Как найти идеального сотрудника? Лайфхаки от профессионального рекрутера

Публикуем советы от Екатерины Карпенко, руководителя рекрутингового агентства «ТИРС». То, что они реально работают, доказывает опыт самой компании: за 19 лет она увеличила обороты в 200 раз.

Вакансия висит на джоб-портале уже несколько месяцев, но тот самый сотрудник все еще не откликнулся? А может, кандидаты приходят на собеседования, а потом неожиданно исчезают? В рекрутинговом агентстве «ТИРС» знают, как решить любую проблему, связанную с наймом персонала. Руководитель компании Екатерина Карпенко поделилась профессиональными секретами с CHEL.DK.RU.

Апгрейдим объявление о поиске сотрудника

— Как правило, нам звонят и говорят: «Кандидатов нет» или «Откликаются не те», — говорит Екатерина Карпенко. — В таком случае мы используем все инструменты оценки вакансии: прежде всего — тестируем само предложение на привлекательность на рынке труда. Иногда бывает название, которое не привлекает людей, потому что там как следует не указана функция. Например, человек читает: «Офис-менеджер», — а на самом деле это ассистент ведущего менеджера по продажам (на нем лежит первичная функция обработки документации, продаж, заявок и так далее). Очень часто бывает такое рассогласование названия вакансии и ее сути. 

Профессиональные рекрутеры помогают полностью переформулировать вакансию и сделать так, чтобы она стала не просто видимой для рынка труда, а понятной, очевидной, с ясным функционалом, и главное — совпадала с мотивацией того кандидата, который нужен. Для этого работодатель должен не только понять, какие функции и компетенции соискателя он хочет видеть, но и ответить на вопрос: «А что получит сотрудник от этого рабочего места?» Для одних важно глубокое обучение и профессиональное развитие, для других — возможность реализовать свою компетенцию в плане уникальных разработок. Если все сделано грамотно, то отклик обязательно будет. 

Мы к себе в рекрутинг выбираем один из одного, — отмечает руководитель «ТИРС». — К нам откликается тот самый человек, который нужен, потому что мы составили очень грамотное объявление, апеллирующее к мотивации человека. Он его читает и говорит: «Да, это то самое!» Но для этого мы достаточно долго учились.

Еще одно правило — «Как можно больше четкости». Даже если это креативная вакансия, в описании должны быть указаны график и место, где находится компания, а также прописана ясная, понятная система оплаты труда. Что это: сделка или почасовая оплата? Сколько составляет оклад и сколько — переменная часть? От чего зависит ее размер? Кстати, соискатели не любят, когда в вакансии указывается большой разбег — к примеру, от 30 до 160 тысяч в месяц. Границы зарплаты должны быть достаточно близкие.

— Специалисты среднего звена рассматривают работу в контексте своего остального жизненного графика. Им очень важно, какой распорядок дня, во сколько начинается работа, во сколько она заканчивается и куда придется ездить, будет ли у них возможность забирать ребенка из школы или садика, — комментирует эксперт. У некоторых есть параллельная работа по совместительству — смогут ли они совмещать? То есть современные соискатели требуют, чтобы работодатели учитывали их жизненные обстоятельства. Такого, чтобы работодатель устанавливал свои требования и правила работы, больше нет. 

Красиво встречаем кандидата и задаем правильные вопросы

На собеседовании работодатель может задавать соискателю любые вопросы, которые кажутся ему важными. Правда, нужно грамотно это преподать. Во время встречи Екатерина Карпенко советует объяснять кандидатам: «Вы меня простите, пожалуйста, вам вопрос может показаться личным, но мне это очень важно для оценки кандидата. Нам будет легче с вами работать, если мы узнаем планы друг друга и не останется никаких недомолвок». Как правило, люди после вступления — объясняющего, почему такой вопрос задается, без нажима, без напора — спокойно на все реагируют. Если этого недостаточно, в конце можно добавить: «Если вам какие-то вопросы показались неудобными, извините, просто мы в прошлом сталкивались с такой-то особенностью соискателя, и считаем, что все нужно прояснить на этом этапе». По словам эксперта, после этого вероятность того, что соискатель уйдет обиженным, остается практически нулевой.

