Эффективный маркетинг без Google и Instagram* в 2022-м. Возможно ли?
События последних месяцев, сопровождавшиеся блокировкой популярных соцсетей и других инструментов для ведения бизнеса, поставили в тупик многих предпринимателей. Но у компании Xpage есть решение.
Сейчас непростое время для бизнеса: часть сервисов ушла из России. То, что работало раньше — уже не работает. В 2022 году закрылись сервисы Google Ads (контекстная реклама) и Google Merchant (маркетплейс), а популярную соцсеть Instagram* заблокировали.
Предпринимателям ничего не остается, кроме как вынужденно перейти на альтернативные каналы привлечения клиентов: Яндекс.Директ и ВКонтакте, либо изучать возможности Telegram, Яндекс.Дзен, Авито, Яндекс.Карты и так далее. В связи с этим стоимость привлечения клиентов существенно выросла.
Маркетологи digital-агентства Xpage поделятся экспертизой и покажут на реальных примерах, как выстроить антикризисную стратегию интернет-маркетинга, если самые эффективные каналы продвижения больше не работают.
Уход из маркетплейсов и работа над возвращением клиентов
Рассмотрим ситуацию с нашим клиентом: интернет-магазином электроники с двумя пунктами выдачи товаров в Челябинске. В рекламе акцент делался на маркетплейс Я.Маркет, классифайды («Авито» и «Юла») и контекстную рекламу, а также SEO.
С 2022 года основные каналы продвижения — маркетплейсы и классифайды — ужесточили условия для продавцов и подняли стоимость тарифов, в итоге работать с ними стало не выгодно. Потом Google Ads прекратил работу, и магазин лишился одного из каналов контекстной рекламы, с которого получал 25% клиентов.
Приняли решение: привлекать новых клиентов дорого, поэтому работа с текущими клиентами становится приоритетным направлением.
В первую очередь мы провели RFM-анализ и определили самых перспективных клиентов:
- спящие — делали больше трех покупок, но в последний год не обращались в магазин;
- постоянные — регулярно делают покупки на суммы ниже среднего чека.
Внесли в карту пути клиента (CJM) эти 2 сегмента и детально проанализировали все (офлайн и онлайн) точки контакта магазина, чтобы выявить слабые места воронки продаж и понять, как их усилить.
Затем мы придумали интересные предложения для каждой группы клиентов:
- спящим покупателям — скидку на товар и различные промокоды, чтобы вернуть их обратно в воронку продаж;
- постоянным клиентам с низким чеком — скидки на дополнительные товары, а также повышали число обращений с помощью программы лояльности.
Чтобы донести до клиентов наши предложения, использовали инструменты:
- триггерные email-рассылки и push-уведомления;
- поп-апы на сайте с персонализированными предложениями;
- интеграцию контекстной рекламы с текущей базой клиентов для показа объявлений только определенным пользователям.
Это маркетинговое мероприятие увеличило количество повторных продаж на 44%.
Несмотря на отключение одних платных источников привлечения клиентов и ограничения других, мы выросли во втором квартале на 27% по общему обороту благодаря возврату старых клиентов.
Перераспределение бюджета из Google в Яндекс
Известная в Челябинске офтальмологическая клиника оказывает разнообразные медицинские услуги: от проверки зрения до проведения серьезных хирургических операций. Один из важных каналов привлечения клиентов — контекстная реклама.
Раньше Google Ads приносил 63% лидов, а Яндекс.Директ — 37%. После закрытия сервиса Google Ads часть рекламного бюджета была направлена в Яндекс.Директ. Конкуренты поступили аналогично, и стоимость лида в нише выросла на 30%.
Чтобы выжать из контекста максимум, мы использовали новые инструменты и форматы:
- охватили больше новых клиентов: технология «Автотаргетинг» — показываем объявления пользователям, которых сложно охватить с помощью ключевых запросов;
- напомнили о себе бывшим клиентам: сервис Яндекс.Аудитории позволяет настроить рекламные объявления на основе базы контактов;
- привлекли потенциальных: технология look-alike находит пользователей, которые похожи на бывших клиентов компании;
- сделали объявления более заметными: дополнение «Промоакции» для рекламных объявлений увеличивает число кликов в среднем на 30%.
