Качественный аудит, прагматичный консалтинг: как бизнесу выбрать антикризисную стратегию?

Качественный аудит, прагматичный консалтинг: как бизнесу выбрать антикризисную стратегию?
Иллюстрация: «ВнешЭкономАудит»

Бизнес — непрерывное движение. Конкуренты дышат в спину, меняется поведение аудитории, возникают новые препятствия и дополнительные возможности. Как успеть за ситуацией?

Так сложилось, что наиболее осведомлены о самочувствии того или иного бизнеса компании аудиторско-консалтинговой направленности. Именно они с уверенностью могут указать на процветающие сегменты экономики, а также обозначить перечень системных проблем, возникших перед бизнесом в настоящее время. Что происходит в бизнес-среде в связи с санкциями и специальной военной операцией, какая помощь требуется компаниям разных сфер и готовы ли региональные аудиторы оказывать услуги федеральному рынку, рассказала Светлана Киселева, генеральный директор компании «ВнешЭкономАудит». По итогам 2021 года Группа компаний «ВнешЭкономАудит» заняла четвёртое место в рейтинге крупнейших аудиторско-консалтинговых организаций Урала и Западной Сибири. Исследование было проведено АЦ «Эксперт».

— Светлана Витальевна, последние три года выдались для всех нас непростыми. Из режима периодических коронавирусных ограничений бизнес окунулся в необходимость подстраиваться под режим работы в условиях беспрецедентных международных санкций, товарной ограниченности. Какие изменения в ведении бизнеса в 2022 году вы видите? Какие аудиторско-консалтинговые услуги более востребованы предпринимателями в этом году и почему?

— Главная особенность настоящего момента в том, что инвестиционный тренд, наметившийся в бизнесе в 2021 году, снова уступил задачам экономии, сохранения финансовой стабильности. В условиях экономической турбулентности любому бизнесу нужна антикризисная стратегия, позволяющая не сколько нарастить доходы, сколько сократить расходы, найти дополнительные ресурсы для развития. Неудивительно, что запросы на услуги консалтинга, прежде всего, в области оптимизации расходов, численности персонала, минимизации налогов, возрастают в разы.

Также на фоне разрывов международных цепочек товарных поставок особую актуальность приобрели услуги по оптимизации запасов, в том числе услуги по проведению инвентаризации, аудиту материально-производственных запасов, складского хозяйства — предприятия ищут оптимальные варианты управления запасами. Также одним из актуальных направлений стали консультации по юридической реструктуризации бизнеса в условиях санкций. Продолжается рост спроса на все виды аутсорсинга – юридического, бухгалтерского, кадрового. Этот тренд объясняется желанием клиентов получить комплексную квалифицированную бизнес-поддержку с минимальными затратами. Как правило, переход на аутсорсинг целесообразен, если компания желает сэкономить на непрофильных бизнес-процессах, например, если сотрудники недозагружены, либо когда сотрудники не обладают всем спектром необходимых компетенций.

На протяжении последних лет налоговое администрирование не ослабевает, налоговики «засыпают» организации различными требованиями, налоговые споры становятся более сложными. Соответственно, всё более популярной становится услуга сопровождения работы с налоговыми органами. Бизнес желает оградиться от излишнего административного давления, поскольку налоговые органы в целом стали чаще проводить «контактные» мероприятия. А с 2022 года Федеральная налоговая служба использует различные ресурсы, например, федеральный реестр выгодоприобретателей, так что спрос на эту услугу продолжит расти.

— Давайте более подробно рассмотрим перечисленные ситуации. Усиление фискального контроля мы видим не первый год – неужели предпринимателям будет ещё сложнее взаимодействовать с ИФНС? Чем вы можете помочь?