Главная задача работодателя на собеседовании — оценить профессиональные и личностные компетенции кандидата. Первые могут тестироваться в том числе разными профзаданиями. Например, рабочему можно предложить проварить шов или выточить деталь, финансисту — дать задание, которое покажет, умеет ли он считать баланс, составлять отчеты и так далее. 

Для определения личностных характеристик есть специальные тесты, и их подбирают в зависимости от особенностей вакансии. Важно, чтобы вопросы были глубокие и позволяли включить человека в беседу, разогреть его, сделать так, чтобы ему стало интересно. Они могут касаться мировоззрения, жизненных планов, приоритетов и ценностей. Последнее — основное, потому что именно от ценностей зависит то, сработаетесь ли вы.

— У нас есть клиенты, которые выбирают сотрудников в том числе по нумерологическим картам, — рассказывает руководитель рекрутингового агентства. — И они остаются довольны совпадением! Какие-то компании приглашают психологов на собеседования, кто-то проводит графологическую экспертизу, кто-то — отправляет на полиграф. Это все системы оценки, и они имеют право на существование. Единственное — соискателя об этом нужно предупредить и понять, согласен ли он на такую систему оценки.

Чего люди действительно не любят — так это того, когда их не ждут в том месте, куда их позвали. Соискателей действительно отталкивает неграмотная организация встречи: если собеседование началось не вовремя, если человека никто не встретил, не предложили раздеться, не усадили.

Люди не любят невнимания. Когда все говорит о том, что кандидата здесь не ждут, неглубоко задают вопросы, говорят поверхностно — вот это работодателю не прощается. А если видно, что человек нужен, его выспрашивают, его узнают, то это играет на руку компании, — объясняет Екатерина Карпенко. — Мы все-таки очень часто сталкиваемся, что, с одной стороны, работодатель хочет найти человека, но не готов с ним выстроить диалог, уделить ему время, оплатить его стажировочные часы, предложить на рассмотрение трудовой договор. Казалось бы, вещи человеческие, но они огромную роль играют в найме человека. В конце концов, мы выбираем себе сотрудника — точку силы, а не источник проблем. А если в сознании работодателя сидит обратное, такое и будет отношение с той стороны рынка труда, понимаете? Нужно менять концепцию. 

Не боимся стажировок 

Как говорит Екатерина Карпенко, сейчас работодатели все чаще стали прибегать к стажировкам. Объяснение здесь простое: на первоначальном этапе соискателю сложно представить объем работы, особенно если речь идет о таких вакансиях, как экономист, бухгалтер, финансовый директор и так далее. Кроме этого, кандидат чаще всего хочет понимать, как идут дела у компании, а только по собеседованию сделать это практически невозможно. 

Сейчас о стажировке просят даже топ-менеджеры. Она может длиться 2-3 дня — этого срока достаточно для того, чтобы человек разобрался, в чем заключается его работа, посмотрел, что происходит в коллективе, как складывается бюджет, и оценил стратегические планы.

— Мы настаиваем на том, чтобы стажировка была оплачиваемая, но этот вопрос чаще всего встает, когда речь идет о каких-то линейных специальностях: продавец-консультант, официант, офис-менеджер. Там человек работает несколько полных дней, и он должен получать вознаграждение за свой труд — например, по тарифу стажера. Все это можно прописать, — подчеркивает рекрутер. — С топ-менеджерами другая ситуация: они понимают, что им объективно нужно вникнуть в дела. Какая может быть от них отдача? Они просто для себя изучают, поэтому спокойнее реагируют, когда нужно выйти буквально на два-три дня поработать, пусть даже за бесплатно. Это снижает их сомнения. 

Животрепещущий вопрос: сверхурочка

Часто еще на этапе собеседования встает вопрос о сверхурочной работе. Руководитель ТИРС уверена: она должна оплачиваться либо компенсироваться дополнительными днями отдыха/отпуска или какими-то бонусами. 

