«Принижение себя и своих достижений почему-то до сих пор считают признаком нравственности»

Откуда «растёт» обесценивание на работе и синдром самозванца? Как понять, что вас касается эта проблема и как справиться с ней? Об этом рассказали специалисты «Лаборатории карьеры Алёны Владимирской».

«Синдром самозванца» не входит ни в один список психических расстройств и не считается болезнью, однако может серьёзно осложнить жизнь – особенно тем, кто стремится достичь многого на профессиональном поприще, в карьере или собственном бизнесе. Неверие в собственные силы сковывает наше движение вверх и открывает контрагентам и партнёрам широкий простор для манипуляций.

Как почувствовать проблему, справиться с этим комплексом и укрепить чувство собственной ценности среди коллег, руководителей и подчинённых?

​​​​​​​«Опытные руководители – умелые манипуляторы. Человек, не понимающий своей ценности, им удобен»

Алёна Владимирская
Алёна Владимирская
Глава «Лаборатории карьеры», хэдхантер
В России проблема карьерного обесценивания всегда стояла остро: общение в парадигме «я начальник — ты дурак», увы, у нас было и есть до сих пор. В последние годы эта проблема как будто стала уменьшаться благодаря приходу международных компаний с другой культурой общения; всё больше людей получало новый опыт и перенимало эту культуру, в том числе внедряя её в свой собственный бизнес.
Но сейчас тяжёлое время, и тяжесть кризиса обостряет все наши внутренние противоречия и проблемы; стало больше не только обесценивания, но и даже прямого хамства, хотя в идеальном мире, чем тяжелее бизнесу — тем бережнее надо бы относиться к человеку.

Как происходит обесценивание в кризис? Обнулились результаты: «Это же было раньше». Человек весь год пахал, сделал супер-проект, а теперь компания вынуждена его свернуть или закрыть — но почему это обнуляет ценность его труда? В следующий раз он, даже если возьмётся за новые проекты с вами, точно не будет так гореть и стараться сделать хорошо.

Бывает и так, что обнуляют, оставляют «не у дел» самого человека со всем его опытом, достижениями и так далее: дескать, времена изменились, ты такой больше не нужен, пиши заявление об уходе.

Третья, очень популярная история — присвоение достижений. «Это делала команда» — но кто-то ведь был лидером этой команды? «Просто повезло» — ребят, не бывает в бизнесе никакого «повезло», везёт тем, кто везёт. И самым пышным цветом обесценивание и хамство цветут при приёме на работу. Такого я не видела давно.

Увы, в состоянии турбулентности ситуация вряд ли изменится к лучшему: это снова входит в нашу кровь, и нужно учиться не только противостоять обесцениванию, но и не обесценивать самому.

В том числе не обесценивать самого себя. К сожалению, опять же, именно в России частью высокой нравственной культуры до сих пор считается принижение собственных достижений, неумение и нежелание себя хвалить.

Опытные руководители — умелые манипуляторы: они сразу видят человека, внутренне готового к обесцениванию и пользуются этим. Они знают, куда надавить, чтобы вы были удобны, и знают не потому, что такие умные. Вы сами обязательно покажете своё слабое место.

Можно научиться скрывать свою неуверенность так, чтобы никто вас не сбил с этого настроя. Что для этого нужно? Первое — чёткое внутренне понимание своих достижений, аудит своих минусов и плюсов, понимание своей личной уникальности. На этом фундаменте вы будете стоять твёрже и легче отстоите свои интересы. Если я уверена, что я хороший хэдхантер — того, кто в это не верит и отказывается от моих услуг, я назову дурачком, не понявшим своего счастья. Второе — позиционирование себя с любым контрагентом, собеседником, начальником или подчиненным, как с равным, правильная тактика и понимание каких-то типичных манипуляторских ловушек. Третье — не обесценивать самим. Нужно, чтобы на ком-то этот порочный круг прерывался.

