса отправки похищенных данных и так далее. На это способна только высококвалифицированная и сплоченная команда, такая как наша. Подчеркну, что компаний, которые проводят подобную работу в нашем регионе, мы не знаем. Организовать такой центр получилось за счет большого штата специалистов по кибербезопасности, включая разработчиков, а также уникальных компетенций наших криминалистов, тестировщиков и исследователей.

— Делитесь опытом с коллегами?

— Мы регулярно участвуем в различных профориентированных, научных и научно-практических конференциях, на которых обсуждаются фундаментальные вопросы. В сентябре нас приглашали на конференцию в Индию с воркшопом, где обсуждались современные проблемы информационной безопасности, новые виды взлома коммерческих информационных сетей и пути противодействия им. На наше выступление пришли около 400 человек. Помещение, где мы выступали, не смогло вместить всех желающих, так что многим пришлось сидеть на полу.

— Как вы набираете сотрудников?

— Мы сами занимаемся подготовкой своих специалистов. У нас много экспертов из преподавательского состава в штате, которые ведут пары у студентов в различных вузах. Те, в свою очередь, интересуются и приходят к нам овладевать новыми навыками.

У нас выстроена очень мощная система обучения сотрудников: постоянно приглашаются исследователи из других регионов и стран, привлекаются узкие специалисты в сложных тематиках. По ряду узких направлений, например, реверс-инжиниринг, в нашу команду входят сразу три специалиста. Причем по всей России их наберется не более десятка. 

Самому молодому сотруднику в нашей организации сейчас 16 лет, он учится на первом курсе техникума. Мы стартап-площадка для молодых специалистов: если человек хочет развиваться, у него есть стремление, и он готов учиться, следовать с нами к одной цели, то мы готовы взять его в свою команду!

Реклама
www.cyber74.center

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.