В этом году на базе компрессорного завода появится новое производство «ЧКЗ-Инструмент», которое станет одним из ведущих производителей твердосплавного инструмента в стране.
В середине октября в Красноармейском районе завершится строительство площадки «ЧКЗ-Инструмент», а само производство запустят в 2023 г. И это не единственные перемены, которые запланировали на предприятии в ближайшее время. Сейчас на территории завода идет стройка. Рядом с ЧКЗ рабочие заканчивают объект. Генеральный директор Челябинского компрессорного завода Альберт Ялалетдинов показывает на появившегося «соседа» и отмечает, что уже через две недели сюда придут новые сотрудники и приступят к ремонту компрессоров. В новом здании разместят сервисную службу завода. О новом производстве и работе предприятия в нынешних условиях гендиректор предприятия рассказал в интервью CHEL.DK.RU:
На заводе давно работает своя сервисная служба, почему сейчас для оказания ремонтных услуг решили построить отдельное здание?
— Рынок компрессоров велик. Нужно поддерживать их в рабочем состоянии, требуется много запчастей. В связи с тем, что много иностранных компаний уехало из страны, в этом году мы решили расширить свою сервисную службу и создаем ремонтное предприятие. Хотим это направление деятельности вывести на новый уровень. Если раньше мы не делали ставку на сервисное направление и отдавали дилерам, то сегодня нужно поддержать коллег, которые работают с нашими машинами. И не только наших коллег, но и тех, кто когда-то по ошибке приобрел иностранную машину. (Смеется. — Прим. ред.) Расширение сервисной площадки дает нам возможность увеличить объемы по ремонту компрессоров.
Когда мы проходили мимо склада, вы обратили внимание на то, что он сейчас переполнен. С логистикой стало сложнее, поэтому приходится запасаться?
— Все логистические цепочки порвались. Стало гораздо сложнее работать по обеспечению собственного производства комплектующими. Причем не только иностранными, но и российскими. Ведь у любого российского производителя были какие- то составляющие компоненты, которые везли из-за границы. Это была настолько серьезная кооперация. Я всегда выступал за нее и никогда не хотел полностью уходить на собственное производство, российское. Потому что, если мы будем к этому стремиться, мы придем в никуда.
Если не общаться с миром, не перенимать технологии, не видеть, что делают другие, и свое не показывать, будет полнейшая деградация. Поэтому мы всегда были настроены работать с самыми передовыми предприятиями, которые в нашей отрасли существуют.
Иностранные поставщики и покупатели как себя повели, ушли?
— В основном все наши иностранные поставщики продолжили работать. Основные проблемы возникли по тем компаниям, которые имели представительство в Российской Федерации. Это Siemens, Schneider, Danfoss и другие. Они ушли, а альтернативных логистических цепочек не было отработано. Начались проблемы с доставкой комплектующих к нам, а нашего оборудования — к ним. Важно отметить, что официально, по кодам ТН ВЭД, наша продукция не попала под запрет поставок. (Коды ТН ВЭД — товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Представляет собой единый классификатор товаров, применяемый при оформлении ввоза-вывоза через границы стран-участников ЕАЭС. Внешне код ТН ВЭД выглядит как десятизначный номер. В рамках санкций существует перечень кодов, которые запрещены на ввоз из России. — Прим. ред.) Но правительство некоторых стран по собственной инициативе не рекомендовало сотрудничать с компаниями из России. Это Швейцария, Чехия, страны Прибалтики.
И началась эта свистопляска с доставкой, только успевай подставляться. Они запрещают въезд нашим машинам, не разрешают заходить кораблям в европейские порты, мы запрещаем их машины и корабли. Всё рвется, рвется.
И до сих пор не нашли решения с доставкой?
— Нет. Пока варианты везти через Казахстан и Узбекистан, которыми многие пользуются, очень дорогие. Через Турцию — долго, огромные очереди. С Китая везти тоже небыстро. Оттуда ведь и Европа везет, причем по нашим железным дорогам. Это огромные очереди. Большие проблемы с этим сейчас. У нас сейчас краска стоит на границе, оборудование итальянское. По всей номенклатуре проблемы с доставкой. Даже если предприятие готово нам поставлять, то логистика всё время ломается.
