Егор Хребтов. Как цифровизовать медицину? Кейсы челябинской IT-компании

Егор Хребтов — основатель IT-компании «Кит актив»
Егор Хребтов — основатель IT-компании «Кит актив». Иллюстрация: CHEL.DK.RU

ГК «Белый кит» разработала для собственной сети стоматологий продукт, позволяющий автоматизировать учет и обслуживание медтехники. Убедившись в эффективности решения, организация вывела его на рынок.

Челябинская компания «Кит актив» разрабатывает IT-решения для медицинских организаций. Всё началось с программы автоматизации учета и обслуживания медтехники для собственной сети стоматологий. Сейчас у них есть еще две разработки: «Умная реанимация» и продукт для анализа снимков на рак шейки матки с помощью искусственного интеллекта. Подробности — в интервью с основателем и генеральным директором ГК «Белый кит» Егором Хребтовым.

Бренд «Белый кит» запускался как сеть стоматологических клиник. Как в структуре холдинга появилась IT-компания «Кит актив»?

— Лет 10 назад я встретил товарища — известного предпринимателя, который работает в сфере IT, и он мне сказал: «У тебя должна быть IT-стратегия. Ты должен понимать, какие процессы нужно диджитализировать, почему и какими программными продуктами для этого ты это будешь пользоваться».

Тогда мы собрали мнения сотрудников и определили самый больной вопрос. Им оказался учет и обслуживание медицинского оборудования. Сеть у нас достаточно большая, и иногда врачи были недовольны сроками и качеством обслуживания, а я не мог спрогнозировать, что, где, когда и по какой причине сломается. 

Дальше, общаясь с главными врачами других клиник, я стал спрашивать, как у них обстоят с этим дела. Мне все в один голос говорили, что на самом деле есть большие проблемы. Это было основанием для меня принять решение о разработке собственного программного продукта. Так и начался «Кит актив».

Какие результаты лично вам дало внедрение KITACTIVE?

— У нас повысилась удовлетворенность врачей, и мы на 40% снизили затраты на внеплановое обслуживание и ремонт. Вам же продвинутая машина говорит, что масло пора менять. Если вы этого не сделаете, двигатель заклинит, а стоимость его замены — это треть от цены машины. Здесь точно так же. Через автоматизацию, планирование регламентного обслуживания и своевременное информирование о необходимости проведения работ мы добились такого результата.

Как именно работает продукт?

— Знаете такую технологию, как интернет вещей? Она, например, применяется в «Умном доме». Есть датчики, которые в режиме реального времени передают информацию об оборудовании и позволяют управлять им: включать или выключать свет, запускать кофеварку и так далее. 

Больница как здание с набором активов тоже может быть умной. Допустим, если там прорвет воду, то может затопить дорогущее оборудование, и придется тратить очень много денег на ремонт. Чтобы этого не случилось, мы устанавливаем датчики протечки.

Или вот пример с аппаратом МРТ. Там используется гелий, который охлаждает магнит. Если он не той температуры, которая нужна, происходит выброс вещества, и оборудование просто встает. Мы же на эту систему охлаждения навешиваем датчики, аппарат включается в нашу систему, и мы можем принимать превентивные меры, исправлять ситуацию до того, как возникнет проблема.

Где-то, кроме вашей сети, уже работает KITACTIVE?

— Да, по этому продукту мы уже вышли из стадии пилотирования в коммерцию. Из знаковых Пилотных проектов— Коммунарка, сеть “МРТ Эксперт”, одна из крупнейших частных  московских сетей - “Клиника Семейная”, ОКБ № 2 в Тюмени — тоже огромное медицинское учреждение, госпиталь Тетюхина в Нижнем Тагиле. В Челябинске это Детская областная клиническая больница. 

Также мы начали работу с Министерством здравоохранения Узбекистана. KITACTIVE является основным решением по учету всего медицинского оборудования, эффективности его использования и ряду других показателей, которые нужно отслеживать в динамике по всей республике.

С Минздравом Челябинской области мы пока в режиме переговоров. Конечно, очень бы хотелось, чтобы региональные IT-компании получали заказ здесь, чтобы власть делала для них максимально френдли-историю. Тем более KITACTIVE — это уже не стартап, а полноценное решение, продукт, созданный с нуля, прошедший экспертизу и зарегистрированный в государственном реестре медицинского софта. 

Егор Хребтов — основатель IT-компании «Кит актив»

Ваш второй продукт — «Цитокит». Что он из себя представляет?

— В России в целом и у нас в регионе в частности есть такая проблема, как рак шейки матки. Решить ее можно за счет онкоскрининга. Чтобы выявлять это заболевание на ранней стадии, в области нужно проводить по 450 тысяч таких анализов ежегодно.

Сейчас их делают классическим способом. Берут мазок и отправляют его в лабораторию, где сидят люди с микроскопами. Они уже смотрят и говорят: «У этой клетки есть признаки патологического строения, а с этой всё в порядке». 