— Дело в том, что развитие налоговой системы двигается в сторону полной прозрачности всех бизнес-процессов налогоплательщиков. Электронный документооборот, безналичные расчеты, цифровая подпись, онлайн-кассы, налоговый мониторинг — все эти элементы автоматизации и цифровизации в разы повысили уровень контроля за бизнесом. Каждое движение предпринимателя рассматривается государством словно под лупой.

Не секрет, что налоговики уделяют много времени и сил на предпроверочный анализ налогоплательщиков. Чтобы не пропустить возможное нарушение, сотрудники ИФНС бесконечно рассылают в адрес налогоплательщиков различные требования и запросы: предоставить новые данные, пояснить те или иные действия, ответить на вопросы, предоставить документы. Сегодня работают принципы «докажи свою невиновность» и «не выделяйся», то есть любое выявленное при анализе деятельности налогоплательщика отклонение от нормы воспринимается налоговиками как попытка совершить правонарушение.

Игнорировать эти запросы, разумеется, нельзя, иначе — будет хуже. Но на коммуникацию с фискальными органами необходимо тратить довольно много времени. Мало того, что это отвлекает руководителя от профильных задач бизнеса, он и, как показывает наша практика, сотрудники бухгалтерских служб, не всегда знают, как правильно аргументировать возражения и реагировать на запросы. Кроме того, часто требования ИФНС незаконны, и здесь главное – вовремя приводить грамотные возражения, адекватно контактировать с налоговыми органами. Основная цель - не довести ситуацию до налоговой проверки.

Мы берем на себя «под ключ» работу по взаимодействию с ИФНС – анализируем требования, готовим ответы на запросы, пояснения, общаемся с налоговиками, сопровождаем руководителя при вызове на допросы, анализируем документы налогоплательщиков перед отправкой налоговикам. В штате нашей компании есть опытные налоговые консультанты, а также налоговые адвокаты — это специалисты с большим опытом работы, которые в совершенстве знают нормативно-правовую базу, нюансы налогового законодательства, особенности работы налоговиков.  Дополнительным плюсом для клиента является то, что не нужно брать в штат дополнительных сотрудников, загрузку которых спрогнозировать практически невозможно. Мы подключаем своих налоговых юристов по мере необходимости, когда есть работа с требованиями или когда есть что оспаривать. У наших налоговых юристов — широкий кругозор: несмотря на различную специфику бизнесов, всегда есть готовые решения на разные налоговые ситуации.

— В начале разговора вы упомянули про антикризисные стратегии для бизнеса. Всегда ли у компании есть возможности для оптимизации и экономии?

— В большинстве случаев есть, поскольку работа в стабильных условиях и в режиме полной неопределенности, который мы сейчас наблюдаем, имеет отличия. Последствия СВО — это кризис, в том или ином виде он коснется всех. Многие компании и предприятия встали на паузу, а кто-то вынужден и вовсе остановить производство, ведь вопросы импортозамещения пока или не решены, или решаются проблематично, кто бы что не говорил. Неопределенность прослеживается во всем: то валюты волатильны, то ключевая ставка скачет, то санкции расширяются. В свою очередь, в условиях неопределенности бизнес вынужден включить режим экономии по многим позициям. Соответственно, и предоставляемые бизнесу услуги должны быть очень прагматичными и направлены на конкретную пользу предпринимателям. Мы предлагаем самые разные услуги, цель которых помочь бизнесу оптимизировать ресурсы — налоговая оптимизация, оптимизация затрат, штатной численности, оценка целесообразности перевода отдельных подразделений на аутсорсинг, услуги по реструктуризации бизнеса. Я не открою особой тайны, если скажу, что многие холдинги у нас создавались хаотично — об открытии новых юридических лиц, банковских счетов, филиалов, складов, особо никто не задумывался.  Часто собственник даже не представляет во сколько ему обходится тот или иной объект ведения бизнеса.  Наша задача в данном случае — определить экономическую обоснованность выделения того или иного подразделения, юридического лица, спрогнозировать что произойдет в результате преобразований, оценить правовые и налоговые последствия той или иной реструктуризации, составить дорожную карту последующих действий.