Анна Алфимова
Анна Алфимова
Консультант, руководитель карьерной практики «Лаборатории карьеры»
«Синдром самозванца» никогда не возникает на пустом месте и чаще всего он — как явление, переживание, которое не даёт вам нормально работать и расти — обусловлен внешними причинами. По моему опыту, чаще всего он возникает в нескольких типах ситуаций.

1) Новая культура, другие ценности команды и проекта (это может сильно чувствоваться не только за рубежом, но и при элементарной смене стиля корпоративного общения или непривычной возрастной среде).

В этом случае стоит решить для себя, готовы ли вы мимикрировать под обстановку и зеркалить устоявшиеся ценности, погружаться в природу культурных отличий, учиться по-новому формулировать свои идеи. Не пытайтесь перформатировать людей, если это не является ваше профессиональной задачей — вы столкнетесь с явным или завуалированным саботажем, и не сможете в полной мере эффективно решить задачи, а это помешает вашему росту.
Если напряжение сильнее потенциальной пользы и только нарастает — ищите новую команду/проект/компанию.

2) Вы переоценили свои силы, не учли все сложности и ограничения, с которыми столкнулись (новая должность или смена функционала, отсутствие ресурсов, бюджета, людей, изменения на рынке).

В этом случае нужно определить свои «твёрдые активы» в знаниях и компетенциях и активно изучать всю необходимую информацию, в том числе с помощью наставника, если речь идёт о новой должности и задачах.
Скорректируйте планы, разбейте цели на более мелкие и выстройте последовательность коротких промежутков времени для оценки их достижения.

3) Вы попали в токсичную обстановку (отсутствие или неконструктивная обратная связь, манипуляции, давление со стороны руководителя или коллег).

Проанализируйте, временное это явление (из-за дедлайнов, важных проектов, резкого изменения ситуации на рынке) или традиция. Выясните, одни вы чувствуете проблему или у вас есть группа поддержки: если она есть и руководство на вашей стороне — станьте примером корректной обратной связи и уважительного отношения. Если поддержки нет — защищайте личные границы и планомерно готовьтесь к переходу, пока есть ресурс.

Откуда растёт внутреннее обесценивание?

 Ирина Гаревская
Ирина Гаревская
Карьерный психотерапевт
Корни «синдрома самозванца», как и большинства человеческих комплексов, нередко лежат в детстве. В детстве вы воспринимаете родителей как абсолютный авторитет и не «фильтруете», правы они или неправы. Вместе с необдуманными словами вы получаете определённые паттерны, которые могут проявить себя во взрослом возрасте, особенно в кризисной ситуации.

Частые фразы типа «Я знаю лучше», «Не дорос еще, чтобы рассуждать» порождают в ребёнке паттерн «Не думай». В итоге любая нестандартная задача вызывает панику, а решать проблемы получается только с помощью коллег и руководителя.

«Не трогай ничего, лучше я сама все сделаю» — паттерн «Не делай». Сложно делать что-то новое, мешает неуверенность и низкая самооценка.

«Посмотри, как Маша хорошо учится, не то, что ты» — «Не будь собой». Вечное чувство недовольства, проблема с самооценкой.

«Что ты вечно лезешь, тебе что, больше всех надо?» — «Не будь лидером». С такой установкой мечтать о руководящей должности и двигаться к ней значительно сложнее.

Часть ограничивающих, обесценивающих установок мы приобретаем во взрослом возрасте. Вот примеры некоторых из них: «Я всегда должен знать ответ», «Я не имею права на ошибку», «Если я совершил ошибку — это фатально», «Просить о помощи — значит признаться в своей некомпетентности», «Если не можешь стать лучшим — нечего и начинать».