Один человек может глазками отсмотреть 80-100 препаратов в день, а таких специалистов в регионе единицы. При этом процент ошибки — 30. Время — неделя или даже две. Поэтому, используя только ручной метод, на нужные объемы диагностики выйти невозможно.

«Цитокит» — это решение по автоматическому анализу фотографии на рак шейки матки с применением машинного зрения. Мы учим нейросеть через цифровую камеру видеть признаки патологического строения клетки. Искусственный интеллект определяет: вот здесь что-то не то, а здесь — норма. Затем врач уже осматривает эту историю. Скорость увеличивается на порядок, и качество диагностики тоже возрастает. 

Решение уже полностью готово?

— Мы вышли на этап прототипа, у нас уже есть математический алгоритм, и сейчас нам нужно его обучить на конкретных датасетах. Как это происходит? Дата-сайентист вместе с врачом садятся и «скармливают» искусственному интеллекту базу снимков, таким образом натренировывая его отличать здоровую клетку от больной. 

Просто так где-то взять этот датасет нельзя, поэтому мы пришли в Южно-Уральский государственный медуниверситет, с которым у нас подписано соглашение о сотрудничестве, и сказали: «Нам нужны базы снимков и руки ваших молодых ученых, которые помогли бы провести работу».

Они пошли нам навстречу, и сегодня мы в процессе согласования темы научной работы для одного из ординаторов: «Применение машинного зрения для определения нормы или патологии в строении клеток на рак шейки матки». 

Зачем это вузу?

— По идее, все разработки, накопленные в университете, должны превращаться в реальные продукты с их пилотированием и запуском в практику, но сейчас есть сложность с коммерциализацией проектов, привлечением бизнеса в этот процесс. «Кит актив» как раз протаптывает дорожку взаимодействия.

Вузу нужны такие истории успеха: не просто какая-то научная деятельность и не количество опубликованных статей, а конкретный результат, который можно потрогать ручками. На этом учебное заведение сделает себе определенное имя и сможет что-то заработать.

Ординатор, молодой ученый от такой модели тоже только выигрывает: его работа идет не в стол, а позволяет создать реальный продукт, который приносит пользу. 

«Кит актив» — одни из активных предпринимателей, которые с удовольствием занимаются научными разработками совместно с университетом, — прокомментировал начальник отдела коммерциализации ЮУГМУ Алексей Королев. — Мы заинтересованы в этом, потому что проекты имеют прикладной характер и в дальнейшем, возможно, выйдут в реальный сектор экономики, будут помогать как врачам, так и пациентам. Сегодня медуниверситет направляет свое внимание на помощь технологическим предпринимателям в решении вопросов, связанных с разработкой новых решений для здравоохранения, внедрения как своих научных разработок, так и  разработок бизнесменов в сектор здравоохранения. Одним из ключевых направлений является формирование так называемого «одного окна» для регистрации медицинских изделий и получения соответствующего удостоверения Росздравнадзора. 

Еще один совместный с ЮУГМУ проект: «Умная реанимация». Расскажите о нём.

— Когда человек лежит в реанимации, по нему в реальном времени должны собираться данные из огромного количества источников, чтобы лечащий врач мог оперативно принимать решения. Еще лучше, если информационная система, отслеживая все показатели, будет сообщать о существующих триггерах, говорящих о возможном изменении уже витальных показателей. Система позиционируется, как система поддержки принятия решения врачом.

Наша система объединяет все данные с прикроватного оборудования, из медицинской системы (что за пациент, какой у него диагноз, анамнез, какие назначения) и с лабораторной информационной системы (результаты анализов). Информация собирается в одном месте в виде удобных графических интерфейсов с возможностью информировать лечащего врача об изменении показателей.

По этому проекту мы сейчас совместно с вузом подали заявку на грант в РФРИТ. Недавно была итоговая защита проекта, теперь ждем результатов.

Сейчас мы наблюдаем повышенный интерес к разного рода стартапам и проектам на стыке IT и медицины, — подчеркнул директор регионального оператора фонда «Сколково» IT-Park-74 Дмитрий Козленков. — И одно из ключевых направлений — применение искусственного интеллекта для распознавания снимков КТ, МРТ и других данных по разным заболеваниям. «Кит актив» как раз использует эту технологию. Совместно с компанией мы планируем провести хакатон, пригласив туда студентов-айтишников и ребят из медуниверситета. Это будет большой шаг к созданию готового продукта.

Егор Хребтов, отечественные ИТ компании, ИТ, рак шейки матки, умная больница, Кит Актив, Цито Кит

Самое читаемое
  • Челябинский ТРК «Куба» продается за 1,2 млрд рублейЧелябинский ТРК «Куба» продается за 1,2 млрд рублей
  • В Челябинске закрылся бар напротив областного правительстваВ Челябинске закрылся бар напротив областного правительства
  • Возле нового ЖК в микрорайоне Парковый планируется построить торговый комплексВозле нового ЖК в микрорайоне Парковый планируется построить торговый комплекс
  • Председатель Центрального районного суда Челябинска заявила об отставкеПредседатель Центрального районного суда Челябинска заявила об отставке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.