Одна из уникальных наших компетенций — оптимизация работы бухгалтерских и финансовых служб. Каждый руководитель периодически сталкивается с вопросами – сколько человек должно быть в бухгалтерии? нужно ли брать нового сотрудника? оптимально ли загружены специалисты? можно ли оптимизировать ФОТ на содержание бухгалтерии? Без ложной скромности могу сказать, что мы знаем ответы на эти вопросы. Давно этим занимаемся, в свое время мной была создана авторская методика оценки труда специалистов бухгалтерских служб. По результатам нашей работы руководитель будет знать оптимальную численность своей бухгалтерии, кого можно перевести на другой участок, кого нужно сократить. И экономия в данном случае может быть существенна. Прямые затраты на содержание 1 рядового бухгалтера (оборудование рабочего места, ПО, зарплата, отпускные, социальные отчисления) составляют порядка 700 – 800 тысяч руб. в год. И не только по затратам на содержание бухгалтерии есть варианты оптимизации, но и по множеству других статей расходов. Мы их выявляем и предлагаем эффективные решения.

Спрос на консалтинг остаётся высоким ещё и в связи с реформированием российского бухучета. В этом году введены сразу четыре новых федеральных стандарта бухучета (ФСБУ), предприятия нуждаются в помощи при переходе на новые стандарты – мы предлагаем корпоративные семинары для сотрудников бухгалтерских служб разработку учетных политик, консультационную поддержку. Актуальность этого фактора спроса продлится до 2026 года, так как программа Минфина по разработке новых ФСБУ расписана до этого периода.

— Как меняются в условиях санкций услуги аудита и консалтинга?

— Важный фактор в том, что пандемия сыграла свою положительную роль в плане перевода многих аудиторско-консалтинговых услуг на «удалёнку». Мы тоже не остались в стороне и предлагаем удаленно различные виды аудиторских и консультационных услуг, например, те же самые консультационные семинары в формате вебинаров. Традиционной услугой для нашей компании является консультационная поддержка на абонентной основе – причем, ее мы можем оказывать компаниям, расположенным в любом регионе – услуги оказываются по телефону, по видеосвязи, в виде письменных заключений. Соответственно, у нас произошло расширение географии присутствия.

Также в силу этого дистанционного формата работы линейка аудиторско-консалтинговых услуг, которые мы готовы оказывать на удаленной основе, существенно расширилась. Одна из наших актуальных услуг сейчас –  «удаленный» аудит, в рамках которого мы можем оценить состояние учетной базы, проконтролировать работу бухгалтерии, проверить правильность формирования бухгалтерской и управленческой отчетности, составления экономических и налоговых расчетов, проконтролировать финансовые показатели компаний – для этого не обязательно куда-то идти или ехать. У нас сейчас даже подбор главных бухгалтеров и финансовых директоров происходит удаленно – по скайпу и зуму.

СВО повлекла за собой глобальную смену условий работы в России. С аудиторского рынка ушла «большая четверка», которая всегда имела определенный пул клиентов федерального уровня и задавала тон в работе. Сейчас, с уходом этой международной четверки аудиторов, будет однозначный передел рынка — и мы намерены занять более устойчивые позиции, взять на сопровождение новых клиентов, в том числе - из центральных регионов РФ. Наши компетенции позволяют нам это сделать, по ряду показателей и направлений мы и сейчас находимся в лидерах отрасли. Например, именно сотрудники нашего консультационного центра читают вебинары для партнеров федеральной сети «1С:БухОбслуживание» из всех уголков России, проводят централизованный аудит учета клиентских баз.

Я стараюсь чаще напоминать своей команде, что кризис — это, прежде всего, точка роста и время новых возможностей, когда выживают сильнейшие. А сила в современном мире — это не столько превосходство в чем-то, сколько умение слышать и понимать потребности рынка и клиентов.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.