— Будет очень странно, если работодатель не продумает для себя эту форму взаимозачета, — подчеркивает Екатерина Карпенко. — Это же рынок труда: один продает свою рабочую силу, свое время, свои компетенции, другой ее покупает в обмен на что-то. 

Если работодатель не может платить большие сверхурочные, то он должен искать способы договориться с работником: например, разрешить ему один день поработать дома, решить какие-то свои дела, предложить дополнительные компенсации к отпуску, премию, оплатить посещение врача и так далее. Обсуждения этого вопроса считается абсолютно нормальным на рынке труда.

Как сделать так, чтобы сотрудник не сбежал?

Сотрудник опубликовал резюме на джоб-портале? Екатерина Карпенко считает, что для работодателя это не повод переживать. 

Залог долгих и стабильных трудовых отношений — регулярная оценка мотивации, диалог с сотрудником, получение обратной связи по его удовлетворенности работой в данной компании. Кадровая комиссия должна проводиться раз в квартал, — советует рекрутер. — Так вы всегда поймете, упала у человека мотивация или нет. Если это произошло, нужно копать глубже и выяснять причины.

Даже если сотрудник уже заявил о желании уволиться, не стоит ставить на нем крест. По мнению Екатерины Карпенко, нужно как минимум разобраться, что происходит, а дальше — замотивировать специалиста остаться, при необходимости пересмотреть условия работы.

— Задайте себе вопрос: «Почему наши рабочие отношения дошли до того, что человек вынужден прибегнуть к крайней мере? Где, в какой момент компания не услышала какие-то сигналы либо не выстроила диалог с сотрудником?» — рекомендует руководитель «ТИРС». — Так вы поймете, где упустили, недоработали, что можно улучшить — и в итоге мы получим позитивную обратную связь на рынке труда. Человек уже не будет распространять негатив, а скажет: «Ну, не сложилось, где-то я не услышал работодателя, но мы поговорили, поняли друг друга. Компания хорошая, работает, развивается».

Кстати любые негативные отзывы об организации рекрутер предлагает отрабатывать: конструктивно отвечать и брать во внимание обоснованные замечания. Кроме того, стоит давать противовес и формировать позитивный имидж компании: вести свои странички, писать статьи, снимать ролики, публиковать позитивные отзывы, показывать обратную связь работников, которых все устраивает.

— И помните: нужно обязательно выяснять, что не так. Как правило, базовый негатив у человека простой: либо систему начисления заработной платы недостаточно прояснили, либо руководитель не может выстроить диалог — говорят: «Неадекватный, не слышащий руководитель», — резюмирует эксперт.

Как меняется рынок труда

Сейчас рынок труда становится все более регидным, отмечает Екатерина Карпенко. В силу жизненных обстоятельств, геополитических и экономических процессов специалисты не заинтересованы в быстрой смене работы. Из-за этого находить новых сотрудников все сложнее.

— Если нужно нанять 2-3 менеджера по продажам (это самая распространенная вакансия), мы изучаем около 60-80 соискателей, — признается специалист. — Хотя у нас бывает и один из одного. Чаще всего это редкие истории, которые связаны со сложной работой, когда мы так формируем предложение на рынке труда, что человек, который заинтересовывается, — он и выбирается. 

Да, люди держатся за то, что у них есть, но они не готовы идти на уступки вновь появившемуся работодателю. Важно, чтобы и условия их полностью устраивали, и компания была надежной. 

Есть еще один феномен, которого раньше, до ковида, не было: практически 90% людей, чье резюме лежало на джоб-порталах, действительно готовы были поменять работу. Сейчас это повернулось: 70% соискателей не готовы прямо сейчас выходить на новое место. Они просто выслушивают предложения и изучают рынок труда, это что-то из серии «Случись чего — тогда я начну реально рассматривать другие вакансии», — добавляет руководитель «ТИРС».

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.