В итоге несмотря на закрытие Google Ads и подорожание рекламы в Яндекс.Директ, общее количество лидов с контекстной рекламы в мае выросло на 12% относительно докризисного января 2022 года.
Привлечение дополнительных инструментов позволяет охватить пользователей там, где конкуренты не так активны
Продвижение в соцсетях и переход во ВКонтакте
Интерьерная фотостудия оказывает услуги фото- и видеосъемки и сдает в аренду залы с декорациями. Основный канал привлечения клиентов — Instagram*.
После блокировки соцсети решили сделать акцент на привлечение новых клиентов через сообщество ВКонтакте.
Ранее мы оформили сообщество ВКонтакте, но не занимались его развитием — только дублировали контент из Instagram*.
Чтобы перевести подписчиков из Instagram* во ВКонтакте и поднять активность в сообществе, мы придумали два уникальных предложения:
- провели конкурс, где разыграли подарочные сертификаты на услуги фотостудии;
- создали гайд по позированию для съемок и раздавали его за вступление в сообщество.
Для максимального охвата делали рассылку в Direct и публиковали в Instagram* интригующие анонсы экспертных материалов, которые размещали во ВКонтакте.
Параллельно мы запустили таргетированную рекламу ВКонтакте, чтобы привлекать клиентов и новых подписчиков. За счет нее мы стали получать заявки всего на 20% дороже.
Как видно на графике, у нас почти получилось сохранить показатели по рекламе без увеличения рекламного бюджета, несмотря на высокую конкуренцию рекламы ВКонтакте и завышенные ставки.
Переходите во ВКонтакте правильно: используйте виджеты и внутренние приложения, настраивайте магазин и публикуйте контент в разных форматах
Чего ожидать и что делать в 2022 году?
Пока идет ажиотаж среди рекламодателей и рынки рекламы перегреты, остается ждать, пока ситуация стабилизируется.
Также, согласно внесенным поправкам в закон «О рекламе», с 1 сентября 2022 года в России появится Единая система учета интернет-рекламы.
Рекламодатели, рекламные системы и агентства в течение 30 дней с момента запуска должны будут передавать информацию в Единую систему: сообщать о площадках, на которых показываются объявления, количестве показов, агентах и контрагентах, расходах и так далее.
Пока непонятно, как поправки отразятся на бизнесе. Мы в Xpage мониторим актуальную ситуацию на рынке и можем вас проконсультировать.
Несмотря на прекращение работы ряда иностранных сервисов и площадок, существующие альтернативы (Telegram, «Авито», ВКонтакте, Яндекс) могут закрыть почти все потребности рекламодателей, нужно только знать, как с ними правильно работать.
Следите за трендами интернет-маркетинга и развивайте мультиканальность — так принять эффективные антикризисные меры будет легче, быстрее и дешевле.
Проблемы для российского бизнеса появились не только в сфере рекламы. В агентстве мы стабильно обслуживаем до 100 клиентов одновременно и наблюдаем проблемы в подорожании серверного оборудования (услуги хостинг-провайдеров выросли в два раза) и IT-безопасности (участились атаки на сайты с популярными движками, например, «Битрикс»).
Прогнозировать решение всех этих проблем невозможно, ситуация в мире остается нестабильной. Если вам и вашему бизнесу понадобится какая-либо помощь — обращайтесь.
Помните, что нужно не только привлекать трафик, но и правильно его обрабатывать: выстраивать долгосрочные отношения с клиентами. Советуем прочитать кейс, как мы помогли клиенту внедрить систему контроля обработки лидов Xpage.ru/mmi.
*Instagram принадлежит компании Meta. Организация признана экстремистской и запрещена в России.