Заметить работу этих установок непросто, но, если вы будете чаще прислушиваться к себе в моменты тревоги, вы сможете осознать свои ограничивающие установки и выйти из-под их влияния. Конкретные шаги, которые стоит предпринять столкнувшимся с ощущением неуверенности:

  • Сосредоточиться на фактах: рационализировать все результаты и собственные активы. Привлечь карьерного консультанта для объективной оценки вашей стоимости на рынке и актуальности компетенций, для формирования позиционирования и самопрезентации на основе фактов и результатов;
  • Не игнорировать эмоции. Наблюдайте за переживаниями, пользуйтесь поддержкой психолога;
  • Искать доказательства своей значимости и ценности. Привлекать окружение к этой задаче, запрашивать обратную связь;
  • Учиться без фанатизма к процессу. Не переходите к следующему курсу, семинару, книге, пока не попробовали применить хотя бы минимальный комплект инструментов на практике. Отслеживайте, какие подходы и методы для вас наиболее эффективны и углубляйтесь в них;
  • Хвалить себя. Каждому подходят разные способы: это могут быть отзывы клиентов, благодарности коллег или собственный дневник благодарности.
Евгения Галактионова
Евгения Галактионова
Карьерный консультант
Чтобы максимально эффективно «отодвинуть» синдром самозванца и связанные с ним манипуляции, оперируйте фактами, в том чиле, как уже было сказано, о своих активах. Активы – это не что-то абстрактное: чем конкретнее вы их представите, тем аргументированнее будете противостоять внешнему и внутреннему обесцениванию.

Разбейте их на три большие группы:

1) Информация — весь массив данных о вашей профессиональной сфере, знания, умения и навыки, которые подтверждены практическим опытом. Сюда могут входить:

  • знание индустрии (знаю тренды, проблемы, перечень ключевых игроков);
  • знание методологий и практик (МСФО стандарты, ITIL, методы оценки персонала);
  • знание особенностей территорий (рынки стран и регионов, особенности законодательства и т.д.)

2) Навыки — это те рабочие задачи, которые вы умеете решать и не раз уже делали это успешно: такие компетенции часто называют «хард скиллс», то есть то, что несёт непосредственную пользу для бизнеса. Отнесите сюда примеры достигнутых целей и оцифрованные результаты.

3) Репутация. Этот вид активов включает окружение, контакты, аудиторию, которая вам хорошо знакома. Важно отметить тех экспертов, с которыми вы можете говорить на одном профессиональном языке.

Ирина Гаревская
Ирина Гаревская
 
Работа — это не вся жизнь, и точки опоры, которые помогут справиться с синдромом самозванца — это ваша устойчивость в любой жизненной ситуации, внутренняя стабильность, которой так не хватает во время турбулентности и перемен. Если вы знаете, что ответить на вопрос «Кто я?»знаете свои сильные и слабые стороны, каждую свою чёрточку — это ваша самоидентификация и ваш стержень. 
  • Не сравнивайте себя с другими. У вас свой жизненный путь, у других — свой. Берите из чужого опыта то, что кажется вам полезным, и отбрасывайте ненужное.
  • Разрешите себе быть несовершенным. Это нужно для того, чтобы экспериментировать, получать новый опыт, ошибаться, пробовать снова и становиться лучше.
  • Развивайте свою ответственность. Ваши слова должны совпадать с действиями. Проанализируйте, за что в вашей жизни отвечаете вы, а что ложится на других. Помните, вы отвечаете только за себя — это ваша внутренняя опора.
  • Допустите, что вам не нужно принимать на свой счет все, что про вас говорят другие. Не пытайтесь подстроиться под их оценки. Вы можете «принять к рассмотрению», переварить, выделить то, что вам полезно, и отказаться от того, что пользы не несет.
  • Учитесь соглашаться с правдой. Отслеживайте моменты, когда вы защищаете свою точку зрения ради защиты, а не для того, чтобы добраться до сути вопроса и правильного решения. Но всегда помните, что поддерживать нужно в первую очередь себя.

Материал подготовлен на основе онлайн марафона «Лаборатории карьеры Алёны Владимирской» «Обесценивание и синдром самозванца в карьере».

Читайте на CHEL.DK.RU другие материалы рубрики #КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.