И дорожает, и сроки увеличиваются?
— Однозначно. Раньше с Европы машина шла две недели, сейчас в месяц уложиться нереально. Если из Турции, то два месяца. Плюс сроки изготовления комплектующих увеличились во всём мире: это полгода-год. Это плохая история — заваливать склад, если руководствоваться классическими принципами организации производства. Но деваться некуда. Я хожу, ругаюсь на своих снабженцев, а потом, когда что-нибудь произойдет, думаю: «Какие же они молодцы-то, а».
У вас как у руководителя какое сейчас настроение: «Сколько можно?» или «Прорвемся!»?
— Столько уже всего было. Ничего страшного, и с этим справимся.
Количество заказов увеличилось? Наверняка уход иностранных коллег сыграл на руку в этом случае.
Да, пришли новые заказчики. Многие предприятия, которые раньше просто «через губу» с нами разговаривали: «Мы берем самое лучшее, мировое…» Сегодня они пришли к нам, мы начинаем общаться. Многие обращаются по ремонту, замене. Но в то же время многие инвестпроекты сокращаются, закрываются. Какие-то заказы откладываются.
Но вы свои инвестпроекты не сворачиваете. Недавно анонсировали открытие уникального для Челябинска производства твердосплавных стержней и режущего инструмента. Проект оценивается в 700 млн руб. В каких отраслях будет востребован этот инструмент?
— ЧКЗ выступил как соучредитель и гарант создания нового предприятия «ЧКЗ-ИНСТРУМЕНТ». Это изготовление твердосплавного инструмента из карбида вольфрамовых смесей. Сегодня почти 90% этого инструмента поступает из-за границы. Это будет производство полного цикла: закупать вольфрамовый порошок будем у российского производителя. С новой продукцией сможем занять 5-10% рынка. Мы обратились в Фонд развития промышленности. Нам одобрили финансирование в размере почти 560 млн руб. на приобретение оборудования и технологии по производству сверл, фрез и разверток и так далее. Больше 20 рабочих мест будет создано. Такой инструмент нужен всем промышленным предприятиям.
Не могу не спросить про финансовую составляющую: как за последние год-два изменились экономические показатели ЧКЗ?
— В период пандемии мы замерли на объеме примерно 3,6 млрд в год. Так три года держались. В этом году, надеюсь, преодолеем порог в 4 млрд руб.
Ваши компрессоры стоят на Кубе, в Узбекистане, Киргизии, Монголии, Германии, Африканских странах. Каждая поставка — работа по индивидуальному заказу. Эта тактика выбрана с момента основания завода и сохраняется до сих пор. Почему не рассматриваете вариант массового производства компрессоров?
Конкурировать с массовым производством Китая, Японии, Турции мы не сможем. Наше преимущество в том, что мы умеем работать по индивидуальным заказам. Когда заказчик просит сделать оборудование по собственным техническим требованиям, для работы в конкретных условиях, здесь у нас нет конкурентов. И в этом случае китайцы даже не могут конкурировать, потому что они не понимают наших реалий.
Последние заказы для каких отраслей были?
— Поставили 14 поршневых компрессоров в Турцию для АЭС Аккую и АЭС Руппур (Бангладеш). Они применяются в качестве резервного источника электроэнергии в случае аварий на АЭС. В Мурманскую область наша компрессорная станция ушла для Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Заключили контракт на отправку компрессоров в Краснодарский край для морского порта Тамань. На железных дорогах страны много нашего оборудования стоит.
Сейчас ЧКЗ выпускает почти сотню компрессоров разных типов. Количество возможных вариантов вашей продукции конечно?
— Лет сто надо будет еще сжимать различные газы и куда-то их перекачивать. Появилась потребность в изготовлении оборудования для получения сжиженного газа. Есть спрос, надо создавать предложение. Поэтому мы сделали три новые машины, которые нужны для производства сжиженного газа. Две компрессорные станции для малотоннажного производства СПГ в Татарстане, там идут пуско-наладочные работы. Еще один компрессор поставили для магнитогорского СПГ. Без развития никак, нужно подстраиваться под новые задачи.